Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВНЕЭМПИРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Авторы:
Город:
Владивосток
ВУЗ:
Дата:
01 января 2018г.

Естествознание как культурно-цивилизационный феномен Западной Европы предопределило формирование современной научной картины мира. Со временем науки – как естественные, так и гуманитарные – стали доминирующим звеном культуры. К концу XX века наука и техника достигли столь впечатляющих результатов и такого влияния на все стороны жизни, что превратились, по существу, в определяющий фактор бытия цивилизации. Становление новоевропейского естествознания – вопрос достаточно разработанный, тем не менее, не теряет актуальности и сегодня. Для понимания сущности научного знания, сформировавшего характер техногенной цивилизации, изучение его генезиса имеет первостепенное значение. Развитие науки и техники под влиянием секулярных идеологий породило последствия, которые вызывают серьезные опасения. Экологический и другие кризисы, поражающие современный мир, все с большей силой ставят под сомнение избранный путь. Поэтому необходимо комплексно проанализировать предпосылки генезиса феномена научного знания для определения предпосылок дальнейшего сотворческого диалога науки и христианства.

Современная наука как уникальный феномен западноевропейской культуры в своих основополагающих чертах сложилась в период XVII в. Очевидно, что этому способствовал определенный характер той социально-культурной среды, в которой наука и появляется, т.е. Западной Европы. Понять первоначала самой науки вне контекста этой среды невозможно. Ментальные и социокультурные предпосылки возникновения классической модели экспериментально-математического естествознания, вероятно, самым непосредственным образом могут быть связаны с христианством как доминирующей мировоззренческой установкой. Для обоснования этого положения первоначально следует определить иерархию понятий: наука, культура и религия. Предлагается на рассмотрение две возможные модели иерархии понятий: 1) Культура является первым и главенствующим звеном в иерархии. Религия и наука, в свою очередь, возникают, как продукт культуры. 2) Религия занимает центральное место, следовательно, религия интегрирует вокруг себя культуру и все вытекающие её проявления, в том числе и науку.

Исследование данной иерархии невозможно без осмысления понятия религии. Юрий Владимирович Рождественский (1926-1999) в своей работе «Христианская апологетика» [4, с. 20] указывает, что термин «религия» (religio) — латинского происхождения. Рождественский рассматривает определение религии данное христианским оратором Лактанцием (IV в.), который указывает на слово «religare» (связывать, соединять), согласно которым определяет религию, как союз человека с Богом. Как указывает Рождественский, объяснение Лактанция глубже и вернее определяет сущность истинной религии. Но это еще не есть сама религия, а лишь её сущностное свойство [4, с. 20]. Далее Рождественский перечисляет следующие сущностные атрибутивные признаки данного понятия: верование в личного Бога, или – в личных богов. Вторым сущностным признаком является вера в то, что помимо видимого мира есть другой невидимый вышечувственный мир. Следующим необходимым признаком является тот момент, в котором божество представляется как разумно-нравственная воля, требующая и от людей нравственно-доброго. С понятием о богоугодной жизни как о коренной религиозной обязанности человека во всех религиях соединяется понятие о богопочтении - необходимом выражении религиозных чувств в отношении к Божеству. Народно-религиозный культ удовлетворяет: а) религиозным и высшим эстетическим и нравственным потребностям народа, б) потребности взаимного общения верующих и потребности общественной молитвы. Наконец, с существом религии тесно связано верование в бессмертие души [4, с. 21]. Исходя из данного анализа сущностных признаков религии следует, что религия имеет всеобъемлющий и всеохватывающий характер. Она обнимает собою все существо человека со всеми его духовными силами, и все стороны духовной жизни, выражая собою все, что есть наиболее возвышенного, благородного и прекрасного в существе человеческого духа.

Но что есть такое культура и почему же религия является определяющем звеном в её развитии? По большей части, все современные интерпретации термина «культуры» сводятся к тому, что культура – это некий универсум искусственных материальных объектов, созданный человечеством в процессе освоения окружающей действительности. Отец Павел Флоренский (1882-1937) выдвинул свой вариант философии культуры, который исходил из понимания того, что культура берет свои начала из религии [3, с. 107]. По его словам, культурная деятельность есть деятельность по созданию так называемых «инструментов» по освоению окружающей реальности. Существует два вида инструментов: материальные (предметы в быту) и идеальные (понятия, термины). Человек же, в свою очередь, принадлежит одновременно к миру идеальному и миру материальному. Внутренне человек принадлежит и стремится к вечности, тогда как материальной стороны, человек ограничен, не вечен и смертен. Эта раздвоенность двух миров сопутствует человеку на протяжении всей жизни. Задача преодоления этой раздвоенности лежит именно на религии. В сердцевине религии, а именно в культе, человек создает те точки соприкосновения идеального и материального, которые значимы не только сами по себе, но служат принципами истолкования всей окружающей реальности. Культ выступает у Павла Флоренского как конкретное упорядочение всего присущего культуре. Человек, избрав для себя некую ценность, святыню, получает соответствующую оценку своим действиям и проявлениям и, согласно Флоренскому, обретает также некую ориентировку жизненного пути [3, с. 107]. Культура концентрируется и упорядочивается вокруг своего центра - культа. В этом смысле начала культуры, её корни и основа всегда религиозны, выходят из культа, и в этом состоит принцип преодоления расколотости мира на идеальную и материальную сторону [3, с. 110]. Таким образом, в иерархии понятий религия занимает доминирующее положение, следовательно, религия интегрирует вокруг себя культуру и все вытекающие её проявления. В данном случае наука, а именно естествознание – это есть производное христианской культуры.

Католический исследователь в области философии науки, теологии и смежных между ними областях Стенли Яки придает доминирующее значение религии в формировании культуры, он утверждает, что именно культура влияет на возможность генезиза науки как таковой [2, с. 242]. В то время, когда культура не благоприятствует развитию научной парадигмы, то её ростки в лоне этой культуры чахнут – наука оказывается мертворожденной. Так было везде, кроме христианской Западной Европы [2, с. 242]. Следовательно, существует причина благотворного развития науки в Западной Европе, а именно то, что ученый должен опираться на ряд аксиом, которые не являются его собственным воображением. Данные аксиомы должна предоставить та культурная среда, в которой люди были воспитаны и выросли. Следует выделить следующий ряд аксиом: вера в реальность, вера в закономерность, вера в познаваемость окружающего мира.

Ученый должен относиться к миру как к тому, что уже существует. Когда мир воспринимается ученым через его органы чувств, ему важно быть уверенным, что это не иллюзия, не мираж, что мир существует не только для субъективного восприятия, но объективен и для прочих людей. Анализируя соотношение науки и христианства, Яки останавливается на ряде научных открытий с позиции соответствия их некоторым особенностям вселенной, напрямую связанным с идеей Бога-Творца. Яки выделил следующие особенности: 1) Мир сотворен Богом, в этом смысле он реален. 2) В начале мира – Бог-Творец, сотворивший мир по своей воле, по своему выбору, а это значит, что мир мог бы быть и иным, он условен. 3) Мир, как и каждая отдельная вещь в мире, специфичен, он именно такой, отличный от любого другого возможного мира. 4) Мир обусловлен причиной и развивается от причины к следствию, причем причина не может стать следствием и наоборот, поскольку развитие в целом – не циклично. 5) Мир сотворен Богом из ничего [14, с. 243].

Таким образом, через веру в божественное бытие осуществляется вера в реальность и объективность окружающего мира. Мир сотворен Самим Богом в чистом акте творения – из ничего, который раз и навсегда установил иерархию духовного и материального мира, а значит мир не есть иллюзия или нечто субъективное. Убежденность ученого в реальном существование мира, как сотворенного, необходима ему в его деятельности.

Для того, чтобы использовать научную методологию при изучении окружающего мира, необходимо, чтобы этот мир подчинялся определенным заложенным в него законам. Согласно христианскому учению, окружающим миром движет не слепая воля, а установленные Богом-Творцом законы и иерархичность. Мир разумен, упорядочен и подчиняется определенным законам природы, потому что он создан и продолжает существовать благодаря разумному Богу-Творцу. Порядок в нашем мире зависит от Божественной воли. В книге премудростей Соломона сказано, что Бог все расположил мерою, числом и весом (Прем. 11:21). Таким образом, в христианской традиции от её ветхозаветной предыстории – творение Бога считается упорядоченным и рациональным. В Библии сказано, что законосообразность природных явлений отражает красоту, совершенство и гармонию.

Томас Вудс в книге «Как католическая церковь создала западную цивилизацию» [5, с. 96], говоря о христианских убеждениях, о закономерности окружающего мира, ссылается на работы Стенли Яки, который пишет, что мир является творением Лица, обладающего высшей мудростью, и поэтому в нем есть смысл и законосообразность [5, с. 97]. Личность, а не безличная иррациональная воля является гарантом убежденности в закономерности всего макрокосмоса. По мнению Стенли Яки, эта убежденность в иерархичности и закономерности бытия дала опору христианам, которые выступали за рациональность Вселенной в эпоху поздней античности, но также, вдохновляли их и много веков спустя - во время генезиса современной науки, когда они стали использовать количественный анализ как инструмент познания Вселенной [5, с. 97].

Таким образом, вера в закономерность окружающего мира в христианской среде связанна с содержанием библейских истин о рациональности и законообразности созданного Богом мира. Мир создан Личностью, иначе единосущием всех лиц Пресвятой Троицы. Слепая иррациональная воля была бы не способна на закономерный и системный акт творения.

Веру в возможность познать окружающую материю доктор философских наук Пиама Павловна Гайденко связывает исключительно с догматом Боговоплощения. Она утверждает, что в эпоху становления и развития естествознания были переосмыслены важнейшие основания античной и средневековой физики, а также математики. Один из наиболее важных принципов физики античности – это поляризация между небесным и земным, надлунным и подлунным мирами. Надлунный мир, по мнению древних, являлся воплощением порядка и неизменных движений. Подлунный мир, в свою очередь, был изменчив и непостоянен [1, с. 30]. В античном представлении данный принцип не допускал практического применения математики. Именно христианский догмат о Боговоплощении сыграл здесь важную роль, аннулировав античные представления о полной несовместимости божественного и человеческого, небесного и земного [1, с. 31]. Согласно догмату о Боговоплощении, Христос, является Сыном Божиим, а также, является и в то же момент сыном человеческим. Раздел между небесным и земным нивелирован. Перенос земных принципов на небо Аристотеля, законы движения которого могут быть познаны с помощью математики, в отличие от движений земных, имел интенцию революции Коперника ХVI в., а также, снятие поляризации между физикой и астрономией явились предпосылками экспериментально-математического естествознания [1, с. 31].

Подводя итоги вышесказанного, делаем вывод, что необходимые для благотворного развития науки аксиомы могла предложить только христианская культурно-социальная среда. Вера в реальность, вера в закономерность и вера в познаваемость окружающего мира возможны осуществимы благодаря христианским истинам и догматам, а именно: о творении мира Богом из ничего, единосущии Лиц Пресвятой Троицы, а также Боговоплощении.

Список литературы

 

1.                 Гайденко П.П. Наука и христианство: противостояние или союз? // Метафизика. М.: Российский университет дружбы народов (РУДН), 2013. № 2 (8). С. 26-34.

2.                 Гайденко. П. П. Философско-религиозные истоки науки // Л. А. Маркова. – М.: Мартис, 1997. – 319 с.

3.                 Отец Павел Флоренский Собрание сочинений. Философия культа. – М.: Мысль, 2004. – 672

4.                 Рождественский Н.П. Христианская апологетика. Курс основного богословия. – СПБ.: Типография        дома                призрения             малолетних            бедных, 1884г. – 420 с.

5.                 Томас Вудс; пер. с англ. В. Кошкина. Как Католическая церковь создала западную цивилизацию – М.: ИРИСЭН, Мысль, 2010. – 280 с.