Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИКИ СОТВОРЧЕСТВА: ОСНОВЫ, СУЩНОСТЬ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
17 декабря 2016г.

Педагогика сотворчества в себе содержит глубокое философское обоснование. Она вобрала в себя и сумела синтезировать разнообразные философские идеи из различных значимых мировоззренческих концепций, оказавших значительное влияние на развитие общественного сознания, педагогической теории и практики.

Большое влияние на педагогику сотворчества оказала философия гуманизма, утверждающая уважение к человеку и доверие к нему. Человек, с точки зрения гуманистической концепции, содержит в себе богатый творческий потенциал, при актуализации которого индивид, независимо от возраста, способен изменить существующий мир, внести в него что-то новое, преобразить существующую реальность на основе созидания и  развития. Огромное значение для человека приобретает в этом случае та педагогическая ситуация, в которой он живёт и становиться как личность. Педагогика сотворчества стремиться создать такую среду развития для педагога и ученика, которая была бы пронизана стремлением к творчеству и поиску, желанием постоянно генерировать новые идеи и новое знание, реализация которых стимулировала бы дальнейшее открытие жизненных горизонтов и познавательных перспектив.

Философия либерализма также обогатила педагогику сотворчества своими идеями, согласно которым человек в своей теоретической и практической деятельности должен быть свободен от любых социальных ограничений, препятствующих полноценному развитию личности и суживающих сферу воздействия человека на окружающий его мир. Свобода мышления и свобода деятельности ученика, отказавшегося от шаблонов и трафаретов авторитарной педагогики, позволяет ему подойти к решению определённой проблемы нестандартно, новаторски, выйти за привычные, устоявшиеся правила, нормы и каноны, обогатив тем самым педагогику и науку небывалыми открытиями и неожиданными находками. Тем самым в педагогике сотворчества первостепенной ценностью становится индивидуальное сознание и индивидуальный стиль жизни каждого участника педагогического взаимодействия. Каждый человек, мыслящий нестереотипно и действующий оригинально, становиться востребованным и значимым субъектом учебного исследовательского сообщества, продуцирующего рост познавательных и производственных достижений данного коллектива, в частности, и всего общества, в целом.

Значимый вклад в педагогику сотворчества внесла философия герменевтики, обосновавшая культурно-историческую ограниченность познавательных возможностей каждого человека. Следствием этой когнитивной ограниченности становится отсутствие у кого-либо монополии на истину и утверждение равноправия и равноценности разнообразных суждений, концепций и теорий, пытающихся объяснить мир и жизнь человека в этом мире. Педагогика сотворчества утверждает диалогичность как одну из ценностных констант образовательного и воспитательного процесса, исходя из постулата о равноценности каждого субъекта школьной жизни, содержащего в себе неповторимый и оригинальный мир мыслей, чувств, ценностей, идеалов, предрасположенностей и предпочтений. Для диалога и солидарности необходимо не только позиционировать свою интерпретацию истины, но и понимать содержательно и ценностно иной взгляд на истину. А понимание требует от каждого не поверхностного знания, а, прежде всего, личностного вчувствования в духовный мир переживаний и размышлений другого человека. Таким образом соотнесение своих убеждений со взглядами и представлениями других людей помогает и детям и взрослым лучше понимать друг друга, видеть познаваемую реальность более сложной, неоднозначной и альтернативной.

Многие идеи философии постмодернизма органично вошли в идейное содержание педагогики сотворчества. Философия постмодернизма отрицает мир, построенный на гегемонии одной идеологии, на однозначности и незыблемости трактовок и определений каких-либо явлений жизни и науки, на неизбежном и закономерном, не допускающем альтернатив, ходе развития сфер общественного бытия, на подчинении конкретных живых индивидуальностей умозрительной конструкции, которая объявляется «единственно верным учением». Педагогика сотворчества, как и философия постмодернизма, видят мир изменчивым и непредсказуемым, имеющим массу истолкований и смыслов, интерпретаций и пониманий, которые определяются не только личностью интерпретатора, но и конкретным контекстом, в который помещается объект осмысления. Смыслов и истин в мире может быть множество и все они имеют право на манифестацию в рамках как жизненной реальности, так и границах научной моделировки. Каждый постулат или утверждение чего-либо не должен носить непререкаемое, однозначное и неизменное значение. Серьёзность убивает творчество, закрепощает мысль, человек боится сделать ошибку, тогда как в игре творческие способности человека высвобождаются и находят свою реализацию в полном объёме. Игровой характер обучения и познания наиболее перспективен и продуктивен в сфере творческих идей и новаторских решений.

Педагогика сотворчества стала ответом на те объективные коренные изменения, которые произошли в общественной жизни за последние десятилетия. Мир стал другим благодаря технологическим, политическим, социальным и идейным преобразованиям, и современное российское общество нуждается в корректировке педагогических технологий, которые отвечали бы новым требованиям по подготовке школьников и специалистов.

Современный этап развития общественных отношений характеризуется доминированием идеологического плюрализма и разнонаправленностью ценностных ориентаций. Человек выведен из координат одномерной и монопольной идеологии, он оказывается погружённым в мир идейного диалога и соперничества, где ему предоставляется возможность самому определиться с выбором своей жизненной позиции и нравственных устоев, обрести личностно значимую экзистенцию. Личный выбор и личная ответственность делают человека субъектом социальной динамики.

Современный мир всё больше глобализируется, следствием чего является конвергенция культурных парадигм. Традиционный мир привычных норм, ценностей, идеалов подвергается значительной трансформации и ему на смену приходит мультикультурная реальность, в которой человек сталкивается с иными этическими и эстетическими ценностями, религиозными идеалами и политическими нормами, альтернативным образом мышления и образом жизни. Объективные условия жизни, утвердившиеся вследствие интеграционных и миграционных процессов, требуют от современного человека расширения своего мировоззренческого горизонта и изменения своего отношения к иным культурным ценностям в сторону уважения и понимания, когда на место монадологической исключительности приходит диалог цивилизаций.

В современном мире произошла информационная революция благодаря Интернету и социальным сетям. Монополии на информацию ни у политических, ни у научных корпораций нет. Любой человек может получить доступ к любой информации из любых источников, а также сам может стать источником важной информации для всех людей. В этом безбрежном океане фактов, гипотез, комментариев и оценок человеку приходится самому ориентироваться и производить качественный отбор содержательного и смыслового контента, что, с одной стороны, повышает его самостоятельность, активность и инициативность, а, с другой стороны, личную ответственность за тот текст, который он активно использует.

Темп жизни современного общества значительно увеличился во всех его областях. Новая информация, новые открытия и изобретения, скорость перемещения в пространстве и скорость связи повышают мобильность взаимодействия людей и течение самой жизни. Изменение темпа реальности предъявляет человеку новые требования, которые позволят ему идти в ногу со временем и быть востребованным в стремительно меняющейся социальной действительности. Современный человек должен быть мобильным как в сфере социально-экономической, так и в сфере духовной культуры, уметь быстро реагировать на изменяющиеся условия жизни, эффективно адаптироваться к новым требованиям и нормам, повышать личную инициативность и творческую активность, которые помогут сделать социальные новшества личностно значимыми и успешно используемыми в практике.

В современном мире качественно меняется статус человека в общественной жизни. Вместо пассивного объекта политических и идейных манипуляций индивид становиться неравнодушным гражданским активистом, который обладает формальными правами и реальными возможностями влиять на практическую жизнь социума посредством различных форм и институтов гражданского общества. Человек инициирует принятие решений, зримо меняющих практику социальной жизни, ставит вопросы перед обществом и властью, и тем самым осознаёт себя субъектом самоуправляющегося организма. Активность и значимость человека в современном мире такова, что он способен заявить о себе и своих ценностях вне каких-либо социальных групп или сообществ, помимо государственных или гражданских институтов, не прибегая к покровительству той или иной корпорации. При этом гражданская активность или индивидуальное самоопределение требует от человека твёрдых убеждений, глубоко личных переживаний и социальной ответственности.

Основываясь на философских концепциях, рассмотренных нами выше, и учитывая новые факторы социальной жизни современного мира, педагогика сотворчества предлагает новую модель построения образовательного процесса, которая, на наш взгляд, является наиболее перспективной в свете тенденций развития современного и будущего общества. Каковы же основополагающие принципы педагогики сотворчества?

Во-первых, это равенство позиций учителя и ученика в познавательном поиске, где ответ или решение им обоим неизвестны. Обучение тем самым перестаёт быть монологическим, когда один передаёт другому истину в готовом виде. Здесь на первый план выступает майевтика Сократа, согласно которой ученик и учитель в одинаковой степени ищут искомый ответ, находятся в постоянном диалоге и совместно создают новое знание. Сотворчество способствует развитию личности как взрослого, так и ребёнка, когда взаимная радость от найденного решения стимулирует обоих к дальнейшему поиску и решению проблем.

Во-вторых, это убеждение, что решение проблемы или задачи не может быть однозначным и заведомо известным. Неопределённость решения и альтернативность ответов пробуждает интеллектуальную активность и изощрённость учеников и учителя. Антидогматизм обучения, явленный в этом принципе, даёт участникам поиска понимание, что сформулированное ими решение носит проблемный характер, оно может быть подвергнуто сомнению, оно может стать одним из возможных вариантов исследования истины. Это позволяет ученикам и учителю находиться в состоянии постоянного творчества, познавательного беспокойства, т.е. испытывать потребность личностного развития.

В-третьих, новаторские приёмы и идеи в привычных решениях и традиционных текстах, когда нет предзаданности смыслов и ответов. Любые примеры, тексты, задания для субъектов сотворческого процесса обучения являются проблемными, где нет, и не может быть готовых решений или истолкований. Каждый приступающий к исследовательской задаче выступает первооткрывателем, а значит его ум и поисковые возможности не скованы традициями и канонами тривиальных утверждений. Исследователь может выдвинуть и обосновать неожиданные, нестандартные и нестереотипные варианты ответов, тем самым обогатив и расширив содержательный и инструментальный аспекты образовательных единиц. В этом аспекте поисковой деятельности педагогика сотворчества идейно пересекается с буддийскими коанами— духовной практикой, согласно которой в ходе диалога между наставником и учеником человеку открывается истина вследствие парадоксального, спонтанного восклицания, вопроса или реплики, ведущих сознание к интуитивному проникновению в новые неявные связи и отношения между предметами и процессами реального мира.

В-четвёртых, изостения  и полифония суждений, мнений, позиций, смыслов и решений, которые оказываются идейной средой, где осуществляется взаимодействие учащихся и учителей, способствуют выработке у всех участников исследовательского диалога умения слушать и слышать другого человека, принимать и понимать иную позицию, уважительно относиться к альтернативному стилю мышления и оппозиционной системе ценностей. Христианская философская традиция утверждала, что истина одна, но путей к ней очень много и каждый из них имеет свою ценность и значимость. Опираясь на это фундаментальное мировоззренческое убеждение, педагогика сотворчества стремиться сделать акцент не на противоречиях в различных интерпретациях истины и конфликте оппозиционных утверждений, а на взаимодополняемости индивидуальных постулатов и интегративности когнитивных способностей. Тем самым каждый участник учебной деятельности не просто включён в единый процесс познания и саморазвития, но и является значимым, ценным и необходимым субъектом целостного творческого коллектива.

В-пятых, создание новых, нетрадиционных форм взаимодействия ученика и учителя, как в рамках учебных занятий, так и вне этих занятий, в процессе школьной и внешкольной жизни. Учебная деятельность, как школьников, так и преподавателей, согласно педагогике сотворчества, должна постоянно быть обогащаема событиями, которые постоянно поддерживают у всего исследовательского коллектива ценностные константы: позитивность, солидарность и креативность. Следовательно, учебный процесс представляет собой не дискретный процесс общения учащегося и педагогов, который носит, чаще всего, формальный и регламентированный характер, а перманентное сотворчество, не ограниченное какой-либо одной формой взаимодействия ребёнка и взрослого. Это сотрудничество может и должно выйти за рамки школы и учебного времени, стать частью досуговой жизни ученика и учителя, когда родители и друзья становятся не помехой или альтернативой процессу актуализации познавательных, трудовых и коммуникативных способностей, а, наоборот, подкрепляющим и стимулирующим фактором исследовательского успеха.

Принципы педагогики сотворчества, последовательно внедряемые в практику образовательных учреждений сегодня, могут в перспективе иметь, на наш взгляд, огромные последствия для всей системы образования, т.к. трансформации будут подвержены её основополагающие начала.

В перспективе традиционная классно-урочная система, не отвечающая по многим параметрам современным принципам развития общества, будет потеснена более актуальными моделями построения педагогического процесса. Это не означает, что классно-урочная система будет не востребована и предана забвению, она будет существовать наряду с другими системами формирования нового знания, которые дают большие возможности субъектам обучения проявить свой творческий потенциал. Будущее, как нам представляется, за новыми исследовательскими лабораториями, где будет отсутствовать жёсткая временная и социальная регламентация, где основное внимание будет уделяться не контрольно-репродуктивной задаче обучения, а стимулированию проблемно-поисковых инициатив и творческой продуктивности участников полилога. И тогда школа станет не местом формовки стандартно мыслящих социальных конформистов, пинкфлойдовской «стеной», а тем домом, где царит радость общения, познавательный энтузиазм, где ценится оригинальность и широта мысли, где трудолюбие ассоциируется не с исполнительностью, а с творчеством, а дисциплина—не с формализмом, а с результативностью и эффективностью.

Такие коренные изменения в образовании стали следствием изменений общественных требований, которые предъявляются к людям современной эпохи. Общество нуждается в людях творчески мыслящих, умеющих нешаблонно решать возникающие проблемы и задачи, стремящихся к самообразованию, умеющих уверенно ориентироваться в многообразном меняющемся мире. Такие люди возможны, если они имели большой опыт свободного самостоятельного поискового мышления, опыт доверия и ответственности за принятое решение, когда их мнение было равноправно с иными мнениями в процессе рождения идеи и обоснования её. Педагогика сотворчества видит будущее образования за открытыми, недогматизированными вопросами и проблемами, которыми и должны интересоваться взрослые и дети в своих лабораториях. Ученики со школьной скамьи должны понимать, что жизнь—это постоянное решение каких-либо проблем  и задач. Тем самым опыт самостоятельного поиска нового знания, полученный в подростковом возрасте, будет лучше всего способствовать социализации школьников и их самореализации в молодом и зрелом возрасте. Прежняя система обучения детей, построенная на авторитарно-назидательной основе, где все решения известны и всё обучение сводиться к слушанию, запоминанию и воспроизведению догматизированной информации, чем дальше, тем менее будет соответствовать запросам стремительно развивающегося мира.

Поиск нового знания—это удел не только ученика, но и учителя. Тем самым неизбежно меняется статус учителя в процессе образовательного диалога и сами отношения между взрослым и ребёнком становятся иными. Вместо традиционной системы отношений «зрячий-слепой», где ученику изначально отводилась роль ведомого, которым руководил всё знающий педагог, в педагогике сотворчества утверждается иной порядок взаимодействия. Понятие «учитель», под которым понимался тот, кто заранее наделён однозначным и непререкаемо верным знанием, которое он передаёт доверчивым и послушным учащимся, уступает место другому понятию, суть которого заключается в том, что между взрослым и ребёнком, как участниками процесса поиска нового и неопределённого знания, установятся равноправные партнёрские отношения, при которых нет ведомого и ведущего, т.к. каждый из них в равной степени участвует в созидании нового знания. Педагог оказывается «незрячим» в такой же степени, как и ученик, и это делает процесс обучения для обоих интересной творческой задачей, делает мышление ребёнка раскованным и оригинальным, заставляет преподавателя постоянно находиться в ситуации поиска, критически относиться к себе и своим знаниям, намечать перспективу своего профессионального роста.

При всей актуальности и перспективности педагогики сотворчества, которые мы отметили выше, необходимо, на наш взгляд, указать и на те проблемы и противоречия, с которыми педагогика сотворчества неизбежно столкнётся в процессе реализации своих принципов. Вызовы, с которыми сталкивается новая педагогическая система, должны помочь ей найти такие ответы и решения, которые отвечали бы её творческой сущности и новаторскому духу. Мы укажем лишь на три аспекта в педагогике сотворчества, которые могут стать проблемой, а значит и стимулом для развития очень востребованных педагогических идей и технологий.

Первая проблема возникает в информационной сфере обучения. Процесс удвоения знания, который ускоряется с всё возрастающим темпом, приводит к тому, что ученик и учитель сталкиваются с огромным информационным потоком, где зачастую количество знания не соответствует качеству знания. Свобода, доступность и плюрализм информационного поля в современном мире ставят под сомнение способность субъектов исследовательской деятельности в школе производить отбор достоверного и объективного знания в силу возрастных ограничений у одних участников и временных ограничений у других участников учебного процесса.

Вторая проблема имеет место в организации учебного процесса. Изменение формы и содержания обучения, при котором изменяется статус ученика, ведут к новым требованиям и ожиданиям, предъявляемым детям со стороны взрослых. Сотворчество требует от учеников постоянного самоконтроля и постоянной самоорганизации, без которых исследовательская деятельность по выработке нового знания непредставима. Однако возникает сомнение по поводу готовности и способности значительной части учащихся соответствовать предъявляемым им статусным ожиданиям.

Третья проблема лежит в области аксиологии. Проблемность, неоднозначность и изостения ответов и решений в педагогике сотворчества, пробуждающая творчество и оригинальность у взрослых и детей, наталкивается на вопрос: возможен ли плюрализм в сфере нравственных ценностей? Особенно актуально и остро эта проблема проявляется в свете воспитания подрастающего поколения, у которого психика и мировоззренческие убеждения являются подвижными, находящимися в стадии становления. Существует определённое опасение, что постулирование адогматизма и неоднозначности в сфере нравственных ценностей, может привести учеников к их этической дезориентации или моральной индифферентности.

Мы высказали лишь некоторые идеи и подняли отдельные проблемные вопросы, возникшие в процессе философского дискурса по поводу очень перспективной и творчески ориентированной педагогической системы, за которой, как мы думаем, будущее в процессе воспитания и образования подрастающего поколения. Надеемся, что наша статья поможет сориентировать педагогов, методистов и управленцев от образования в путях и перспективах российского образования.

 

 

Список литературы

 

 

1.Баткин  Л.М.  Итальянское  возрождение  в  поисках  индивидуальности  /Баткин  Л.М.;  Ред. С.С.Аверинцев-М.: Наука, 1989.-272с

2.Гадамер, Г.-Г. Истина и метод / Пер. с нем.; общ. ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова. — М.: Прогресс, 1988.

3 .Козловски П. Культура постмодерна. – М.: Республика, 1997.

 4.Лиотар, Ж.Ф. Состояние постмодерна. М.: Институт эксперимент. социологии; СПб: Алетейа, 1998. 5.Людвиг фон Мизес. Либерализм.—М.; Социум, 2007.

6 .Морис де Вульф. Средневековая философия и цивилизация.—М.: Центрполиграф, 2014. 

7 .Новый завет.—М.: Духовное преображение, 2013.

8 .Пико делла Мирандола. Речь о достоинстве человека // Человек. М., 1991. С. 221. 

9 .Платон. Диалоги.—М.: Эксмо, 2009. 

10 .Степанов С. Ю., Похмелкина Г. Ф., Колошина Т. Ю., Фролова Т. В. Принципы рефлексивной  психологии   педагогического  творчества. «Вопросы психологии » ,1991,№5 . 11.Степанов С.Ю. Рефлексивно гуманистическая психология сотворчества (наукопрактика развития человека и организации) . Монография, Москва -Петрозаводск, 1996.

 12 .Степанов  С.  Ю.,  Кремер  Е.  З.  Педагогика  сотворчества:  сплав  теории  и  практики.  //«Образовательная политика », №2 ( 5 2 ) , 2011.

 13 .Фома Аквинский. Сочинения—М.: Либроком, 2013.