12 марта 2016г.
В современных условиях сохраняется тенденция, берущая начало с 90-х гг. XX в. – рост туристского потока в страны Восточной и Юго-Восточной Азии. В этой связи актуальна сравнительно-географическая оценка туристско-рекреационного потенциала стран региона.
Развитие туристского бизнеса любой территории опосредовано ее туристским потенциалом, т.е. набором определенных природных и историко-культурных ресурсов, используемых для туризма и отдыха. Для Китая и Таиланда характерно благоприятное сочетание основных факторов развития туриндустрии: разнообразных природных условий и развитой инфраструктуры.
Обе страны располагают значительным банком туристских ресурсов, представленных следующими группами:
· рекреационные: 1) природные (ландшафтные, лесные, водные, особо охраняемые природные комплексы); 2) бальнеологические (минеральные воды, лечебные грязи и т.д.);
· исторические (Великая китайская стена, терракотовая армия, Храм неба; Храм Изумрудного Будды, города Северного и Восточного Китая; тайские – Бангкок и Чонбури);
· культурные и социальные: традиции и обычаи, театр, опера, балет, кухня, стиль жизни, медицина, конфессии Китая и Таиланда;
· деловые (Пекин, Тайвань, Сянган, Шанхай, Бангкок, Паттайя, Пхукет);
· зрелищные (праздник воды, огня, дракона, слонов, восточный новый год, почитание святых и покровителей) и развлекательные (Аомынь - ведущий центр игорного бизнеса в Азиатско-Тихоокеанском регионе);
· экологические (национальные парки во Внутренней Монголии, Пхукете, Паттайе, реки Янцзы, Хуанхэ и Меконг);
· экстремальные (Гималаи, Тянь-Шань, сплав по Янцзы, Меконгу и др.);
Перечень туристских центров Китая включает 99 городов, 750 охраняемых культурных объектов и 119 мест, примечательных красотой ландшафтов, историей или культурой (в целом не более 1% территории страны). Наиболее посещаемы 25 достопримечательностей из списка объектов всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО.
Многочисленных туристов в Китай и Таиланд привлекают не только экзотическая природа, возможность отдыха на протяжении всего календарного года, но и знакомство с более чем тысячелетней историей, уникальная культура, удивительные традиции, развитая инфраструктура. Доступные цены в сочетании с высоким уровнем сервиса, гостеприимство и доброжелательность местного населения, яркие впечатления от таинственных буддийских храмов, уникальных представителей местной флоры и фауны, неповторимых ландшафтов стимулируют дальнейшую активизацию туристского потока в этом направлении.
В обеих странах развиты практически все популярные виды туризма: пляжный и лечебно- оздоровительный, познавательный и деловой, религиозный рекреационный и спортивный. Высокий уровень концентрации объектов мирового наследия на территории стран стимулирует популярность этого сегмента мирового туристского рынка. Государственная политика поощрения туризма положительно отражается на развитии национальной экономики. В дополнение ко всему и Китай, и Таиланд предлагают разнообразный шопинг по умеренным ценам.
На фоне сходства рельефнее выделяется специфика этих стран. Все же Таиланд более экзотическая страна по сравнению с Китаем.
Отдельные отличия можно выделить благодаря анализу некоторых параметров конкурентоспособности сектора путешествий и туризма в данных странах. Каждые два года аналитическая группа Всемирного экономического форума (ВЭФ) публикует индекс конкурентоспособности 141 страны мира. Это итог таких блоков информации, как регулирование сектора туризма и путешествий; политика в области туризма; инфраструктура сектора; природные, культурные и человеческие ресурсы в сегменте туризма и путешествий.
Конкурентоспособность оценивается по таким критериям, как деловой климат и безопасность; здоровье и гигиена; приоритетность туризма и путешествий; международная открытость; ценовая конкурентоспособность в сфере путешествий и туризма; государственная поддержка; инфраструктура воздушного транспорта; инфраструктура наземного транспорта; туристическая инфраструктура; информационная и телекоммуникационная инфраструктура; человеческие, природные и культурные ресурсы.
По информации 2015 г. Китай находится на 17 месте мирового рейтинга по привлекательности, по сравнению с Таиландом, занимающим 35 позицию. Во главе рейтинга - Испания, Франция и Германия [1].
Табл.1 отражает показатели двух стран по 14 составляющим индекса.
Таблица 1
Индекс конкурентоспособности сектора путешествий и туризма Китая и Таиланда в 2015г. [1]
|
Китай
|
|
Таиланд
|
|
Критерии
|
Место в
|
Баллы
|
Место в
|
Баллы
|
|
рейтинге
|
(1-7)
|
рейтинге
|
(1-7)
|
Государственное регулирование
|
60
|
4,87
|
74
|
4,55
|
1.Деловая среда
|
80
|
4,25
|
38
|
4,78
|
2. Безопасность
|
58
|
5,47
|
132
|
3,75
|
3. Здоровье и гигиена
|
68
|
5,29
|
89
|
4,87
|
Политика в области туризма
|
102
|
3,82
|
49
|
4,29
|
4.Приоритетность туризма и путешествий
|
55
|
4,73
|
40
|
4,95
|
5.Международная открытость
|
96
|
2,52
|
49
|
3,70
|
6. Ценовая конкурентоспособность в сфере путешествий и туризма
|
34
|
5,10
|
36
|
5,06
|
7. Государственная поддержка
|
137
|
2,93
|
116
|
3,46
|
Инфраструктура
|
60
|
3,74
|
37
|
4,56
|
8. Инфраструктура воздушного транспорта
|
25
|
4,27
|
17
|
4,57
|
9. Инфраструктура наземного транспорта
|
53
|
3,91
|
71
|
3,41
|
10.Туристическая инфраструктура
|
102
|
3,04
|
21
|
5,70
|
11.Информационная и телекоммуникационная инфраструктура
|
72
|
4,15
|
60
|
4,34
|
Человеческие, природные и культурные ресурсы
|
1
|
5,74
|
21
|
3,63
|
12. Человеческие ресурсы
|
16
|
5,20
|
29
|
4,98
|
13. Природные ресурсы
|
6
|
5,05
|
16
|
4,47
|
14. Культурные ресурсы
|
4
|
6,44
|
34
|
2,79
|
Анализ параметров Табл.1 приводит к некоторым выводам:
1. В 2015 г. Китай заметно вырос по индексу конкурентоспособности сектора путешествий и туризма, прибавив 28 пунктов по сравнению с 2013 г. Таиланд показал более «скромные» 18 пунктов обновления позиции до 35 места рейтинга. И если Китай уступал Таиланду в предшествующем рейтинге на 2 позиции, то сейчас значительно опережает его.
2. Отдельные параметры демонстрируют весомые различия. Например, уровень государственного регулирования туристской сферы Китая выше, чем в Таиланде. Китайское руководство проводит политику укрепления благосостояния среднего китайца, которая направлена на отмену ограничений посещения Китая иностранцами. Мероприятия по совершенствованию управления туризмом подконтрольны Государственному управлению по делам туризма КНР (специальный орган в масштабах страны). На уровне местных органов власти ведется работа, направленная на регулирование туристской деятельности в провинциях и муниципальных образованиях.
В Таиланде контроль туристской деятельности – сфера компетенции Туристического Управления Таиланда (TAT), активно продвигающего страну на мировые рынки туризма. Основной стратегией Управления по туризму является формирование имиджа, цифровой маркетинг, устойчивый туризм и создание антикризисных коммуникаций. Брендовый имидж - «Удивительный Таиланд всегда поражает Вас» - фокусирует внимание на оригинальности, соотношении цены и качества; гостеприимстве. Не случайно по международной открытости Таиланд почти в два раза опережает Китай (49 и 96 места рейтинга). Показатель приоритетности туризма выводит Таиланд на 33 место, Китай – 45 место.
3. Таиланд, как представитель НИС второй волны, выделяется сферой делового климата. Среднегодовые темпы роста интенсивности сектора конференций, встреч и выставок (MICE) составили 20%. Наиболее весома доля корпоративных встреч и инсентив-путешествий (40%). Вторая и третья позиции - международные конгрессы и конференции (37%) и международные выставки (22%). Этот параметр выводит Таиланд на 38 место.
Китай в мировом рейтинге по этой позиции занимает 80 место. Каждый «старт-ап» здесь сопряжен с некоторой долей риска и специфических проблем. Мошенничество, незаконное присвоение собственности,
«откаты» и конфликт интересов составляют бизнес-риски. Серьезной остается проблема защиты информации (подделки, утечка информации, незаконное получение торговых секретов компаний и др.). Нередко в Китае используются незаконные задержания платежей со стороны партнеров в качестве средства урегулирования делового спора. [2]
4. По безопасности Таиланд почти втрое проигрывает Китаю. Статистика страховых агентств выделяет здесь такие происшествия с участием иностранных туристов, как пищевые отравления, воровство, дорожно- транспортные аварии и потеря багажа. Террористическая угроза возможна лишь на юге страны, в сепаратистски настроенных провинциях Нараттиват, Паттани и Яла. В последнее время политическая ситуация в стране отличается достаточно агрессивными выступлениями оппозиции, что не способствует нормализации уровня безопасности. Сохраняется риск стихийных бедствий: тайфуны, цунами.
Китай в целом относительно безопасная страна, где терроризм – явление крайне редкое. Серьезные преступления против иностранцев не характерны. Тем не менее встречаются мелкие преступления: карманные кражи, кражи сумок, ноутбуков, паспортов, сотовых телефонов. Туристы могут столкнуться с разного рода мошенниками, назойливо предлагающими свои услуги. Более серьезная проблема – оборот фальшивых купюр. Безопасность дорожного движения в Китае – ниже среднего уровня: движение хаотично, рекомендации дорожных знаков соблюдаются редко. Из природных явлений для юго-восточного побережья страны опасны тайфуны и тропические штормы. Вследствие обильных ливней могут быть наводнения и оползни, нарушение коммуникации. Китай - сейсмически активен, и землетрясения возможны на большей части территории страны. [3]
5. Здравоохранение и гигиена – на среднем уровне, хотя Китай заметно прибавил в качестве: 68 место по сравнению с 82 позицией 2013 г. (усиление на 14 пунктов). Таиланд, напротив, потерял 5 пунктов рейтинга (89 позиция). Большинству сельского населения Китая достойное медицинское обслуживание практически недоступно; более того - некоторые категории населения не имеют доступа даже к базовым медицинским услугам. Серьезной проблемой является получение медицинской страховки, которая доступна лишь представителям группы работающих горожан при условии занятости в государственных структурах. Наряду с этим, государственные чиновники и партийные функционеры используют значительную часть государственных дотаций на медицину, что отражает тенденцию усиления процесса социальной дифференциации китайского общества.
Таиланд в еще большей степени отличается проблемами медицинского характера: дефицитом медицинских кадров, лечебных учреждений, низким уровнем санитарно-гигиенической профилактики. Вследствие низкой платежеспособности и коммерческого характера оказания медицинских услуг население традиционно пользуется доступными услугами знахарей. Низкий уровень санитарно-гигиенической культуры - залог повышенной заболеваемости паразитарными инвазиями. Нередко сельское население использует для питья не отвечающие необходимым параметрам поверхностные воды.
6.Степень развития туристской инфраструктуры Таиланда пятикратно превышает аналогичный уровень Китая (21 и 102 места рейтинга). Туристская инфраструктура Таиланда весьма неравномерно расположена по территории страны. Большая часть ее тяготеет к центральным и приморским районам в ориентации на западных туристов. Новые клиенты привлекаются цифровым маркетингом, через социальные сети, он-лайн игры, мобильные приложения.
В сравнении с Таиландом китайскую сеть инфраструктуры туризма необходимо в дальнейшем совершенствовать, хотя в стране функционирует значительное количество отелей, развиты транспортная, информационная и телекоммуникационная инфраструктуры.
7. Весьма близки индексы ценовой конкурентоспособности Китая и Таиланда (отличие лишь на два пункта- 34 и 36, соответственно).
8. Китай заметно опережает Таиланд по рейтингу такой категории, как человеческие, природные и культурные ресурсы. Особенности разнообразных природных ресурсов Китая активно используются для развития туристского бизнеса страны. Многовековая история Китая представлена бесчисленными древними памятниками культуры. Более 100 городов страны имеет статус "Город исторического и культурного значения".
Территория Таиланда также насыщена многочисленными памятниками истории, девственными тропическими ландшафтами и объектами современной цивилизации достойного уровня комфорта. Туристов привлекают не только природная экзотика этой страны, буддистские храмовые комплексы, но и в немалой степени умеренные цены на размещение, услуги, развлечения.
В целом обе страны, располагая существенным туристским потенциалом и развитой инфраструктурой, демонстрируют широкие возможности для удовлетворения самой разнообразной гаммы туристского спроса.
Список литературы
1. Всемирный экономический форум: Рейтинг стран мира по уровню конкурентоспособности путешествий и туризма в 2015 году. URL http://www3.weforum.org/docs/TT15/WEF_Global_Travel&Tourism_Report_2015.pdf
2. Деловой журнал про Китай: URL: http://www.chinapro.ru
3. Энциклопедия Китая: URL: http://infokitai.com