Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АНГЛОЯЗЫЧНОЕ «ЗВЕЗДНОЕ» ИНТЕРВЬЮ В СТРАТЕГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ

Авторы:
Город:
Владивосток
ВУЗ:
Дата:
13 марта 2016г.

Интервью как один из видов диалогического дискурса – это важная сфера современной публичной речи, а также интенсивно развивающаяся форма массовой коммуникации. Интервью как объект изучения лингвистики представляло интерес для многих ученых, которые занимались исследованием его различных жанров и особенностей [Вартанова, 2006; Голанова, 1996; Лукина, 2003; Мелехова, 2010; Романова, 2008 и др.].

«Звездное» интервью  не так  часто являлось объектом комплексных  исследований [Ворошилов,  1999; Кузнецова, 2008; Швец, 2008], поэтому его дальнейшее изучение представляется актуальным. Актуальность нашего исследования определяется также необходимостью комплексного изучения интервью как вида устного диалогического дискурса в ракурсе его коммуникативно-стратегических особенностей. Относительно новым направлением в исследовании фактов языка и речи является стратегический подход, базирующийся на идее стратегичности человеческого общения и постулирующий идею о том, что отбор тех или иных языковых форм продиктован не только процессами, заложенными в самом языке, но и подчинен коммуникативным целям и тактическим задачам говорящего [Михеева, 2010, с. 168]. Целью данной статьи является рассмотрение «звездного интервью» в стратегическом аспекте, что предполагает выявление его коммуникативных стратегий и тактик.

В.В. Ворошилов определяет «звездное» интервью как целостный акт коммуникации, предполагающий диалогическое общение журналиста с интервьюируемым, в качестве которого выступает человек, проявивший себя в какой-либо сфере общественной жизни и привлекающий интерес широкой публики. Данный тип содержит большой объем личностной информации и является менее информативным с точки зрения его общественно- политической значимости [Ворошилов, 1999].

Исходя из темы нашего исследования, говоря о стратегии и тактике, в первую очередь, мы имеем в виду интервьюера, потому что именно этот участник диалога является стороной инициативной, заинтересованной. Именно этой стороне необходимо узнать новую информацию, о которой до этого интервьюируемый еще никому не говорил, заручиться доверием и найти подход к человеку. Для этого часто приходится идти на хитрости и уловки, использовать контактоустанавливающие средства, приемы, особые тактики.

Опираясь на классификацию В.В. Кузнецовой, нами были выделены основные коммуникативные стратегии и тактики, характерные для англоязычного «звездного интервью» [Кузнецова, 2008]. Применительно к нашему исследованию можно говорить о двух генеральных стратегиях интервьюера, в создании и поддержании имиджа «звезды» и стратегии создания собственного имиджа (автоимиджа) интервьюируемым.

Цель коммуникативной стратегии создания имиджа – приближение образа интервьюируемого к массовому адресату, измерение интервьюируемого категориями, близкими читателю, приписывание ему черт, которые облегчали бы его восприятие.

Стратегия создания имиджа интервьюируемого журналистом реализуется благодаря тактикам отождествления, приклеивания ярлыка, запроса самооценки тактике выделения круга интервьюируемого и тактике солидаризации. Рассмотрим подробнее некоторые тактики.

Тактика отождествления используется журналистом для сравнения экранного и реального образов. Приведение журналистом экранного образа интервьюируемого, типажа, наделенного определенными качествами, эмоциями и совершающего те или иные поступки, должно стимулировать интервьюируемого для корректировки предлагаемого ему образа [Кузнецова, 2008]. Рассмотрим данную тактику на примере.

(1)                       Derrick Bryson Taylor: Your character is really gym obsessed. Are you like that in real life?

Anthony Mackie: I try to be. I try to go to the gym every morning for an hour, hour and a half. It's just to keep myself in shape. That's one of the reasons I wanted to do this movie. I took a four-year period when I was playing cops and stuff like that. So I drunk a lot of whiskey and ate a lot of beef and got fat [Interview with Anthony Mackie Talks, by Derrick Bryson Taylor, April 25, 2013].

В рассматриваемом примере журналист в своем вопросе приводит экранный образ актера, который увлечен занятиями спортом, стимулируя интервьюируемого рассказать о такой сфере его жизни, как спорт. Герой интервью рассказывает о себе, и употребляя реплику I try to be, тем самым подтверждает, что в реальной жизни хочет быть похожим на своего персонажа. Повтор лексемы try указывает на стремление героя добиться определенных достижений в сфере спорта. Тем самым мы видим, что журналист свои вопросом добился цели тактики, и массовому адресату был предоставлен реальный образ героя интервью.

Тактика солидаризации необходима журналисту для выяснения позиции партнера по обсуждаемому вопросу. Если интервьюер воспринимается его собеседником как «свой», говорит и спрашивает о проблемах, которые близки ему, он может рассчитывать на определенное одобрение и откровенность в ответах. Продемонстрируем данную тактику примером.

(2)                       Oprah: Ellen, are you awake?

Ellen: I am. I just woke up. I had a horrible night. The weirdest thing happened. We had some huge pop in the wall at 2:30 in the morning, and then it sounded like our whole house was going to explode. I went down to the basement — I haven't been down to the basement since we moved in two years ago — and lying next to all the audiovisual equipment is an audiobook called Being in Balance.

Oprah: Oh my goodness. Isn't that just how the world works? Ellen: There's always a reason things happen.

Oprah: You're exactly like I am. I know that everything happens for a reason, so I look at everything like, «Okay, what does that mean, what am I supposed to be getting from that ?»

Ellen: Right [Interview with Ellen De Generes by Oprah Winfrey, December 12, 2012].

В данном примере четко прослеживается тактика отождествления. Репликой You're exactly like I am Опра Уинфри поддерживает мнение интервьюируемого о том, что у всего случившегося есть своя причина. Данный коммуникативный ход она завершает примером своего отношения к ситуации. Ей удалось создать впечатление общности взглядов, она не намекает, а прямо говорит, что разделяет мнение собеседника. В своей первой реплике Опра обращается к собеседнику по имени Ellen, что помогает создать обстановку более неформального общения, располагающую к открытой беседе.

Коммуникативная стратегия создания собственного имиджа имеет своей целью намеренное создание собственного образа, реализуется  посредством таких тактик, как  тактика создания «своего круга», «чужого круга», тактика распределения ролей и тактика самооценки. Рассмотрим подробней тактику создания чужого круга и тактику распределения ролей.

Тактика создания «чужого круга» интервьюируемым для идентификации своего «Я» через отрицание или неприятие качеств других. Эта тактика позволяет интервьюируемому дистанцироваться от чуждых ему ценностей. Значение приема дистанцирования – это выведение оппозиции «свои – чужие». Чужие в этом случае маркируются через местоимение третьего лица they, неопределенные местоимения – another, other, others, the others. Рассмотрим данную тактику на примере.

(3)                       Colin Joyce: Musicians are the enemy of good songwriting.

Andy McCluskey: I hate musicians, I'm so glad I'm not one of them. I'm a songwriter and I sing a bit. I do not ever want to be considered a musician. Being a musician is just a means to an end. You spend all the time learning to be a musician. So what do they want to do? They want to bore the pants off of you showing you how great a musician they are. Guitarists are the worst offenders [Interview with OMD's Andy McCluskey by Colin Joyce, April 9, 2013].

В данном примере герой высказывает свое мнение о профессии музыканта, используя слова с яркой экспрессивной окраской I hate musicians, I'm so glad I'm not one of them. Здесь мы видим противопоставление музыканта композитору. Герой всячески отвергает свою принадлежность к профессии музыканта I do not ever want to be considered a musician. Во фразе how great a musician they are чувствуется ироническое отношение героя к данному виду деятельности. В конце своего ответа он называет гитаристов ужаснейшими преступниками the worst offenders, что еще больше усиливает негативный оттенок всего высказывания.

Тактика распределения ролей используется говорящим для выделения его доминанты (приоритетной роли), характеристики факультативных ролей, подчеркивания качества исполнения им той или иной роли [Кузнецова, 2008]. Выделение в структуре имиджа ролей, не относящихся к профессиональному имиджу, является стратегическим моментом, поскольку именно те роли, которые принадлежат к частной жизни известного лица, вызывают наибольший интерес читателя. Приведем пример.

(4)                       Parade Magazine: How do you balance motherhood and having such an intense career at the same time?

Debra Messing: It is really challenging. I'm a very busy woman. I'm a working mom. I want to be able to be the mom that I want to be. I want to be able to go out in Central Park and play with my son, who's very crazy active these days. I don't want to disappoint him and say 'I can't honey, because I'm not feeling well.

Parade Magazine: We know you won the Outstanding Mother Award from the National Mother's Day Committee.

Debra Messing: I was overwhelmed. I really was. To be a mom is the job that I take most seriously in my life and I think it's the hardest job. Every day is a challenge and it's an honor to be recognized [Interview with Debra Messing, March 27, 2013].

В своем вопросе журналист выделяет главные социальные роли собеседницы: актрисы и матери, интересуется, сложно ли совмещать работу и семью. В ответной реплике актриса, используя сочетание working mom, подхватывает вопрос журналиста. Она описывает время, проводимое с детьми, отношение к своему ребенку: I don't want to disappoint him, все это позволяет актрисе лучше продемонстрировать роль матери. В следующем своем высказывании она рассказывает о награде как лучшей матери, и здесь мы видим стремление женщины показать, что ее функциональное имя (актриса) не вступает в конфликт с реляционным – мать. Напротив, она удачно совмещает работу и воспитание ребенка. Реплика To be a mom is the job that I take most seriously in my life and I think it's the hardest job показывает, что роль матери является приоритетной для женщины. Таким образом, стратегии и тактики, реализуемые в жанре звездного интервью, способствуют реализации главной цели «звездного интервью» – создание и поддержание имиджа звезды у массового адресата.

Перспективы нашего дальнейшего исследования мы видим в том, чтобы при изучении коммуникативных стратегий и тактик  создания имиджа максимально учесть гендерный и возрастной  факторы. Также данное исследование может найти продолжение в исследовании коммуникативных стратегий и тактик русского интервью.

 

Список литературы

1.   Вартанова Н.Г. Структурно-семантические и функциональные особенности жанра рекламного интервью в русских и французских СМИ: автореф. дис. … канд. филол. наук / Н.Г. Вартанова. – Ростов-на-Дону, 2006.– 21 с.

2. Ворошилов В.В. Журналистика / В.В. Ворошилов. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А. – 2000. – 360 с.

3.    Голанова Е.И. Устный публичный диалог: жанр интервью / Е.И. Голанова // Русский язык конца XX столетия (1985-1995). 2-е изд. – М.: Языки русской культуры, 2000. – 480 с. – C. 427-453.

4.   Кузнецова В.В. Коммуникативное поведение участников портретного интервью (на материале французской и русской прессы): автореф. дис. … канд. филол. наук / В.В. Кузнецова. – Волгоград, 2008. – 24 с.

5.   Лукина М.М. Технология интервью: учеб. пособие для вузов / М.М. Лукина. – М.: Аспект Пресс, 2003 – 191 с.

6.    Мелехова Н.А. Исповедальное телевизионное интервью как речевой жанр масс-медиального дискурса: автореф. дис. … канд. филол. наук / Н.А. Мелехова. – Ярославль, 2010. – 23 с.

7.    Михеева И.В. Дискурсивно-стратегический аспект презенса: дис. … канд. филол. наук / И.В. Михеева. – Иркутск, 2010. – 191 с.

8.     Романова О.В. Адресованность и интертекстуальность газетного интервью как жанра журналистского дискурса: автореф. дис. … канд. филол. наук / О.В. Романова. – Екатеринбург, 2008. – 28с.

9.   Швец Е.В. Специфика структурно-композиционной организации текста «звездного» интервью / Е.В. Швец// Текст – дискурс – картина мира. Межвузовский сборник научных трудов. – Вып. 4. – Воронеж: Изд-во «Истоки», 2008. – С. 185-194.