Новости
09.05.2024
Поздравляем с Днём Победы!
01.05.2024
Поздравляем с Праздником Весны и Труда!
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
25 марта 2016г.

Модернизация системы образования и его содержания, которая продолжается в нашей стране уже не одно десятилетие, по-прежнему остается актуальной и злободневной общественной проблемой. Происходящие изменения в системе образования затрагивают интересы многих людей, вызывают неоднозначные, часто негативные оценки. Представляется целесообразным обратить внимание на некоторые аспекты государственной политики, которые имеют отношение ко всем уровням профессионального образования, в том числе и к подготовке кадров высшей квалификации.

В документах, изданных Правительством РФ, модернизация образования рассматривается как одна из основ реализации долгосрочной стратегии инновационного развития государства, обеспечения высокого уровня благосостояния населения и закрепления геополитической роли страны как одного из лидеров мировой политики [см.: 2, 3, 5, 7].

Исторический опыт осуществления модернизации в России показывает, что ее результаты во многом определяются способностью государства и общества обеспечить эффективную работу механизма реализации принятых программ [см.: 8, с. 199-200]. В наши дни на всех уровнях системы образования (федеральном, региональном, муниципальном и институциональном) происходят серьезные преобразования. Выработаны и постоянно обновляются федеральные государственные образовательные стандарты, изменены структура уровней образования и методологические подходы к реализации основных образовательных программ, внедряются новые принципы финансирования деятельности образовательных организаций и так далее. Сегодня можно отметить некоторые положительные достижения в этих процессах, что проявляется, прежде всего, в развитии материально- технического обеспечения образовательных организаций, приближении их деятельности к запросам потребителей образовательных услуг.

Тем не менее, стали очевидны и риски, которые негативно влияют на состояние всей системы образования, создают новые проблемы и противоречия в этой области общественной жизни. Так, например, в связи с принятием профессиональных стандартов на всех уровнях образования усиливается потребность в педагогических кадрах, способных быстро адаптироваться к новым требованиям и задачам, владеющих инновационными образовательными технологиями. В системе среднего и высшего образования, а также в научных организациях сохраняется тенденция «старения» кадров. Большое количество преподавателей и научных сотрудников достигли пенсионного возраста, при этом 60% выпускников педагогических вузов не идут работать в образовательные организации, устраиваются в другие отрасли. В отдельных регионах Российской Федерации только одна шестая часть молодых педагогов после первых трех лет педагогической работы остается верна избранной профессии [см.: 1, с.22 - 24; 5].

Остро стоит проблема всеобщей доступности качественного образования. Отсутствие или слабость моделей взаимодействия государственного и общественного управления образованием, государственно-частного партнерства, бизнес-сообществ и образовательных организаций не позволяет в полной мере решить эту проблему. Неравномерно распределено по регионам и даже отдельным образовательным организациям одного региона материально-техническое обеспечение образовательного процесса в соответствии с требованиями современных образовательных стандартов, что усугубляет складывающееся социальное неравенство.

В Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы [см.: 4] и в Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы [см.: 6] (далее – ФЦП) особое внимание обращено на необходимость более широкого применения проектно-целевой подхода как основы механизма реализации целей государства в сфере образования. Действовавший ранее программно-целевой подход признан устаревшим.

Программно-целевые методы управления государственными проектами, которые были рекомендованы для реализации государственной политики в форме федеральных и региональных целевых программ (например, Государственная программа Московской обрасти «Образование Подмосковья»), приоритетных национальных проектов и инициатив (например,  «Наша новая школа»),  предполагают достижение  конкретных пошаговых результатов проводимых мероприятий и контроль соблюдения сроков их реализации. Из этого перечня форматов наиболее эффективным признан формат Программы для решения комплексных задач в области образования на пять лет.

Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы дает пояснение необходимости введения проектно-целевого подхода. Проектно-целевой подход выступает как современный инструмент инновационной политики. ФЦП рассматривается как набор комплексных проектов, связанных общими целями и задачами, реализация которых позволит преодолеть стагнацию, внедрить прорывные разработки передовых образовательных и структурных моделей, программ, технологий и решений в области образования на долгосрочную перспективу. В то же время предполагается, что в рамках реализации комплексных проектов Программа станет инструментом разрешения конкретных проблем образовательных организаций, муниципалитетов и регионов в сфере образования.

В ФЦП предусмотрено создание и распространение в масштабах всего государства структурных и технологических инноваций профессионального образования. В основу решения этой задачи положена идея модернизации образовательных программ, технологий и содержания образовательного процесса на всех уровнях профессионального  образования  через  внедрение   новых  вариативных    образовательных  программ  и индивидуализации образовательных траекторий с учетом личностных свойств, интересов и потребностей обучающегося.

Реализация программ аспирантуры (подготовка кадров высшей квалификации), которая сегодня является одним из уровней высшего образования, также требует существенных изменений. Сохраняется недостаточное стипендиальное обеспечение аспирантов. Мизерный объем стипендий не соотносим с реальным прожиточным уровнем, что является одной из причин сокращения конкурса на очную форму обучения [см.: 1, с. 123]. Перед научными и образовательными организациями, осуществляющими реализацию программ подготовки кадров высшей квалификации, остро встал  вопрос о качестве подготовки аспирантов и  их диссертационных исследований. В рамках проектно-целевого подхода одним из возможных способов решения проблемы представляется осуществление приема аспирантов по направлениям научных исследований организации (в рамках профиля подготовки), в том числе фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013-2020 годы и долгосрочных исследовательских проектов по грантам различных фондов и организаций, как отечественных, так и зарубежных.

Актуальным, на наш взгляд, можно признать и создание региональных комплексных проектов и проектов образовательных и научных организаций на основе принятых ими ранее программ развития. Проекты такого рода необходимо разрабатывать на основе объективного и конкретного анализа ситуации в организациях, содержать четко обозначенные цели, мероприятия, сроки их реализации, индикаторы оценки достигаемых результатов, сметы затраты и возможные риски. Основными рисками в реализации подобных проектов могут стать формальный подход, «отписки» в вышестоящие организации, нецелевое или неэффективное использование ресурсов и т.п.

Преодоление этих негативных явлений возможно только при условии четкого соблюдения норм законодательства, участия общественности, объективного информирования профессионального сообщества о происходящих и предстоящих переменах, создания групп независимых экспертов для оценки результатов модернизации.

 

Список литературы

1.      Бедный Б.И., Миронос А.А. Подготовка научных кадров в высшей школе. Состояние и тенденции развития аспирантуры: - Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2008. – 219 с.

2.      Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы". Утв. постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295.

3.      Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

4.      Концепция     федеральной    целевой    программы    развития    образования    на    2016-2020    годы.     Утв. распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 2765-р.

5.      Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года (новая ред.). Утв. Правительством РФ 14 мая 2015 г.

6.      Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы. Утв. постановлением Правительства РФ от 23 мая 2015 года № 497.

7.      Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утв. распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р.

8.      Шалашная В.М. Роль Комитета министров и Совета министров Российской империи в законотворческом процессе 1860-1870-х гг. - Исторические, философские и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2011. - № 3 (9): в 3-х ч. Ч. 1.– С. 198- 201.