Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РАЗВИТИЕ ДИЗАЙНЕРСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ НА ПЛЕНЭРЕ

Авторы:
Город:
Волжский
ВУЗ:
Дата:
05 марта 2016г.

В связи с появлением специальности «Дизайн» (по отраслям) для студентов среднего профессионального образования возникла необходимость внести некоторые изменения в программе пленэрной практики. Практика рассчитана на 5 недель и она должна способствовать развитию дизайнерского мышления у студентов.

Ключевые слова: пленэр, пейзаж, архитектурный объект, стилизация, декоративная композиция. Важнейшим этапом при подготовке дизайнеров является учебная практика – пленэр. Пленэр относится к «творческому рисованию», хотя важным компонентом является натура. Такое рисование способствует расширению индивидуальных способностей студентов, а в работе с натурой поощряется разнообразие техник и манер.

Основные этапы выполнения работы в условиях пленэра:

1.     Композиция рисунка (выбор точки зрения с помощью нескольких быстрых зарисовок с разных точек зрения, выбор формата листа, образное обобщение натуры).

2.     Подготовительный рисунок (определение пропорций, характера пространственных планов, обобщение основных форм, нахождение деталей композиционного центра).

3.     Обобщенное тональное изображение, лепка формы тоном (обобщённая моделировка объёмной формы, выявление градаций светотени с учётом воздушной перспективы).

4.     Завершение работы (окончательное выявление главного и второстепенного в рисунке, подчинение всех частей изображения целому, усиление или ослабление деталей по тональной насыщенности).

Надо сказать, что эти этапы находятся по отношению друг к другу не в строгой линейной зависимости. Например, композиционный этап может продолжаться до завершения работы. Задания на пленэре выстраиваются по мере усложнения изображаемых объектов: сначала растительные природные мотивы, далее пейзажи, пейзажи с включением архитектурного объекта и небольшие архитектурные композиции в городе.

Работа на пленэре – это в первую очередь пейзаж. Основная формальная проблема пейзажа – изображение пространства на двухмерной плоскости, где основной задачей является масштабное соотнесение более близких и дальних зон с учётом важных составляющих пейзажа–освещённости и общей тональности вида.

Основные элементы пейзажа (растения, деревья, водоёмы, луга, и т.д.) студентами выполняются с натуры с тщательным изучением формообразования. На этом этапе пленэрной практики ставятся следующие задачи:

1.     Выполнение графических зарисовок растительных форм и живой природы.

2.     Анализ пропорций природных форм; выработка навыков изображения крупномасштабных объектов с учётом их структуры и направления света.

3.     Выполнение зарисовок ландшафта с элементами плановости.

4.     Умение изображать трёхмерное пространство натуры в двухмерном пространстве на плоскости листа.

Следующий этап пленэрной практики дизайнеров заключается в умении найти новые оригинальные способы отображения природных мотивов, отличные от иллюзорного, фотографического изображения. Студент на пленэре изображает реалистично природную форму, в качестве домашнего задания задаётся стилизация этой формы, сначала графическими средствами, далее живописными. Один и тот же мотив может быть трансформирован по-разному: близко к натуре или в виде намёка на неё, ассоциативно; однако следует избегать слишком натуралистической трактовки или крайнего схематизма, лишая узнаваемости. От стилизации отдельных форм студент переходит к стилизации пейзажа и далее к декоративной композиции. В создании стилизованной композиции очень важна предварительная эскизно-зарисовочная работа. Так как выполняя натуральные зарисовки, художник глубже изучает природу, выявляя пластику форм, ритм, внутреннее строение и текстуру природных объектов. Эскизно-зарисовочный этап проходит творчески, каждый находит и отрабатывает свою манеру, свой индивидуальный почерк.

Особую тему в пейзаже всегда составляет изображение архитектуры. В образе города, который живёт и развивается многие десятилетия, отражается вся его история.

Город Волжский сравнительно молодой город. Его можно разделить на старую часть и новую с большим количеством современных новостроек. Ценность старых городских видов и построек велика, как с точки познавательной стороны, так и исторической значимости. В связи с этим главной задачей работы на пленэре, поставленной перед студентами 2-го курса является отображение отдельных зданий и уголков старого города.

На пленэрной практике студенты учатся видеть и изображать пропорции внутри объекта и пропорциональные отношения объектов относительно друг друга; овладевают законами композиции; линейной и воздушной перспективы; осваивают различные техники исполнения работы; знакомятся с разнообразием графических материалов: карандашом, углём, сангиной, сепией, соусом, пастелью, тушью, гелиевой ручкой, маркером и т.д.

Работа на пленэре начинается с рисунка малой архитектурной формы, далее одного архитектурного объекта и продолжается изображением небольшого архитектурного ансамбля. В изображении объекта необходимо уходить от простой ретрансляции, даже хорошо выполненной технически. Важно научить студента передавать эмоциональный настрой в своей работе, тогда работа получится действительно авторской и неповторимой. Студентам предоставляется свобода в поиске сюжета и способах изображения.

На пленэре ставятся следующие задачи:

1.     Научиться видеть наиболее интересные и выразительные ракурсы, передавать особенности изображаемого объекта, архитектурный стиль, строительные материалы.

2.     Изучить композиционно-художественные закономерности объектов, масштабы, особенности перспективного изображения архитектурных объектов.

3.     Уметь выполнять быстрые, «беглые» рисунки, эскизы, наброски, отличающиеся условностью изображения, лаконичностью масштабностью.

4.     Освоить технические тонкости различных техник и изобразительных материалов.

5.     Уметь целостно изображать натуру с учётом общего состояния освещённости и пространственного удаления.

Задания по зарисовке архитектурных объектов направлены на развитие у студентов таких способностей, как:

-   широкая пространственная ориентация;

-   способность воспринимать натуру в крупномасштабном трёхмерном пространстве;

-   умение изображать натуру в двухмерном пространстве на плоскости листа;

-   целостное восприятие натуры с учётом общего состояния освещённости и пространственного удаления.

Завершающим этапом пленэра является трансформация элементов архитектуры и далее городского пространства на основе натурного изучения. В таких работах отсутствует свето-воздушная перспектива. В архитектурных объектах выявляются наиболее выразительные в декоративном отношении линии и ходы, на которых и делается акцент; часть элементов обобщается, другие – передаются условно; возможно орнаментальное решение.

Студенты выполняют итоговую композицию на ФА-2 по мотивам пленэрных работ, где предоставляется свобода в поиске сюжета и способах изображения стилизованного пейзажа с архитектурой.

Результатом пленэрной практики является отчётная выставка, лучшие работы пополняют методический фонд.

Таким образом, пленэрная практика дизайнеров отличается от пленэра художников-станковистов. Пленэр направлен на развитие дизайнерского мышления, на получение и закрепление навыков, необходимых в дальнейшем процессе обучения, в проектной деятельности.

 

Список литературы

1.     Архитектурный рисунок: современные технологии обучения: Учеб. пособие/Ред. – сост. В .М. Соняк. – Екатеринбург: Архитектон, 2005. - 268с.: ил.

2.     Купер,     Дуглас    Практика     рисования.    Об     акцентах    восприятия,     присутствующих    в     натурных зарисовках/Дуглас Купер; пер. с англ. А. В. Банкрашков. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 208с.: ил.

3.     Логвиненко Г. М. Декоративная композиция: учебное пособие для студентов вузов, Г. М. Логвиненко. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 144с: ил.