Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РЕФОРМА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ В НАЧАЛЕ XIX В.

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
25 марта 2016г.

Период начала XIX века все чаще привлекает внимание современных историков в силу аналогий с современными реалиями. Проникновение идей либерализма из стран Запада, модернизационные процессы в экономике, усложнение социальной структуры общества, реформирование системы государственного управления– все эти процессы происходят и в настоящее время. Поэтому изучение опыта государственного реформирования начала XIX в. приобретает такое важное значение и является как никогда актуальным.

В российской историографии рассматриваемому периоду посвящено немало исследований. Ерошкин Н.П. в своей работе «Российское самодержавие» отмечает, что основной причиной реформирования государственного аппарата послужил кризис феодальной монархии [1, С.364]. Леонтович В.В. в своей работе уделяет особое внимание рассмотрению либеральных проектов реформ [2, С. 93]. Сафонов М.М. анализирует удачи и неудачи реформы, особо останавливаясь на нереализованных проектах Сперанского М.М., Аракчеева  А.А. и других государственных деятелей той эпохи [5, С. 61]. В целом, следует отметить, что большинство исследователей склоняются к тому, необходимость реформ того периода была обусловлена двумя основными факторами:

1)        развитием буржуазных отношений в России, которые требовали перестройки госаппарата в соответствии с вызовами времени;

2)    стремление верхушки общества усилить свое влияние на императора с целью любыми путями отстоять свои привилегии.

Одну из важнейших задач своего царствования Александр I видел в совершенствовании системы государственной власти, которая должна основываться на незыблемой законности, увенчанной Конституцией. Населению были обещаны правовые гарантии от произвола, проведены мероприятия по совершенствованию государственного строя.

8 сентября 1802 г. коллегии были заменены на министерства – новые отраслевые органы управления. Их было 8:  военное, морское, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, народного просвещения, коммерции. От коллегий они отличались принципом единоначалия и прямой ответственностью министра перед императором. Для координации работы министерств и обсуждения общих вопросов управления страной учреждался Комитет министров. Министры назначались императором. Сенат был объявлен высшим административным, судебным и контролирующим органом империи. [3, С.84]

Масштабный проект дальнейших государственных преобразований, известный как «Введение к уложению государственных законов» появился в 1809 г. Его авторство принадлежит выдающемуся государственному деятелю М.М. Сперанскому. Сперанский был убежден в том, что всякое правительство законно только тогда, когда оно основано на воле народа. Первое условие правильного государственного порядка, по его мнению, это общественное объединение, ликвидация вражды  классов,  разделенных интересами, так  как именно на этой вражде вырастает произвол. Необходимо было установить законность в отношениях сословий. При этом Сперанский считал правомерным разделение общества на сословия по имущественному цензу. Гражданские права предоставлялись всему населению, а политические только тем, кто владеет недвижимостью. Три основных сословия российского общества - дворяне, среднее сословие и рабочий класс (трудящиеся). Таким расчлененным обществом должна была управлять сеть новых учреждений, избираемых в губерниях, уездах и волостях. Сперанский проводил принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, при независимости судебной власти и ответственности исполнительной перед законодательной. Особым учреждением в системе законодательных органов должна была стать Государственная Дума. Государственный совет, учрежденный в 1810 г. как законосовещательный орган при императоре, по мнению автора проекта, мог стать верхней палатой будущего Российского парламента. [6, С.115-135] Сперанский работал над проектом создания в России монархии буржуазного типа. Он выступал за введение в жизнь принципов правового государства: верховенства закона, разделения властей, создания двухпалатного законосовещательного представительного органа [4, С.88] . И хотя планам Сперанского не довелось осуществиться, его смелый проект на 100 лет опередил царский Манифест 17 октября 1905 г. и на 60 лет - судебную реформу Александра II. Итогом реализации замыслов Сперанского явилось учреждение в январе 1810 г. Государственного совета, в котором должны были обязательно обсуждаться все новые законопроекты перед их утверждением императором.

Проект Сперанского вызвал протесты в среде консервативного дворянства. Их идеологом стал известный историк и писатель Н.М. Карамзин. В своей записке «О древней и новой России» он настаивал на том, что только сохранение старых порядков «спасет» Россию. Сперанский оказался в изоляции и вскоре его проект был отклонен, а он сам отправлен в отставку и сослан сначала в Нижний Новгород, а затем в Пермь.

К концу первой четверти XIX в. попытки Александра I реформировать жизнь России исчерпали себя. Среди причин подобного положения вещей можно назвать отсутствие действенного общественного мнения и нежелание правящих кругов прислушиваться к советам подданных. Начинания Александра I не встретили поддержки широких слоев населения страны. Попытка сохранить политическую власть дворян и в то же время ввести элементы конституционного правления была обречена на неудачу.

Реформы начала XIX в. не изменили самодержавной сущности политической системы России. Император по-прежнему обладал  верховной  законодательной  властью. Проект  М.М. Сперанского,  предусматривающий разделение властей, введение народного представительства, равенство всех граждан перед законом и федеративный принцип государственного устройства остался на бумаге. В то же время реформы усилили централизацию и бюрократизацию государственного аппарата. Однако попытка Александра I реформировать страну не оказалась напрасной. Она показала неотвратимость перемен, заставила власти и общественное движение последующих десятилетий искать новые решения насущных проблем российской жизни.

 

Список литературы

1.      Ерошкин Н.П. Российское самодержавие. М.: РГГУ, 2006. – 495 с.

2.      Леонтович В.В. История либерализма в России (1762-1914). М.: Русский путь,1995. — 445 с.

3.      Матюхин А.В., Давыдова Ю.А., Азизбаева Р.Е. История России. М.: Синергия, 2016. – 336 с.

4.      Платова Т.В., Давыдова Ю.А. Парламентаризм в царской России: идеи и попытки реализации. /Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2015. № 4. С. 86-91

5.      Сафонов М.М. Проблема реформ в правительственной политике России на рубеже XVIII и XIX вв.  Л.: Наука, 1988. – 249 с.

6.      Томсинов В.А. Судьба реформатора или жизнь Сперанского. – М.: Норма, 2003. – 272 с.