Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПОНЯТИЕ СУДЬБЫ В ИСТОРИОСОФИИ Н.А. БЕРДЯЕВА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
25 марта 2016г.

Осмысление исторического процесса, понимание сущности и направленности развития как отдельных народов, так и всего человечества, всегда был актуальной исследовательской проблемой для философии. На современном этапе развития общества, когда трагизм и противоречивость социального бытия значительно возросли, необходимость преодоления когнитивного диссонанса мировой истории приобретает огромную значимость для всего человечества в целом и для каждого человека в частности. Нам представляется важным для решения этой задачи обратиться к философскому наследию русского философа Н.А. Бердяева, мысль которого была всегда была направлена на проблематику исторического существования.

Н.А. Бердяев считает, что у человеческой жизни есть определённая закономерность, подчинённость основополагающему, универсальному правилу бытия. Только эта зависимость и заданность индивидуального существования имеет духовную сущность, а не материальную, которая, будучи производной и подчинённой формой бытия, воплощает в своих природных законах состояние и направленность индивидуального духа, а, следовательно, эти законы детерминации носят условный и ограниченный характер. Бердяев, чтобы не оперировать объективированными понятиями «закон», «предопределённость», «необходимость», подходящими для понимания природных процессов, вводит термин «судьба». Понятие судьбы в христианской культуре имеет иное содержание, чем в античной цивилизации. Здесь человек, как исторический субъект, не является заложником внеличностной и внеположенной предопределённости изначально, он свободен в своей деятельности и, исходя из этой внутренней независимости и самообусловленности, самостоятельно определяет и выстраивает свой жизненный путь. По мнению Бердяева судьба индивидуума покоится на двух основаниях: потенциальной идее и актуализированной реальности, замысле и воплощении. Личность изначально несёт в себе свою сверхисторическую идею, и судьба человека будет зависеть от того, как человек сумеет выразить эту идею в рамках исторической действительности. Таким образом, Бердяев объявляет человека духовно независимым от внешних обстоятельств и факторов, и, по его мнению, индивидуум в случае неудачи своей жизненной миссии обязан возложить всю ответственность и вину на себя. Каждый человек от начала своей жизни призван к духовному подвигу и нравственному совершенству требованиями Бога и примером Иисуса Христа, но не каждый в силу личных качеств способен соответствовать своему высокому призванию. Судьба есть ответственность индивидуума за свою деятельность в историческом масштабе. В данном понимании судьбы человеческого бытия в истории позиция Бердяева сходна с мыслями А. Тойнби и К. Ясперса, но противостоит концепциям Л. Карсавина и О. Шпенглера, интерпретировавшими судьбу в качестве выражения тотального провиденциализма: в первом случае--становления Бога, во втором—прафеномена души той или иной культуры.

Для Бердяева судьба не является внежизненной и отвлечённой категорией, но непосредственно связана с органической конкретностью исторического бытия, она формируется и меняется в зависимости от содержательности и направленности жизненной активности индивидуума. Поэтому у каждого субъекта истории имеется своя судьба, неповторимая и уникальная. При этом, в отличие от языческих идей метемпсихоза или реинкарнации, судьба в понимании христианского философа не выступает в роли неизбежной и вечной кары, неумолимого возмездия, преследующего человеческую душу в исторической реальности. Переводя христианское понятие покаяния на почву философского размышления, Бердяев утверждает, что личность в любой момент имеет возможность изменить свою историческую заданность судьбы. У человека всегда есть возможность качественно, внутренне измениться, увидеть истинное своё призвание, у каждого исторического субъекта есть надежда на протяжении всего жизненного пути. Позиция Бердяева нам представляется в данном вопросе исторически позитивной, открытой для творческой продуктивности. Данная позиция не желает знать обречённых людей, обречённых классов или обречённых наций и народов, каждый субъект объявляется исторически ценным и призванным к преображению. Тем самым личное духовное усилие, внутреннее стремление к идеальной заданности опрокидывает все наличные социологические, объективные закономерности и причинно- следственные связи, разрушает природную детерминацию, подчиняет их человеку, его экзистенции.

Согласно Бердяеву, в самом понятии судьбы заложена трагедия.  Дуалистичность исторического континуума, двуплановость бытия, порождённые эгоистической волей индивидуума, стремлением его к самоутверждению без любви, предполагает наличие нескольких исторических сил, отношения между которыми и определяют судьбу человека. Свобода личности, сторонником которой всегда был Бердяев и в отстаивании которой он зачастую отходил от ортодоксальной догматики православия, в рамках его историософии оказывается ограниченной и имеющей свою диалектику развития. Исследователь творчества Бердяева А.А. Ермичев утверждает, что в его интерпретации истории действуют три силы: Бог, объективированная свобода, ставшая необходимостью, роком, и сам человек. Соглашаясь с такой классификацией, мы хотели бы внести существенную поправку в неё, заключающуюся в том, что если следовать точно и внимательно за мыслью Бердяева, то можно прийти к выводу о невозможности уравнивания безличной необходимости, как фактора истории, с человеком и Богом в силу того, что объективация есть следствие определённой направленности духа личности и поэтому не имеет тех онтологических оснований, какие присущи двум другим факторам. Любопытно  в данном случае сравнить позиции по вопросу соотношения и взаимосвязи свободы и необходимости у Н.Бердяева и русского историка А. Кизеветтера. В оценке и осмыслении русской революции они являются оппонентами. Бердяев считает революцию фатальным, роковым событием, порождённым свободным развитием народного духа, закономерным итогом свободы выбора обществом и каждым человеком исторического пути и жизненного идеала, тогда как Кизеветтер уверен в том, что революция является случайным событием, результатом стечения роковых обстоятельств. По мнению историка, таким образом, свобода есть результат закономерности и необходимости, неизбежный ход исторических сил порождает случайность и непредсказуемость явлений, а, по мнению философа, свободное и ничем заранее не обусловленное взаимодействие различных факторов формирует историческую закономерность  и причинно-следственную структуру бытия. От человека, от  его свободной активности зависит значение того или иного фактора для его жизни, который и будет влиять на его судьбу. Индивидуум, движимый внутренней мотивацией деятельности, стремится к абсолютной свободе, жаждет полной независимости в проявлении своей натуры, но в пространстве исторической действительности он оказывается ограничен материальными условиями, социальными силами и Божественной волей.

В своей философской концепции судьбы Бердяев выступает резко против индивидуалистического своеволия, предвидя его печальные последствия. Человек, стремящийся ради беспредельной индивидуальной свободы, которую он ставит превыше всего, отбросить в сторону и проигнорировать свои обязательства перед Богом, людьми и природой, оказывается заложником своей вожделеющей натуры, пленником своих бессознательных и низменных страстей, становится существом, зависимым и направляемым в своей деятельности внеличностными силами, неподконтрольными разуму и воле. В отличие от З.Фрейда и его последователей Бердяев считает сферу бессознательной психики человека следствием и показателем греха, т.е. искажением и порчей изначальной природы индивидуума, а не исконной сущностью человеческого организма. Таким образом, предельная свобода оборачивается предельным рабством.

Бердяев убеждён, что только когда личность свою свободу подчиняет и ставит на службу сверхличным целям и ценностям, тогда субъект истории становится независимым от внешних обстоятельств и сам определяет свою судьбу. Трагичность же судьбы заключена в том, что исторические грани человеческой жизни не способны вместить всеразрешающей полноты и совершенства идеальной сущности человека, его сверхисторического призвания. Оказывается, что чем более индивидуум стремится жить праведно, следовать своему идеальному предназначению, исполнять волю Божью, тем он больше испытывает страдания от несовершенства мира и людей, тем больше его душа становится уязвлённой злом и несправедливостью жизни, неразрешимых в пределах земной реальности. Бердяев утверждает: «Эта проблема индивидуальной судьбы не разрешима в пределах истории, в пределах истории неразрешим трагический конфликт судьбы индивидуальной с судьбой мировой, с судьбой всего человечества.» [4, 161].

Таким образом, согласно философии истории Н.А. Бердяева, при всей трагичности человеческого существования в истории и неразрешимых противоречиях самого исторического бытия в пределах социального эмпирического мира, каждый человек, будучи духовно свободным и нравственнно ответственным субъектом, является важнейшим фактором, определяющим направленность и содержательность исторического процесса, своими решениями и поступками творит суд истории и свой собственный суд.

 

Список литературы

1.      Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1989.

2.      Бердяев Н.А. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики М., 1993.

3.      Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии // Бердяев Н.А. Царство духа и царство кесаря. М., 1995.

4.      Бердяев Н.А. Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы. М., 1990.

5.      Ермичев А.А. Три свободы Николая Бердяева. М., 1990.

6.      Карсавин Л.П. Философия истории. Спб., 1993.

7.      Кизеветтер А.А. О «русской душе»// Н. А. Бердяев: pro et contra. Спб., 1994.

8.      Тойнби А. Постижение истории. М., 1990.

9.      Фрейд З. Психология бессознательного. Лекции. М., 1988.

10.   Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.