Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РАБОТА С МЕНТАЛЬНЫМИ КАРТАМИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
18 декабря 2016г.

Ментальная карта или интеллект-карта (mind map) как один из методов представления и изложения материала была разработан ещё в 70-е годы ХХ века психологом Тони Бьюзеном, но наибольшее распространение получила в настоящее время благодаря развитию компьютерных технологий, которые упростили процесс составления ментальных карт, сделали их более наглядными, яркими, что облегчает восприятие материала.

Мind map во многих странах зарекомендовал себя как достаточно эффективный метод запоминания и хранения информации. Обычно при использовании приёмов мнемоники студенты пользуются уже готовыми результатами. «Наукой доказано, что 80% информации, которую слышит школьник на уроке, забывается в тот же день, если учащийся самостоятельно над ней не поработал (повторил, проговорил, записал), 20% сохраняется в памяти несколько дольше, в зависимости от уровня ее актуальности для обучаемого» [Андрианова]. Преимущество mind map перед другими мнемотехниками заключается в том, что студенты сами и разрабатывают ментальные карты, и пользуются их результатами. Студенты систематизируют, классифицируют новый материал, постоянно возвращаясь к написанному, и тем самым многократно повторяя материал. В основе работы с ментальной картой лежит не механическое, а смысловое запоминание.

«Экономика ХХI века требует более новых профессий. Более 40 профессий исчезнут и появятся новые, более ста. Есть такие отрасли, которые за 20 лет успевают взлететь и упасть. Умирают профессии в сфере сервиса и интеллектуальных сферах, и в ближайшее время произойдет перелом. В течение жизни люди будут вынуждены менять свои виды деятельности, свой род занятий и свои профессии, и они должны быть готовы  к этому» [Мамукина:23].     Выпускник вуза – это не  копилка готовых знаний,  а человек, умеющий самостоятельно добывать знания, умело их использовать в своей будущей профессиональной деятельности. Ментальную карту можно рассматривать как один из видов самостоятельной работы высокой результативности. Ментальная карта учит самостоятельно находить необходимую информацию, её систематизировать, структурировать. Ментальная карта как один из видов самостоятельной работы может использоваться в обучающих (введение нового материала, обучение самостоятельной работе с информацией, логическому мышлению, навыку отбора языковых средств для построения высказывания); тренировочных (отработка лексического и грамматического материала, формирование навыков монологического высказывания по определённой теме); закрепляющих определённые навыки; развивающих (мышление, память); творческих целях (индивидуальное составление и оформление ментальных карт, индивидуальная подача материала); а также с целью, как итогового контроля, например, семестрового, для оценки «компетенций, приобретённых студентами в течение семестра» [Тимакова:269], промежуточного, так и текущего, если предложить студентам изложить полученные на уроке знания в виде ментальной карты, а также, например, «для контроля понимания текста» [Дорохова: 172].

Работа на уроке при помощи ментальной карты может быть индивидуальной, что более эффективно с точки зрения усвоения материала; фронтальной, кооперативно-групповой, дифференцированно-групповой.

Опора на mind map во время выступления или доклада предотвращает механическое считывание студентами текста с листа, облегчает восприятие и запоминание информации, изложенной в докладе. Файл ментальной карты доклада может быть сохранен и использован в дальнейшем обучении. Также полезным может быть составление карт, фиксирующих аудио тексты на занятиях по аудированию.

Создание ментальных карт не является пассивным видом деятельности, оно побуждает студента к активной мыслительной деятельности, направленной на структурирование материала, поиска новых связей. При этом составление ментальных карт не требует от студентов много времени, особых усилий, кроме напряжённой умственной деятельности, благодаря несложным, доступным программам, а также в связи с тем, что «кафедра немецкого языка МГИМО обладает … хорошей материально-технической базой» [Орехова:110-111].

«Сегодняшнюю эпоху называют эпохой глобализации» [Меркиш: 5], в связи с этим практически любой студент сталкивается с проблемой запоминания большого количества информации, а на уроках иностранного языка особенно на начальном этапе с большим количеством новых слов.

В данной статье рассматривается работа с ментальными картами, с точки зрения работы над активным словарём студентов, начинающих изучать немецкий язык.

Например, второй текст урока один Unsere Universität пособия «Немецкий язык от простого к сложному» [Головина: 38] содержит 80% новых лексем. Темой данного урока является университет. Так как основная наша цель - работа над словарём, то по необходимости, не нарушая наглядности, одна ветвь ментальной карты может содержать не только одно слово, но и его синоним; глагол, например, управление, что акцентирует внимание студентов на более трудных для запоминания моментах. Разработав ментальную карту, студенты начинают хорошо ориентироваться в материале; лексические единицы учатся не изолированно, а в связи с другими лексическими единицами по данной тематике, проще становится «говорящему отыскать нужную лексему в момент продуцирования речи»  [Ширяева: 35]. Студенты, создав ментальную карту, начинают понимать, в какой ситуации используется данное слово; могут обосновать своё наполнение ментальной карты, отстоять свою классификацию. Mind map даёт широкий выбор различных видов деятельности на уроке для отработки наиболее сложных моментов. Например, в ментальной карте чётко может быть отражена разница таких понятий как Lektion и Unterricht. При работе с ментальной картой на уроке могут быть закреплены особенности употребления оборота es gibt , глагола studieren в значении «где?» и « что?».

Преимуществом ментальных карт является самостоятельно разработанный студентами, изложенный на одном листе, оформленный при помощи графических средств материал, что делает его наглядным, более доступным для понимания и запоминания.

 

 

Список литературы

 

1. Андрианова О.В. Новые подходы к организации самостоятельной работы на уроках биологииhttp://festival.1september.ru/articles/608123/

 2.   Головина Л.В. Немецкий язык от простого к сложному: Учебное пособие для уровня А1-А2/ Л.В. Головина, В.В. Шлыкова -М.:ТЕЗАУРУС, 2012. – 352с.

3.      Дорохова Ю.Э. Музыка в преподавании иностранного языка как средство реализации коммуникативно-деятельностного подхода/ Ю.Э. Дорохова// Сборник научных статей по итогам международной научно-практической конференции «Язык как фактор интеграции образовательных систем и культур». – Белгород: Политерра, 2013. С. 166-174.

4.   Мамукина Г.И. Оптимизация методов обучения иностранным языкам, как одна из актуальных проблем российского образования/ Г.И. Мамукина//Современное языковое образование: инновации, проблемы, решения. Сборник научных трудов.- М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2014.- С.

5.    Меркиш Н.Е. Иноязычные массмедиа и особенности их использования в процессе обучения иностранному языку / Н.Е.Меркиш // Иностранные языки в школе. - 2016. - №1. - С. 2-8.

6.     Орехова О.Е. Формирование языковых компетенций студентов факультета журналистики МГИМО / О.Е. Орехова // Филологические науки в МГИМО. Сборник научных трудов № 41(56). - М.: МГИМО-Университет, 2010.- С.107-113

7.   Тимакова И.Г. Виды контроля в преподавании немецкого языка по специальности "Юридический перевод" / И.Г.Тимакова // Профессионально-ориентированное обучение ин. языку и переводу в вузе: материалы международной конференции, 25-26 марта. - М., 2008. - С. 269-274.

8.     Ширяева Н.В. Роль психолингвистики в совершенствовании учебного процесса (Основные понятия психолингвистики)/ Н.В. Ширяева// Сборник тезисов межвузовской научно-методической конференции «Традиционные и новые концепции, методы и приемы обучения иностранным языкам»- М.: МГИМО - Университет, 2000. – С.34-35