09 марта 2016г.
Проблемы развития транспортной системы России, являются на сегодняшний день первостепенными, что тесно сопряжено с выполняемой транспортом ролью как важнейшей инфраструктурной отраслью экономики, от эффективного функционирования которой зависит благосостояние населения и экономический рост всей национальной экономики[1].
Транспортная инфраструктура в планировочной структуре современного города-миллионера является своеобразным «скелетом», или основой, вокруг которой образуются и развиваются элементы городской среды: микрорайоны, жилые районы, общегородские и районные центры, зоны, в которых размещены производственные предприятия, объекты здравоохранения, спортивные комплексы и т. д.
Основной вклад в транспортные потоки г.Уфы вносит легковой транспорт. Так, например, на Пр.Октября 77,5% - легковой, 20,1% - автобусы, и 2,4% - грузовой транспорт. Увеличение легкового транспорта (с 930 авто в 1989 г. до 5733 авто в 2013 г.) связано с ростом автомобилизации, мобильности населения, возрастающей трансформацией экономики города.
Нехватка мостов через реки Белую и Уфу, не может позволить дифференцировать потоки транспортных средств и обеспечить пропуск транзитного для города транспорта. С внешними автомобильными дорогами г.Уфа связана всего лишь несколькими въездами, пропускная способность которых, в настоящее время, значительно ниже требуемой. Так, например, в северной и северо-восточной части (Северный въезд-выезд, Шакшинский мост) суммарная интенсивность движения составляет 3338 ТС\час (1093 ТС/час в 2011 г.), в южном направлении – 20911ТС/час (12292 ТС/час в 2011 г.)- это 4 моста.
Интенсивность транспортного потока в городе за период с 1989 по 2013 гг. в среднем выросла в 2,7 раза, в то время как уровень автомобилизации - почти в 6,8 раз (Рисунок 1,2) Это объясняется рядом причин. Для решения транспортных проблем в г.Уфе были проведены следующие меры: расширение проезжей части улиц города за счет вырубки зеленых насаждений (ул.Цюрупа, Коммунистическая); сужения пешеходных тротуаров; введения одностороннего движения (ул.Ленина); демонтажа части трамвайных путей, строительства скоростной автомагистрали (пр.Салавата Юлаева). Необходимо обратить внимание, на то, что автомобилизация населения города обострила прежние проблемы: нехватка парковочных мест; транспортные пробки, воздушное и шумовое загрязнение улиц.
Таким образом,
последние несколько
лет город приложил
значительные усилия для создания пространства для частного транспорта за счет уменьшения пространства, занимаемого общественным транспортом, и сокращения зеленых
зон.
В 1995 году протяженность трамвайных путей составило 156 км (максимальное значение
для г.Уфы). С 2000 года идет сокращение протяженности пути: 2006 г. – закрыт участок путей по Уфимскому шоссе; 2007 г. – сокращение в районе
железнодорожного вокзала (раньше
протяженность была до ул.Дзержинского); 2008 г.- демонтированы трамвайные пути на Проспекте
Октября. Сегодня, трамвайная система города больше не представляет собой связанную систему.
Мы полагаем, сохранить существующие линии трамвая и троллейбуса как экологически чистого
вида электротранспорта.
Транспортные проблемы
города вызваны следующими причинами: - отсутствие системы скоростных видов транспорта;- неэффективное использование железной
дороги для перевозки пассажиров;- недостаточное количество искусственных сооружений – мостовых переходов, транспортных развязок, особенно на пересечениях магистралей
с железной дорогой в северной
части городского округа;- отставание темпов строительства улиц в районах новостроек;- недостаточное количество пешеходных переходов в разных
уровнях.
Предложений по
решению транспортных проблем г.Уфы выдвигается немало. Они могут
быть сгруппированы следующим образом:
Модернизация имеющейся дорожно-транспортной инфраструктуры.
Сюда в первую очередь
входят:
·
расширение дорожного полотна;
·
строительство эстакад,
развязок, мостов и туннелей,
скоростных магистралей;
·
создание подземных парковок;
·
повышение связности улично-дорожной сети;
·
выделение полос для общественного и мускульного (велосипедного) транспорта.
· развитие скоростных видов общественного транспорта (электрички и рельсовые автобусы,
скоростной трамвай и т. п.).
Перепрофилирование или более активное
использование недогруженных транспортных магистралей. Это, в частности:
· организация перевозок пассажиров по внутригородским железнодорожным путям
или строительство над ними магистралей для других видов
транспорта;
· вынос железнодорожных вокзалов
за городскую черту и организация на освободившихся территориях внутригородских перевозок;
·
развитие речного транспорта.
· внедрение нетрадиционных видов
транспорта (монорельс, различные виды подвесного и иного надземного транспорта).
· вывод транзитных перевозок за пределы агломераций (строительство обходных
дорог
и удаленных транспортно-логистических комплексов, переориентация маршрутов железнодорожных и авиаперевозок).
Меры экономического стимулирования:
·
строительство перехватывающих парковок;
·
развитие общественного транспорта;
·
введение платы за въезд в центр города;
·
вывод предприятий и учреждений на окраины и за городскую
черту;
·
меры по расширению свободы
граждан в выборе
места жительства.
Список литературы
1.
Зотов В.Б. Система
муниципального управления: Учебник для вузов / В.Б. Зотов. – М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2006 -2-е изд., доп. и перер.- 624 с.
2. Левитин И.Е. Доклад "О проекте новой редакции федеральной целевой программы "Развитие транспортной
системы России (2010 - 2015 годы)" на
заседании Правительственной
комиссии по вопросам развития промышленности, технологий и транспорта 1 февраля
2008 г.
3. Поляков А.А. Транспорт крупного города
/ Поляков А.А. –
М.: «Знание», 2007. – 70 с.