25 марта 2016г.
Общеизвестно, что величие такой мировой средиземноморской державы как Римская империя держалось на двух столпах – религиозности жителей и профессиональной армии.
С конца XIX в. изучение военной истории Римской державы развивается наиболее динамично.
Источниковая база для этих исследований постоянно, можно даже сказать ежедневно, пополняется за счёт новых эпиграфических открытий.
В этом потоке работ, в подавляющем большинстве которых исследуются чисто военные вопросы: принципы комплектования и организации армии, дислокация частей, их этнический и социальный состав, тактика ведения боевых действий, вооружение, снаряжение, фортификация и т. д. – крайне редко встречаются работы, специально посвященные изучению религии армии, анализу культов, отправлявшихся солдатами, офицерами и ветеранами.
К настоящему времени специально исследованы культы римской армии в Британии (Дж. Ричмонд, Н.И. Соловьянов), Западных провинциях (Н.И. Соловьянов), Африке (Н.И. Соловьянов), Риме и Италии (Н.И. Соловьянов), дунайско-балканском регионе (Н.И. Соловьянов, С. М. Рубцов, A. B. Колобов), Восточных провинциях (Н.И. Соловьянов). [Соловьянов, 2012, с. 25-31].
Однако работ о религиозных предпочтениях воинов конкретных воинских подразделений в мировой историографии практически нет
Цель данного исследования – дать сведения о пантеоне и особенностях культов, отправлявшихся воинами легиона XXII Перворожденного благочестивого верного.
Первостепенное значение для решения этой задачи имеют эпиграфические памятники: посвятительные, надгробные надписи и вотивные рельефы воинов.
Легион создан Клавдием вследствие завоевания Британии и при помощи разделения надвое легиона Deiotariana. Он был послан в Верхнюю Германию на замену другому легиону, предназначенному для оккупации новоподчинённого острова. Его лагерь был в Майнце. В январские календы 69 г. он не захотел принести присягу Гальбе, но только сенату и римскому народу. Два дня спустя он приветствовал императора Вителлия и половина его личного состава отправилась с Цециной в Италию. Эта часть легиона разделила участь и конечное поражение войск Вителлия. Другая половина, оставшаяся в Германии, выступила во главе с Гордеонием Флакком против мятежного Цивилиса. Сначала она избавила от осады Майнц, затем, после смерти своего легата Вокулы, она признала Галльскую империю; но вскоре она вернулась к исполнению своего долга и помогла Петилию Цериалу переломить в свою пользу ход борьбы против мятежников. Затем она вернулась в Майнц, где легион и оставался на протяжении всей Империи; есть несчётное множество надписей, относящихся к этим войскам и найденных либо в лагере в Майнце, либо на лимесе (укреплённой границе), либо в других местах. Некоторые из них дают сведения даже об истории легиона. Из них видно, что он посылал отдельный отряд в Британию в эпоху Адриана, где остались следы его пребывания в Амблогланне, на vallum этого императора. При восшествии на престол Септимия Севера он принял сторону этого нового государя и выступил в поход против его соперников. После поражения Альбина он вернулся в свой лагерь, но был почти сразу же призван защищать Трир, осажденный врагом. Возможно, что он принял участие также в походе Каракаллы против германцев. В правление Гордиана часть легиона вместе с вспомогательными войсками и отдельными отрядами других легионов, без сомнения, была послана в Африку, чтобы заменить распущенный легион III Augusta.
Он обязан своим прозвищем Pia Fidelis верности, доказанной во время восстания Антония Сатурнина в 89 г. Символ: Козерог.
Его имя присутствует на монетах Галлиена, Викторина и Каравзия. [Ritterling E. Coll. 13262 etc.] Сакральные памятники легиона говорят нам о следующем.
Марк Юлий Максим, префект его лагеря был жрецом-птицегадателем, авгуром. [ILS. 343]
Юпитеру Наилучшему Высочайшему вексилляция первой конной когорты секворов и рауроров и её командир, Антониан Наталий, он же центурион легиона XXII Перворожденного благочестивого верного исполнил обет охотно радостно достойно. [ILS 2614. Германия II в.]
Юпитеру Наилучшему Высочайшему и Юноне Царице поставил памятник Тит Албаний Приман знаменосец (сигнифер) легиона XXII Перворожденного благочестивого верного, он же опцион флота исполнил обет за себя и своих. [ILS 2435. Германия 185 г.] Это говорит и о том, что в Майнце базировались и корабли Рейнской флотилии.
Памятник Юпитеру Наилучшему Высочайшему Sucaeleo за здравие Гая Кальпурния Сеппиана на свои деньги поставил по обету XXII легион Primigeniae Piae Fidelis.[ILS. 4615]. Эпитет божества – германского происхождения. Вероятно, образован от имени верховного покровителя местности, в которой действовал легион.
Богу Нептуну. Гай Виталлиний Викторин воин легиона XXII поставил по обету охотно и радостно. [ILS 2412. Верх. Паннония II в.] Это ещё раз подтверждает, что легион имел в своем подчинении корабли флота.
Богине Диане. Гай Луцилий Мессор воин легиона XXII Перворожденного верного соорудил базилику. [ILS 2414. Германия 196 г.]
Кельтской богине-покровительнице коневодства и кавалерии Эпоне Матери воздвиг алтарь Помпилий Рест воин легиона XXII Перворожденного Благочестивого верного, иммун консуляр заботою агента села Саладор исполнил обет охотно радостно. [ILS 2411. Гельвеция 249 г.]
Марк Ульпий Малхий центурион легиона XXII Перворожденного благочестивого верного воздвиг памятник Нимфам нашим Бриттонским Трипутиенским. [ILS 2624. Британия II в.]
Пожалуй, это единственное посвящение британским богам от римского военнослужащего такого ранга. Таким образом, воины почитали старших богов римского пантеона, ведавших политическими,
воительными и врачевательными аспектами их повседневной жизни. К божествам-покровителям любовных, семейных и хозяйственных дел военнослужащие не обращались.
Помимо отправления культов, высшие должностные лица армии из патрицианских родов выполняли
обязанности жрецов этих богов. Получили ли они жреческие звания в период службы или до нее при получении образования, а может быть, и по наследству, определить весьма сложно. Однако следует отметить, что все воины-жрецы имели патрицианское происхождение и занимали самые высокие посты в иерархии римских военачальников.
Перегринальные божества находились в различных связях с традиционными богами греко-римского пантеона. Особенность этих связей зависела от длительности и, как следствие, степени романизации покоренных римлянами народов.
Так, кельтские божества Кампестер, Эпона, Матери Сулевии были органично включены в состав римского пантеона и почитались совместно с богами римского пантеона.
Германские боги присутствуют в вотивных язваяниях винов лишь в качестве эпиклес высших римских
небожителей, наиболее часто – Юпитера Наилучшего Высочайшего.
Список литературы
1. Соловьянов Н.И. Религия римской армии. К историографии проблемы // История мировых цивилизаций: культурные события как отражение общественных процессов: материалы межрегиональной научно- практической конференции с международным участием. 27 апреля 2012 г. Красноярск: КГПУ, 2012. С. 25- 31.
2. Desau H. Inscriptiones Latinae Selectae. Berolini.(ILS) Vol. I–IV. Ed. 2. 1954-1955.
3. Ritterling E. Legio // Pauly-Wissowa-Kroll. Encyclopädie der klassischen Altertumswissenschaft. Stuttgart. Bd. XII (1925). Coll. 13262 etc.