Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СТЕРЕОТИП «ИРЛАНДЕЦ-ПЬЯНИЦА» В СМИ

Авторы:
Город:
Кемерово
ВУЗ:
Дата:
19 марта 2016г.

Кроме положительных последствий эпоха глобализации вызвала появление очень острой по своей сути проблемы взаимоотношений между различными нациями. Более того, межнациональные отношения на сегодняшний день обострены явлением стереотипизации межнационального восприятия.

В ходе своего взаимодействия у народов неосознанно создается собственная или перенимается извне модель восприятия других людей и этносов. При этом многие исследователи признают, что появление и изучение такого явления как «стереотип» значительно облегчило процесс восприятия и понимания в ходе межнационального взаимодействия.

Изучение стереотипа является на сегодняшний день очень перспективным полем исследования среди лингвистов, историков, социологов, психологов и специалистов из других областей науки.

Первым ввел в научный обиход и привел первые обоснования понятия «стереотип» американский писатель, журналист, политический обозреватель и автор оригинальной и уникальной концепции общественного мнения Уолтер Липпман в 1922. Под стереотипом он понимает «упорядоченные, схематичные, детерминированные культурой образы, «картинки мира», отраженные в сознании человека, которые значительно экономят усилия при восприятии сложных объектов действительности и защищают его ценности, статус и права. Это «принятые в истoрической oбщности oбразцы вoсприятия, фильтрации, интерпретации инфoрмации при распoзнавании и узнавании oкружающего мира, оснoванные на предшествующем сoциальном опыте» [2, с. 95].

Вслед за У. Липпманом отечественный исследователь В. В. Красных определяет стереотип как «некоторое «представление» окружающей действительности, зафиксированная ментальная «картинка», являющаяся результатом отражения в сознании личности «типового» фрагмента реальности, некий инвариант определенного участка картины мира» [1, с. 177 – 178].

Стереотипизация происходит вследствие стремления людей понять и упростить окружающий мир и явления действительности.

Поскольку Липпман в своей теории высказал идею о том, что, передаваясь из поколения в поколение, стереотипы обычно воспринимаются людьми как данность и реальность. При этом в случае межнационального взаимодействия стереотипы могут быть как вполне правдивыми, т.е. отражать реальные качества и характеристики народа, так и ложными представлениями, поскольку отражают односторонний, даже искаженный взгляд, основывающийся на ограниченном наборе признаков [2, с. 81].

Стереотипы очень устойчивы, и поэтому не  могут быть легко изменены, или, тем более,  полностью искоренены из сознания людей [3, с. 154].

Таким образом, стереотипы, значительно облегчая процесс коммуникации между представителями различных нации, могут быть и преградой для адекватного восприятия действительности и реальных качеств народа.

СМИ, как важный инструмент навязывания социального мнения, играет существенную роль в создании и передаче социальных стереотипов [4].

Одним из очень ярких народов, вокруг которого образовалось и существует по сей день большое количество стереотипов, является ирландский народ. В данной работе приводится анализ некоторых самых популярных стереотипов об ирландцах, распространяющихся в современных СМИ.

При просмотре зарубежных, и, в особенности ирландских СМИ, самым частым в обсуждении стереотипом об ирландском народе является пристрастие данной нации к спиртным напиткам.

Поэтому в статье “16 St Patrick’s Day t-shirts that will make you question humanity” [6] ирландской электронной газеты “The Daily Edge” автором представлены шестнадцать футболок с надписями, которые отражают этот популярный стереотип.

Прежде всего, на пятнадцати из шестнадцати футболок присутствует зеленый цвет, который в сознании многих людей ассоциируется с Днем Святого Патрика или просто с ирландцами. На одиннадцати из них есть изображение трилистника, символа Ирландии. На девяти присутствует надписи с однокоренными словами с основой “drink”: “drunk”, “drink”, “drinking”, есть изображение стакана со спиртным напитком или пьяного человека.

Кроме формальных признаков, выражающих самый известный стереотип об ирландце-пьянице, необходимо обратить особое внимание на сами надписи и провести их лингвистический анализ.

Две футболки упоминают название ирландского алкогольного напитка “Irish Car Bomb”: “Irish Car Bomb Team” и “Irish Car Bombs make my clothes fall off!”. На другой приводится изображение бобра с бокалом пива с надписью “Irish Beaver tastes better”, отсылая нас к  известной ирландской пивоваренной  компании “Beaver Brewing Company”.

Надпись на футболке “Irish I were drunk” является интересной игрой слов. Здесь, вероятно, создается созвучие со структурой английского языка “I wish I were…”, но сочетание  лексем “Irish” и “drunk”  снова изображает упомянутый выше стереотип.

Две футболки с изображением пьяного мужчины зеленого цвета с надписью “Irish Yoga” и с надписью “Drink till you’re green” изображают типичную, по мнению многих людей, картину, происходящую накануне, во время и после празднования Дня Святого Патрика, а также в течение выходных.

Надпись “I’m sick of all these Irish stereotypes. As soon as I’m drunk, I’m punching someone” показывает одну из разновидностей стереотипа об ирландце-пьянице, а именно: желание побить кого-нибудь.

С агрессивным поведением ирландского народа также связана футболка “Irish rifle team” с изображением раскрашенного в цвета ирландского флага автомата, представляющая аллюзию на продолжающийся с 1960-х годов этно-национальный конфликт в Северной Ирландии.

Подобная статья “13 St Patrick’s Day t-shirts that should be shocking but aren’t” [5], изданная накануне Дня Святого Патрика, но годом ранее, также описывает футболки с надписями, связанные со стереотипом об ирландском пристрастии к спиртному.

В данной статье все тринадцать представленных футболок связаны с алкоголем. Также необходимо отметить, что многие из них показывают последствия чрезмерного употребления алкогольных напитком, будь то проблемы со здоровьем (“So Irish – my liver hurts”, “I have a bit of a drinking problem”) или неспособность удерживаться на ногах (упомянутая в предыдущей статье “Irish Yoga”, а также “Let’s get ready to stumble”).

Футболка с надписью “Black out with your craic out” демонстрирует нам одновременно два стереотипа об ирландском народе: разговорный фразовый глагол “to black out”, т.е. «отрубаться» в результате чрезмерного употребления алкоголя и “to craic out”, где лексема “craic”, обозначающая «кутеж», необыкновенное веселье в

«приподнятом» настроении, используется зачастую только по отношению к ирландцам, т.к. пришла в английский язык из ирландского.

Также интересна для анализа игра слов на футболке с надписью “Happy Alcoholiday!” (слияние слов “Alcohol” и “Holiday”). День Святого Патрика каждый год ассоциируется с большим количеством пьяных людей на улицах, в барах и пабах по всему миру, и, особенно, в Ирландии, родине этого праздника.

Таким образом, стереотип об ирландце-пьянице является самым распространенным в СМИ. Подобное представление ирландского народа воспринимается как обидное, однако, многие ирландцы не видят в этом ничего отрицательного, поскольку такие стереотипы в определенной мере создают образ, «лицо» нации. Некоторые объясняют свое спокойное отношение к подобным «негативным», принижающим стереотипам тем, что это способ популяризации страны и народа в глазах других.

Однако следует обратить особое внимание на то, что необходимо несколько снизить распространение только негативных стереотипов о народе, чтобы не принижать его достоинств, как в глазах всего мира, так и в восприятии самих себя.

Важно помнить, что любой стереотип, будь он положительным или отрицательным, лишь частично отражает действительную ситуацию и определенные характеристики народа, а многие из них могут быть настолько преувеличенными, что могут вполне восприниматься, только как надуманные мифы, которым нужно очень осторожно верить, и тем более, стараться не распространять ложную информацию среди людей и не передавать последующим поколениям.

 

Список литературы

1.     Красных В.В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология: Курс лекций. — М.: ИТДГК «Гнозис», 2002. — 284 с.

2.     Липпман У. Общественное мнение / пер. с англ. Т.В. Барчунова; под. ред. К. А. Левинсон, К. В. Петренко. - М.: Ин-т Фонда «Общественное мнение», 2004. — 384 с.

3.     Мануковский М.В. Измерение и фиксация составляющих стереотипа методом семантического дифференциала // Межкультурная коммуникация: современные тенденции и опыт: Материалы первой Всероссийской научно-практической конференции 19 ноября 2003 г. Часть 3. Межкультурная коммуникация и современные лингвистические теории. - Нижний Тагил, 2003. - С.151-158.

4.     Роль СМИ в формировании стереотипов // День победы над стереотипами: сб. информационных материалов. — Рязань, 2010.

5.     13 St Patrick’s Day t-shirts that should be shocking but aren’t. URL: http://www.dailyedge.ie/shocking-st-patricks- day-t-shirts-1354461-Mar2014/ (дата обращения: 1.12. 2015).

6.     16 St Patrick’s Day t-shirts that will make you question humanity. URL: http://www.dailyedge.ie/offensive-st- patricks-day-t-shirts-1982970-Mar2015/ (дата обращения: 14.11.2015).