09 марта 2016г.
«В XVIII - XIX веках в Башкортостан переселилось много людей из центральных районов страны. Переселенцы, потеряв местожительство, старались сохранить на новом месте хотя бы названия своих прежних поселений. Они основали новые поселения и давали им названия своих прежних сел, городов и губерний, откуда они приехали. Например, Самарск - переселенцы из Самарской губернии. Это переселенцы из Центральных губерний России, Украины, Белоруссии, Прибалтики пополнили национальный состав Башкирии»[1].
В Хайбуллинском районе, в частности, встречаются названия русских и украинских населенных пунктов. Например, Подольск из Подольской губернии, Ново - Украинка, Переволочан, Казанка, Ново - Воздвиженка в Хайбуллинском районе, в котором большинство население составляло украинцы. Влияние местного населения на переселенцев сказались и на топонимике. Такие украинские села носят типичные тюркские названия Антинган (башкирская форма Атинган) и Макан (от арабского «обжитое» место, хозяйство). Часто к названиям украинских населенных пунктов добавлялось формант «новый», «новая», «ново», как правило, означало, что данное поселение названо в память о родных местах и селах, например, Нововоздвиженка. Следует отметить, что многие украинские села в справочниках были написаны как русские села, хотя большинство население составляло украинцы. Но 1981 году такое положение, после переписи населения было исправлено.
Русские ойконимы Баймакского и Хайбуллинского районов Зауралья Башкортостан имеют антропонимическое происхождение. Например, Савельевка, Ивановка, Михайловка, Федоровка, Яковлевка, Семеновск, Богачевка. Большинство русских ойконимов представлены в Хайбуллинском районе. Классификация ойконимов дала возможность установить некоторые их особенности. Происхождение некоторых ойконимов Баймакского и Хайбуллинского районов Зауралья Башкортостан связано с особенностями географической среды: в названиях в той или иной мере отображается характер местности. Особенности ойконимов зависят, прежде всего, от географического положения районов и национального состава населения, так же от социального, исторического и политического явления и трудовой деятельности населения Зауралья Башкортостан (Табл.1., Табл.2, Табл.3).
Таблица 1 Распределение оронимов Баймакского и Хайбуллинского районов по классам»[2].
№
|
|
Классы оронимов
|
Баймакский
|
Хайбуллинский
|
Примечан ие
|
1.
|
По величине, объему, глубине географического объекта
|
6
|
4
|
|
2.
|
По высоте и характеру вершин
|
4
|
1
|
|
3.
|
По цвету
|
|
5
|
3
|
|
4.
|
По полезным ископаемым
|
12
|
7
|
|
5.
|
По взаиморасположению или подобию объектов.
|
5
|
5
|
|
6.
|
По характеру склонов
|
6
|
4
|
|
7.
|
Зоонимы
|
|
14
|
16
|
|
8.
|
Фитонимы
|
|
21
|
14
|
|
9.
|
Теонимы
|
|
3
|
2
|
|
10.
|
Антропонимы
|
|
30
|
26
|
|
11.
|
По случайным явлениям
|
5
|
4
|
|
12.
|
По предметам домашнего хозяйства
|
4
|
3
|
|
13.
|
Однокорневые оронимы
|
18
|
12
|
|
14.
|
По обычаям и обрядам населения
|
2
|
2
|
|
15.
|
По хозяйственной деятельности населения
|
6
|
4
|
|
16.
|
По другим признакам
|
15
|
22
|
|
Источник: составлено автором.
Таблица 2
Распределение ойконимов, происходящих от гидронимов Баймакского и Хайбуллинского районов»[3].
Баймакский
|
Хайбуллинский
|
реки
|
деревни
|
реки
|
деревни
|
Крепостной Зилаир
|
д.Крепостной Зилаир
|
Макан
|
с.Макан
|
Бетера
|
д.Бетера
|
Бузавлык
|
с.Бузавлык
|
Гадельша
|
д.Гадельша
|
оз.Рафик
|
д.Рафик
|
Источник: составлено автором.
Таблица 3
Распределение ойконимов Баймакского и Хайбуллинского районов, происходящих от особенностей географической среды»[4].
№
|
Классы ойконимов
|
Баймакский
|
Хайбуллинский
|
Примечание
|
1.
|
Гидронимы
|
11
|
5
|
|
2.
|
Оронимы
|
6
|
3
|
|
3.
|
По событиям
|
9
|
12
|
|
4.
|
Антропонимы:
|
36
|
19
|
|
Башкирские
|
Русские украинские
|
2
|
6
|
-
|
8
|
5.
|
Этнонимы
|
8
|
2
|
|
6.
|
Фитонимы
|
5
|
3
|
|
7.
|
Зоонимы
|
3
|
7
|
|
8.
|
С формантами
«оло», «кесе», «иске»,
«яны», «урге»,
«тубенге»
|
15
|
14
|
|
9.
|
По количеству
|
8
|
2
|
|
Источник: составлено автором.
Топонимические предания и легенды Зауральского региона Республики Башкортостан, особенно Баймаского и Хайбуллинского районов представляют научный интерес краеведов, историков, географов.
Для изучения этногенеза и этнокультурных связей, отраженных в фольклоре разных народов, особое значение имеют эпические жанры – мифы, легенды, героические эпосы[5]. Они могут содержать информацию о том, как сам народ объяснял свое происхождение или процесс заселения данной территории, какие наиболее устойчивые взаимосвязи с другими народами влияли на его развитие[6].
Ойконимы характеризуют многочисленные народы, заселявшие территорию Зауралья Башкортостан, показывают историческую взаимосвязь народов и их духовное объединение в различных периодах жизни, составляя устойчивое формирование сельского и городского населения на данной территории Зауральского региона Республики Башкортостан.
Список литературы
1. Киекбаев Д.Г. Избранные работы. Уфа, 2002, С. 115
2. Ясыбаева Р.С. Собранные топонимы в Хайбуллинском и Баймакском районах Республики Башкортостан.1990 г.
3. Ясыбаева Р.С. Собранные топонимы в Хайбуллинском и Баймакском районах Республики Башкортостан.1990 г.
4. Ясыбаева Р.С. Собранные топонимы в Хайбуллинском и Баймакском районах Республики Башкортостан. 1990 г.
5. Бижанова М.Р. Автореферат. Башкиро – казахское этнокультурное взаимодействие в XVIII- в первой половине XIX вв. Автореферат канд. ист. наук. Ижевск, 2006. С. 19
6. Даукаев И.Р. Место фольклора как исторического источника в изучении этнической истории тюркских народов// Традиции и современность в культуре народов. – Уфа, 1999. С.34