Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОБСЦЕННАЯ ЛЕКСИКА КАК ФАКТОР ВЛИЯНИЯ НА ДУХОВНОЕ ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ: ПУТИ ИЗУЧЕНИЯ ВОПРОСА СО СТУДЕНТАМИ-МЕДИКАМИ

Авторы:
Город:
Саратов
ВУЗ:
Дата:
18 декабря 2016г.

«Известно, что врачи узнают, здоров человек или болен, осматривая язык. Можно сказать, что и наши слова служат верным признаком здоровья или болезни нашей души» (Святитель Тихон Задонский).

Психологи считают, что использование нецензурной лексики свидетельствует о духовной, эмоциональной и психической слабости человека, о боязни окружающего мира.

Обсценная лексика все чаще используется в среде молодых людей. Студенческая молодежь, а именно будущие врачи, учителя употребляют нецензурные слова, не задумываясь о том, что это снижает не только их собственный культурный уровень, но и уровень нации в целом.

Для того чтобы каким-то образом повлиять на процесс снижения культурного уровня, в частности, замедлить его развитие, мы предлагаем подробно рассматривать со студентами явление мата на занятиях по русскому языку, вскрывать сущность этого явления и выявлять все пагубные последствия его использования.

Так, при знакомстве с разными видами лексики можно сделать акцент на том, что мат, как неотъемлемая составляющая просторечия, находится за пределами литературного языка и является табуированной лексикой. В связи с чем необходимо помнить, что использование просторечных элементов в речи недопустимо и является показателем низкой культуры человека.

На занятиях феномен мата может рассматриваться не только с лингвистической позиции (работы В. И. Карасика, В. И. Жельвиса, В. М. Мокиенко), но и в литературоведческих (А. Н. Афанасьев), мифологических (воззрения древних славян) и религиозных контекстах.

В.М. Мокиенко считает, что обсценная лексика и нецензурная брань – это эмоционально- экспрессивная реакция на неожиданные и неприятные события, слова, действия и т.д. Автором предлагается подробная классификация русской бранной лексики и фразеологии по функционально-тематическому принципу. Исследователь выделяет следующие основные группы: наименования лиц (глупый, непонятливый человек, подлый, низкий, ничтожный  человек, продажная женщина), наименования социально табуированных частей тела, наименование процесса совершения полового акта, наименование физиологических функций, наименование «результатов» физиологических отправлений. (Мокиенко 1986).

В.И. Жельвис выделяет следующие функции данной лексики: средство понижения социального статуса адресата, функция пароля, привлечения внимания, представить себя человеком «без предрассудков», для самоуничижения, как междометие, как средство вербальной агрессии, передача оппонента во власть злых сил и др. (Жельвис 2001: 121).

Во время дискуссии со студентами акцент делается на то, что, все вышеперечисленные функции направлены либо на унижение другого человека и агрессию, либо на поддержание собственного эго. У людей же плохо владеющих языком – просто для связки слов.

Русский матерный язык есть наследие  языческих верований, как славянских,  так и индоевропейских. Во времена магических цивилизаций древности люди считали, чтобы выжить, надо привлечь на свою сторону энергии темных сил – падших ангелов, которых было принято называть

«богами». Это делалось не только с помощью жертвоприношений, но и с использованием специальной сакральной лексики, часто сексуального характера. Б.А. Успенский отмечает: «матерщина имела отчетливо выраженную культовую функцию в славянском языке, …широко представлена в разного рода обрядах явно языческого происхождения – свадебных, сельскохозяйственных и т.п., - то есть в обрядах, так или иначе связанных с плодородием: матерщина является необходимым компонентом обрядов такого рода и носит, безусловно, ритуальный характер» (Успенский 1994: 67).

Можно выделить и религиозный аспект проблемы. С духовной точки зрения, мат – это антимолитва. Через бранные слова происходит поклонение темным силам и человек отступает от Творца (Правда о русском мате, 2014; С.17) Принятие христианства на Руси положило конец использованию подобной лексики. Важнейшей духовной задачей стало преодоление в людях прежних языческих законов нравственности, формирование христианской морали и введение табу на сакральную лексику.

В силу специфики студенческой аудитории (студенты-медики) особый акцент может быть сделан на результатах естественно-научных исследований последних десятилетий, доказавших, что пребывание в атмосфере мата помимо возникающего гормонального дисбаланса в организме вызывает еще и мутацию молекул ДНК, употребление нецензурной лексики влияет на физиологическое состояние человека.

«Организм и его генетический аппарат в ряде случаев поступает в соответствии с введенными человеком извне речевыми управляющими воздействиями» (Гаряев 1997). Также было выявлено, что у людей, использующих мат в своей речи, гораздо быстрее наступают возрастные изменения, они выглядят намного старше своих сверстников.

Для того чтобы побудить слушателей к дискуссии, лекция или занятие должны иметь интерактивный характер, включать проблемные вопросы и задачи. Например, определите место мата в русском языке как части лексики. Каковы функции мата? Может ли с вашей точки зрения быть оправдано употребление матерных выражений? Каково ваше отношение к мату? Необходимо вызвать студентов на диалог, выслушать их мнение о том, насколько оправдано или неоправданно использование обсценной лексики в современном обществе. Важно выяснить причины, по которым молодое поколение обращается к подобной лексике.

С целью выявления причин использования нецензурной лексики в конце подобного занятия студентам можно предложить поучаствовать в анкетировании „Мат в вашей жизни“. Для получения более точного ответа на поставленный нами вопрос анкету лучше проводить анонимно. Респонденты указывают только свой пол. Вопросы могут быть следующими:

-   Как ты думаешь, почему люди в своей речи употребляют бранные слова, ругательства?

 -   Если ты используешь в своей речи бранные слова, то объясни почему?

 -   Как часто ты произносишь эти слова?

 -   В каких ситуациях это происходит?

 -   Как ты думаешь, плохо это или нет?

 -   Что ты чувствуешь, когда произносишь такие слова?

 -    Как ты думаешь, что чувствуют или думают другие люди, когда слышат, как ты произносишь бранные слова?

-   Что ты чувствуешь, когда при тебе кто-то ругается матом?

 -   От кого ты чаще всего слышишь подобные слова?

 -   Как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы люди (дети) не употребляли бранных слов?

 -   Что нужно сделать, чтобы ты не употреблял эти слова?

 -   Хочешь ли ты, чтобы твои будущие дети в своей речи использовали бранные слова? Почему? 

Воздействие матерных слов на окружающих аналогично пассивному курению, когда от табачного дыма страдает не только курящий, но и люди, находящиеся рядом с ним. Речь идет о здоровье целой нации, о духовном здравоохранении. Мат приводит к деградации русского языка, к его угасанию как великого мирового языка (Правда о русском мате 2014: 35).

Задача филологов помочь молодому поколению осознать глобальность данной проблемы и донести до них факт неоправданности употребления нецензурной лексики.

В конце занятия преподаватель вместе со студентами приходит к выводу, что умение красиво и правильно говорить – это признак высокой культуры человека, показатель его принадлежности к интеллигентному обществу. «Совершенствовать свой язык – громадное удовольствие, не меньшее, чем хорошо одеваться, только менее дорогое…» (Лихачев 2007: 27).

 

 

Список литературы

 

1.                   Гаряев, П.П. Волновой генетический код. - М., 1997. - 108 с.

 2.                   Жельвис, В. И. Поле брани. Сквернословие как социальная проблема. М.: Ладомир, - 2001. - 350 с.

 3.                   Лихачев, Д.С. Воспоминания. - М., 2007. – 423 с.

 4.                   Мокиенко, В. М. Образы русской речи. - М., 1986. - 278 с.

5.                   Правда о  русском  мате. Епископ Митрофан (Баданин). – Санкт- Петербург  – Мурманск:  Изд. Библиополис, 2014. – 32 с.

6.                   Успенский, Б.А. Мифологический аспект русской экспрессивной фразеологии // Избранные труды. Т.2. – М., 1994. – С.53-128.