Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННОГО И ПРОГРАММНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОГО СТАНОВЛЕНИЯ ХРИСТИАНСКО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО СОЮЗА В АМЕРИКАНСКОЙ ОККУПАЦИОННОЙ ЗОНЕ ЗАПАДНОЙ ГЕРМАНИИ (1945-1947гг)

Авторы:
Город:
Елец
ВУЗ:
Дата:
25 марта 2016г.

В партийно-политической системе современной Германии лидирующую роль играет Христианско- демократический союз. Возникновение ХДС относится к тому переломному моменту германской истории, когда в результате разгрома нацизма перед немецким народом открылись новые возможности для борьбы за мир, демократию и национальное освобождение. Находясь в состоянии глубокого политического и социально- экономического кризиса, Западная Германия стала ареной противоборства различных политических сил, вставших вплотную перед кардинальной проблемой послевоенного обновления страны. Исход этого противоборства во многом определялся политикой бывших западных союзников, осуществлявших оккупацию Западной Германии.

Специфические условия Западной Германии, главным из которых было отношение оккупационных держав к проблеме послевоенного устройства страны, создали обширную базу для деятельности религиозно- консервативных сил, учредивших ХДС. Однако его основание в каждой из оккупационных зон протекало по- разному. Это объяснялось как тем, что темпы партийного строительства определяли оккупационные власти, так и тем, что предпосылки и импульсы, которые вели к созданию новой партии, были регионально различными.

Ведущие политические партии периода Веймарской республики: Центр (Христианско-демократическая партия), СДПГ и КПГ были фактически восстановлены сразу же в послевоенный период, несмотря на формальный запрет политической деятельности в американской зоне, а немного позднее либеральные партии. Быстрое восстановление партий Веймарской республики препятствовало формированию новых политических объединений, так как их легальная деятельность формально была разрешена на уровне округов лишь 13 августа 1945г., а в зональном масштабе - после ноября того же года. Шепард Бёртмен писал: «Недостаток соревнования из-за отсутствия новых источников вначале позволил старым партиям удобно погрузиться назад в свои старые структуры, идеологии и традиционную конкуренцию. Это предотвратило реальную возможность обновления, убивая партии внутренне в терминах, переоценке идей, методов и структур, в которых партии нуждались после их упадка и развала в течении существования Третьего Рейха» [4, 544]. Все крупнейшие партии стали преемниками партий Веймарской республики, тем самым ограничили появление демократической базы, в пределах собственных партий и подавляли возможность успеха новых политических объединений.

Христианско-демократический союз возник как новый элемент в спектре политических сил Германии и развивался, опираясь на католицизм и протестантизм, постепенно превращаясь в межконфессиональную партию. Учредителям христианско-демократического союза американские оккупационные власти дали возможность приступить к основанию местных организаций уже с конца апреля 1945 года. Центром учреждения стал Франкфурт-на-Майне. В результате в сентябре 1945 года были выработаны «Франкфурстские  тезисы». Во

«Франкфуртских тезисах» христианских демократов Гессена (сентябрь 1945года) говорилось: «Мы выступаем за экономический социализм на  демократической основе…,  мы стремимся к переводу определенных крупных производств сырья, крупной промышленности и банков в общественную собственность…»[2,42].

Позднее организации демохристиан создаются в Дармштадте, Касселе, Висбадене и других землях. Однако Франкфуртская организация ХДС была наиболее крупной и в ноябре 1945 года выступила с инициативой объединения разрозненных групп в земельном масштабе [6,154]. Таким образом, процесс основания Христианско-демократического союза происходил спонтанно на местном и региональном уровнях.

Специфической чертой американской оккупационной зоны является то, что в Баварии была создана автономная земельная партия – Христианско-социальный союз (ХСС), который позже объединился с ХДС, образовав единую фракцию в Парламентском совете. Возникновение ХСС противоречило аденауэрской доктрине о «единстве всех христианских сил» [5,156]. Однако баварские демохристиане, как отмечал председатель ХСС Й. Мюллер « не придавали значения разнице в названиях, поскольку все они стремились к одной цели – демократическим преобразованиям в стране» [1,75].

В дискуссии и ранних программных документах христианских демократов на одном из первых мест стоял вопрос об экономическом устройстве страны, что объяснялось политической и экономической ситуацией сложившейся после капитуляции гитлеровской Германии. Главными требованиями самых широких слоев населения были: ликвидация власти монополий, национализация основных отраслей промышленности, аграрная реформа, демократический контроль профсоюзов и рабочих нал производством. Ориентирами для политиков являлись христианский социализм и социальное рыночное хозяйство. В понимание христианского социализма- при отсутствии теоретических разработок этого понятия - входило требование «экономики обеспечения потребностей». Оно выражало стремление противостоять экономическому краху, а также понимание того, что обеспечение населения не может быть гарантировано либеральными экономическими методами. Средства удовлетворения потребностей должны были определяться социально-экономическими критериями. [7,42] Обращение к социальному учению церкви было жизненной необходимостью для ХДС, поэтому программы партии 1945-1948 годов пронизаны духом «христианского социализма».

Якоб Кайзер в статье берлинской ежедневной газеты «День» писал: «Место рождения и час рождения Христианско-Демократического союза можно увидеть уже в кругах сопротивления, представители которого, прибывая со всех концов Германии, как всегда стекались в Берлин на совещания. Для них возвращение  к христианским представлениям о ценностях и основах было самой лучшей гарантией для строительства действительно гуманного, демократического и социально-правового государства» [3,8].

Изучая раннюю историю Христианско-демократического союза как независимую партию, а не как объект и средство реализации определенных целей союзническими администрациями, становится более понятным, почему ХДС выбирает соответствующую его представлению о демократическом будущем страны именно эту, а не другую идейную платформу, необходимость решения каких проблем объединяла его членов, как приобреталось и утрачивалось лидерство. Определяющее значение в практической борьбе приобрели отношения между ХДС и СДПГ. Американцы с доверием относились к ХДС и их лидеру Конраду Аденауэру. Лейбористское правительство К. Эттли в большей мере ориентировались на СДПГ, оказывая поддержку Курту Шумахеру. К. Аденауэр руководил партией, исповедующей либерально-демократические принципы и христианскую этику, выступал за рыночную экономику, развивающуюся на основе частной собственности и конкуренции. К. Шумахер возглавлял партию, близкую к материалистическому мировоззрению и стоящую на классовых позициях, выступал за плановую экономику при обобществлении основных промышленных отраслей, что совпадало с политической линией лейбористского правительства.

Таким образом, ядро Христианско-демократического союза (ХДС) образовали политики, разделявшие настроения «нового начала», но видевшие его в утверждении парламентской демократии и прав человека исходя из религиозной этики, что во многом диктовалась прагматическим расчетом, связанным с особой ролью церкви в послевоенной Германии. Позиционируя себя как демократическую и антикоммунистическую партию Христианско-демократический союз получил молчаливое покровительство со стороны американских оккупационных властей.

Религиозная основа ХДС давала ему ряд бесспорных преимуществ. К деятельности по его созданию и пропаганде основных принципов подключался значительный контингент католического и протестантского духовенства. Церковь при нацистах сумела сохранить свои кадры и организационные центры. Потенциал протестантской церкви в западных землях Германии традиционно уступал католическому, но и он был достаточно сильным, располагал разветвленным и хорошо организованным аппаратом. Имелся и политический расчет, люди, пережившие нацизм и войну, испытывающие голод, нищету, моральную депрессию, обращали взоры к Богу. Церковь принимала их в своё лоно, а заодно и собирала голоса избирателей в пользу ХДС.

В заключении, можно сделать вывод, что программное развитие ХДС следовало политической конъюнктуре, пройдя в послевоенные годы значительный путь от христианского социализма   через поиск

«третьего пути» между плановой экономикой и сохранением частной собственности вплоть до заимствованной у либералов концепции «социального рыночного хозяйства», на десятилетия ставшей визитной карточкой партии.

 

Список литературы

1.      Christich- Demokratische Union Deutschlands: Die Unionsparteien 1946-1950 /CDU; CSU: Protokolle der Arbeitsgemeinschaft der CDU CSU Deutschlands und der Konferenzen der Landesvorsitzenden/ bearb. Von Brigitte Kaff. Düsseldorf: Droste. 1989.

2.      Dokumente zur parteipolitischen Entwicklung. Bd. 2.

3.      Die Geschichte der CDU. Programm und Politik der Christlich Demokratischen Union Deutschlands seit 1945.

Redaktion und Bearbeitung Wulf Schonbohm. Bonn, im Marz 1980.

4.      Kleinmann. H.- O. Geschichte der CDU 1945-1982. – Stuttgart, 1993.

5.      Konrad Adenauer und die CDU der Britischen Besatzung Zone Eingeleitet und bearbeitet von. H. Putz. – Bonn, 1975.

6.      Schulz G. Die CDU Merkmale ihres Aufbaus // Parteien in der Bundesrepublik Deutschland bis zur Bundestagswahl 1953. – Stuttgart, Düsseldorf, 1955.

7.      Амплеева А. А. Христианско-демократическое движение в западной Европе и России.- М. -2002.