12 марта 2016г.
В теплоэнергетике Казахстана для получения энергии используется низкосортное топливо (уголь) с пониженной теплотворной способностью и повышенной зольностью (более 40%). Вместе с тем к топочным камерам промышленных котлов в настоящее время предъявляются строгие экологические требования. Соблюдение этих требований наряду с необходимостью экономии капитальных и эксплуатационных затрат чрезвычайно осложняет исследования в этом направлении [1, с. 792].
При освоении новых энергетических блоков, использующих пылеугольное топливо, исследования топочных процессов с целью их усовершенствования чрезвычайно затруднено. Для повышения надежности и улучшения качества проектирования большую актуальность приобретает разработка методов комплексного расчета топочных устройств с учетом аэродинамики топочной камеры, воспламенения, теплообмена и механизмов выгорания пылеугольного факела.
В мировой практике принято обогащать угли перед их сжиганием. Однако нельзя ожидать обогащения углей в объемах, необходимых для ТЭС Казахстана и стран СНГ, особенно из-за большой стоимости обогащения. Кроме того, в результате обогащения можно снизить зольность и влажность углей, тогда как увеличить реакционную способность, т.е. выход летучих (тощие угли, антрацит имеют выход летучих 4-12%), путем обогащения невозможно [1, с. 795].
Для улучшения воспламенения и стабилизации горения низкосортных углей с низким выходом летучих и высокой зольностью существуют дополнительные мероприятия, которые в основном сводятся к утонению помола, подогреву аэросмеси и вторичного воздуха, подаче угольной пыли высокой концентрации последующим разбавлением и, наконец, совместному сжиганию с углем мазута или природного газа. Последнее техническое решение получило самое широкое распространение.
Однако, существующая в теплоэнергетике практика использования для розжига и стабилизации горения низкосортных углей, дефицитных мазута и природного газа не решает проблемы, так как их совместное сжигание с углем приводит к повышению менхнедожога и выбросов оксидов азота и серы (в случае подсветки пылеугольного факела высокосернистым мазутом). Использование для розжига и подсветки пылеугольного топлива огромного количества мазута является одной из причин снижения эффективности топливо использования и низких экологических показателей работы тепловых электростанций. Резкое ужесточение в последнее время требований к повышению эффективности топливо использования и защите окружающей среды от вредных выбросов явилось мощным стимулом для развития новых перспективных технологий подготовки к сжиганию и комплексной переработки топлив, позволяющих решить вышеуказанные проблемы.
Для моделирования тепломассопереноса при наличии физико-химических процессов используются фундаментальные законы сохранения таких величин, как масса, импульс, энергия. Поскольку тепломассоперенос при наличии физико-химических превращений представляет собой взаимодействие турбулентных движений и химических процессов, то мы должны учитывать и закон сохранения компонентов реагирующей смеси, турбулентность, многофазность среды, выделение тепла за счет излучения нагретой среды и химических реакций. В данной статье приведено сравнение результатов вычислительных экспериментов традиционного горения пылеугольного топлива с результатами вычислительных экспериментов горения термохимически газифицированного угля в двух противоположных горелках нижнего яруса топочной камеры БКЗ-160 Алматинской ТЭЦ. Выявлены и исследованы основные закономерности влияния термохимической активации турбулентных течений с химическими реакциями на процессы тепломассопереноса в областях реальной геометрии. Показано, что использование плазменной подготовки пылеугольного факела к горению положительно влияет на процесс тепломассообмена [2, с. 61].
На Рисунке 1 показано сравнение аэродинамических характеристик топочной камеры БКЗ-160 Алматинской ТЭЦ обычного горения пылеугольного топлива с горением угля, прошедшего плазменную активацию.
Анализ полученных полей скорости
показывает, что активация
пылеугольного потока
оказывает значительное влияние на поле течения: на распространение реагирующей струи в объеме топки, процессы подмешивания в струе, на размеры,
форму пламени. Наглядно заметно различие в распределении пылеугольных потоков, поступающих в топку через обычные горелки и через плазменно-топливные системы (ПТС). Основной причиной изменения в распределении скоростей
в топочном пространстве является увеличение скорости поступающей в камеру сжигания
топливной смеси (высокореакционное топливо + вторичный
воздух).
На Рисунке 2 представлены результаты сравнения
распределений температуры обычного
горения и горения, прошедшего плазменную активацию в топочной камере
БКЗ-160 Алматинской ТЭЦ.
Рисунок 3 иллюстрируют температурные поля в области
сечения горелок нижнего
яруса. Мы видим существенное различие для двух рассматриваемых случаев. По сравнению с использованием обычного пылеугольного потока среднее значение температуры в плоскости сечения
горелок с термохимически активированными потоками
увеличивается и составляет: без активации – 1234ºС, а при двух активированных потоков в области нижнего
яруса горелок - 1272 ºС.
Таким образом,
можно сделать вывод о том, что плазменная активация
горения аэросмеси приводит к быстрому нагреву и воспламенению аэросмеси. При этом наблюдается смещение
фронта горения к месту расположения систем плазменной активации угольных потоков.
Область высоких
температур активированных плазмой потоков смещается к центру симметрии топки, при этом у боковых поверхностей также наблюдается более высокий
уровень температур.
Для создания
эффективного
и
экономичного
метода
получения энергии и разработки
технологии
«чистого» сжигания топлива с соблюдением норм выброса вредных веществ в окружающую среду все
процессы, происходящие в камере сгорания,
должны быть оптимизированы. Процесс горения топлива должен быть более полными с минимальными потерями
от химической (недостаток поступающего воздуха в камеру сгорания, низкая температура в ней, неправильное распределение поступающую потока воздуха и др.) и механической (вынос мелких
частиц угля вниз в воронку
и наверх в газоходы) неполноты сгорания
[3, с. 141].
По итогам вычислительных экспериментов можно сделать заключение, что проведенные численные исследования аэродинамических характеристик процесса горения
в топочном пространстве свидетельствуют о сложности протекающего процесса. Полученные результаты говорят о том, что в зоне расположения горелок имеется
вихревое течение,
обусловленное расположением горелочных устройств и вихревым
способом подачи пылеугольных потоков
в топочное пространство. Наличие вихревого движения
обеспечивает более быстрое зажигание и стабилизацию пламени. Горячие
газы увлекаются в факел,
нагревают горючую
смесь и интенсифицируют воспламенение.
Активными восходящими потоками также заняты области
вблизи стен топки, что в свою очередь оказывает влияние
на конвективную составляющую теплообмена в топочной камере.
Вихревой характер движения потоков внутри топочной камеры приводит к усилению
зажигания факела на выходе из горелочного устройства, а усиленный тепломассообмен в вихре интенсифицирует выгорание. При этом удается добиться равномерного обогрева поверхностей топочной камеры и снизить их шлакование, что продлевает срок действия оборудования. Благодаря циркуляции частиц в вихревом факеле горение
протекает с достаточной полнотой, даже при грубом помоле, что позволяет
существенно расширить диапазон
используемой угольной пыли [3, с. 145].
Список литературы
1. Аскарова А.С., Болегенова С.А., Максимов
В.Ю., Бекмухамет А., Бекетаева М.Т., Габитова З.Х. Вычислительный метод исследования горения твердого топлива в камерах сгорания
ТЭЦ // Теплофизика высоких температур. – Москва, 2015. - № 53 (5). – c. 792-798.
2.
Askarova A.S.,
Leithner R.,
Bolegenova S.A.,
Maximov V.Ju. Using CFD code FLOREAN for simulations of industrial boiler // International Journal of Mathematics and Physics.
– 2014. - Vol. 5, №1. – p. 60-68.
3.
Askarova A.S., Bolegenova
S.A., Bolegenova S.A., Maximov V.Ju., Bekmuhamet A., Beketayeva M. Numerical experimenting of burning high-ash content Ekibastuz
coal in the real boiler of CHP // Recent Advances in Fluid Mechanics and Heat & Mass Transfer. - Athens,
2013. – p. 138-147.