Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ГРАФИКА А.С. ПУШКИНА КАК АВТОИЛЛЮСТРАЦИЯ К ПРОИЗВЕДЕНИЯМ

Авторы:
Город:
Владивосток
ВУЗ:
Дата:
13 марта 2016г.

Думать о пушкинских стихах, - значит вызывать в памяти его графику, так же, как рассматривать его

рисунки, - значит мыслить о его поэзии.

А.М. Эфрос

 

В настоящее время иллюстрирование классики является одной из интересных творческих проблем. Современное ее понимание заставляет рассуждать о связи литературы и изобразительного искусства. Именно при помощи искусства иллюстрации сюжет становится более понятным, воспринимается лучше, читателю становится легче понять замысел автора. Зрительное восприятие изображения обогащает мышление представлением образа, пейзажа, действия, эмоций, создаѐт соответствующий настрой. Иллюстрация также даѐт информацию, только зрительную, особенно если речь идѐт о другой эпохе, другой культуре и этике, что немаловажно в современном мире.

Сегодняшняя активность читателей, особенно в детском и подростковом возрасте, напрямую зависит от количества и качества иллюстраций. Причиной сложившейся ситуации является большое количество визуальной информации, которая повсеместно окружает человека. На сегодняшний день существенно изменился темп жизни, ритм времени, скорость и формы передачи информации в целом. Гораздо быстрее и эффективнее воспринимается именно визуальная информация, поэтому правильное и грамотное иллюстрирование классических произведений поможет приобщить к чтению широкие слои населения, сделает его гораздо увлекательнее и понятнее, поспособствует постижению авторского замысла произведения.

Однако в современном мире встаѐт проблема компетентного иллюстрирования произведений классиков, потому что диктует новые акценты в восприятии литературных произведений, которые мы относим к классике. И многие иллюстраторы либо неправильно интерпретируют смысл произведения писателя, либо вкладывают в рисунок своѐ понимание ситуации, поэтому  сближение и единение мысли художника и писателя является актуальной темой для размышления о возможностях изобразительного искусства в поисках синтеза с литературными идеями и литературной формой.

Вместе с тем, история книжной иллюстрации знала замечательных художников-оформителей, которые точно следовали за словом писателя. Это и Бенуа, Шмаринов, Агин, Табурин, Лансере и многие другие. Но были и в этом списке писатели, которые сами выполняли иллюстрации к собственным произведениям, были не только мастерами слова, но и хорошими художниками. Среди них – Александр Сергеевич Пушкин, великий русский поэт, творческое достояние которого выходит далеко за пределы только литературной деятельности.

Много слов было написано, много научных статей и книг было выпущено о произведениях Александра Сергеевича и о его огромном культурном и литературном вкладе в сокровищницу русского национального достояния. Большинство исследователей творчества великого поэта останавливаются на анализе произведений Пушкина, на фактах из его биографии, зачастую не уделяя должного внимания графическим работам поэта. В настоящее время интерес к графическому наследию А.С. Пушкина проявляется в создании отдельной области пушкинистики, специализирующейся на анализе графики Александра Сергеевича.

Изобразительное искусство А.С. Пушкина очень тесно переплетается с его литературными произведениями, создавая неразделимое творческое пространство, в котором А.С. Пушкин выступает в роли поэта-художника, графическое наследие которого и является его автоиллюстрацией к произведениям.

Каждый рисунок Пушкина,  каждая зарисовка,  каждый портрет,  каждая иллюстрация выступают самостоятельными, законченными произведениями графического искусства, так живо сопровождающими произведения поэта. Без его рисунков немыслимо представлять его творения.

Рисункам Пушкина присуще необыкновенно прочная, неразрывная связь с текстом, которая является одним из главнейших ключей к рисункам Пушкина. Рисунки, в которых эта связь зримо присутствует, можно назвать автоиллюстрациями, но это иллюстрации особого рода, они не дублируют текст, а, возникая на волнах текстовых ассоциаций, уводят в глубины подтекста, прообразов, попутных мыслей, — в творческую лабораторию поэта.

В связи с этим изучение и анализ графики поэта является очень трудным для исследователей процессом, который описал в своем труде «Рисунки русских писателей XVII-XX века» Р.В. Дуганов: «Пушкинские рисунки «читать» несравненно труднее, чем рисунки Жуковского. Не только потому, что он делал их для себя, но и потому, что его контрапункт гораздо богаче и, главное, идѐт на большей ассоциативной глубине»[2].

Всего рисунков А.С. Пушкина насчитывается около двух тысяч. Они покрывают большинство рукописей поэта. Рисунки поэт создавал для себя, и в этом их особая ценность. Выявляя неожиданные ассоциации, они позволяют проникнуть в ту мысль, образ, чувство поэта, которые, не выразившись в словах, остались запечатлѐнными в рисунках. Тонкий знаток пушкинской графики А.М. Эфрос так определяет еѐ содержание:

«...Это дневник в образах, зрительный комментарий Пушкина к самому себе, особая запись мыслей и чувств, своеобразный отчѐт о людях и событиях»[11].

Рукописи Пушкина давно уже точно названы стенограммой творческого процесса. Графические знаки в этой стенограмме (собственно рисунки) таят заманчивую возможность зримо представить ход поэтической ассоциации от последнего зачеркнутого слова до следующей за рисунком строки.

Поэт рисовал легко и беззаботно. Он рисовал естественно и непринужденно, как будто его рука сама выводила пером рисованные образы.

Вместе с тем, в его рисунках нет лишних деталей, штрихов и линий. Всякая деталь в рисунках Пушкина неслучайна. Если даже она и не имеет символического звучания, – она указывает характернейшую черту изображенного[4].

Рисунок Пушкина лишен видимой эволюции. Он родился зрелым и исчез, не состарившись. Он многогранен, у него есть различные оттенки, но нет развития. Он был подан как бы весь сразу и только размещѐн по разным годам, как по разным полкам размещают части одного сервиза.

Графика Пушкина-художника всегда узнаваема. Ей присуще характерное отличительное своеобразие черт рисунка:

·   стремительность и легкость изображений;

· свободный штрих, доходящий до полного артистизма;

· лаконичность образов и силуэтов;

· эскизность и утрированность пушкинских набросков;

·   необыкновенная пластичность рисунков, выраженная в художественной выразительности форм зарисовок и их динамичности;

·   точность, выразительность характера линий рисунка, достигнутые благодаря развитому зрительному аппарату А.С. Пушкина, его зоркости и цепкости глаза;

· непогрешимое чувство гармонии;

· предельная обобщенность изображений;

·   грамотное использование малых, «скупых», средств графической передачи выразительности рисунка, которые помогают поэту-художнику поставить акцент в изображении, показать самое главное, передать суть изображаемого.

Но всѐ же самой главной чертой, присущей графике и любому рисунку Пушкина, всѐ-таки является вдохновенность. Вдохновенность – это то состояние, в котором постоянно жил поэт, в котором он творил и мыслил. Именно вдохновенность помогла Александру Сергеевичу создать золотой фонд русской литературы.

В ряде случаев Пушкин использовал рисунки буквально как «рисованные слова», заменяя изображение словом, а слово — рисунком, читающимся как запись[1].На самом деле графические экзерсисы Пушкина стимулировали его поэтическую мысль, они помогали поэту найти выражение своих мыслеобразов в словах, помогали поймать момент, миг рождения идеи, зарисовав еѐ, чтобы в дальнейшем развить еѐ в литературном творчестве. Именно в этом и заключается их особая ценность в качестве наглядного информационного ряда, который сопровождает все произведения поэта.

Некоторые рисунки были лишены видимой взаимосвязи с текстом, но были и такие наброски, ближе других стоящие к понятию «иллюстрации».

Александр Сергеевич любил иллюстрировать свои поэмы и стихотворения рисунками, которые как можно точнее передают замысел автора, его видение. Мы можем увидеть, как и что рисовало воображение в уме писателя, какие картины представали перед глазами поэта. Автоиллюстрации – важнейшие и неотделимые части поэтического наследия Пушкина.

Рисунки Пушкина – прежде всего рисунки поэта, выведенные его рукой. Их прелесть, их интерес не живописного порядка. Рисунки Пушкина не только "по ту сторону" всякого живописного искусства, но и нередко и по ту сторону поэтической индивидуальности автора. Для них характерна, прежде всего, сжатость форм, сведение всего к самому существенному. Но выбор этого существенного совершается по иному принципу, чем в рисунках живописцев. Это существо поэтической идеи, а не зрительного образа, и даже не пластически выраженного.

В наше время иллюстрирование классики становится очень важным направлением изобразительного искусства, которое помогает раскрыть суть произведения благодаря своей наглядной форме. Иллюстрация является не просто добавлением к тексту, а художественным воспроизведением, дыханием своего времени. Поэтому автоиллюстрации А.С. Пушкина становятся  неотъемлемыми элементами большинства изданий  его произведений. Это не рисунки в обычном смысле слова. Это – рисованная поэзия, вся суть которой заключается в единении литературы и графического искусства.

 

Список литературы

1.     Барпгг К.А. Русское литературоведение XX века: учебное пособие в 2-х ч. 4.2. – СПб: Изд-во РГПУ им. А. Герцена, 1997.– 474 с.

2.     Дуганов Р. Рисунки русских писателей XVII – начала XX века: альбом. – М., «Советская Россия», 1988. – 225 с., 314 илл.

3.     Жуйкова Р.Г. Портретные рисунки Пушкина: каталог атрибуций. - РАН. Пушкин. комис. – СПб.: Дмитрий Буланин, 1996. – 428 с.

4.     Краваль  Л.А. Рисунки Пушкина как графический дневник. – Серия «Пушкин в ХХ веке», IV. – М.,«Наследие», 1997. – 536 с.

5.     Павлова Е.В. Портреты А.С. Пушкина. Портреты современников // Московская изобразительная Пушкиниана: Изд. 3-е, перераб. – М., 1991. – с. 228.

6.     Поспелов Г.Г. Ещѐ раз о рисунках Пушкина. - Вестник истории, литературы, искусства. Альманах. Том IV. /[гл. ред. Г.М. Бонград-Левин]; Отд-ние ист.-филол. наук РАН. – М.: Собрание; Наука, 2005. – т.4. – 2007. – 559 с.

7.     Поташова К.А. Проблема «А.С. Пушкин и изобразительное искусство» в отечественном и зарубежном литературоведении [Текст]. - Филологические науки в России и за рубежом: материалы междунар. науч. конф. (г.Санкт-Петербург, февраль 2012 г.).— СПб: Реноме, 2012. — С. 33-36.

8.     Фомичев С. А. Графика Пушкина. – СПб: ИРЛИ (Пушкинский Дом): Новая лит., 1993. –109 с.: ил.

9.     Фомичев С. А. Рисунки Пушкина и творческий процесс // Временник Пушкинской комиссии / АН СССР. ОЛЯ. Пушкин. комис. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1988. — Вып. 22. — С. 5—15.

10. Цявловская Т.Г. Рисунки Пушкина. – 4-е издание, стереотипное. – М.: Искусство, 1986. – 446 с.

11. Чудинов В.А. Тайнопись в рисунках А.С. Пушкина. («Рисунки руницы»). – М.: Поколение, 2007. – 488 с., ил.

12. Эфрос А. Рисунки поэта. –2-е изд., расш. и перераб. – М.: Academia, 1933. – 471 с.: ил.