Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОБ АКСИОЛОГИЧЕСКОМ ЗНАЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ

Авторы:
Город:
Нарын
ВУЗ:
Дата:
19 марта 2016г.

Аннотация.

В статье идет речь об аксиологическом значении литературоведческих понятий. Анализируется ценностное значение ключевых литературоведческих категорий, таких как, автор, читатель, произведение. Упоминается о глубоком ценностном содержании этих терминов.

Ключевые слова: Аксиологическое значение, автор, читатель, произведение, ценностное содержание, единство смысла и ценности.


Annotation.

The article deals with the literary meaning of axiological concepts. We analyze the key value-the value of literary categories, such as the author, the reader, the product. It mentions deep evaluative content of these terms.

Keywords: Axiological value, the author, the reader, the product, value content, the unity of meaning and value. Мы не можем серьезно вести речь о ценностных свойствах и качествах художественных произведений,

прежде не истолковав аксиологическое значение литературоведческих понятий. Художественные произведения – это производные от художественного творчества. А художественное творчество – это деятельность людей по созданию художественных, эстетических ценностей. Мир творчества богат и разнороден. Творения искусства имеют свойство художественной ценности. Поэтому  образцы художественной литературы должны анализироваться, исследоваться в ценностном аспекте

Опираясь на классическую эстетику и на труды аксиологического направления современных ученых, можно выделить три взаимосвязанные и существенные аспекты у художественного творчества: эстетический, познавательный и миросозерцательный. Если рассматривать эстетический аспект, искусство выступает как создание эстетических ценностей. По мнению В.Е. Хализева «Искусство – это прежде всего явление эстетическое. Его сфера – созданные творческим усилием человека произведения, предназначенные для эстетического восприятия» [10, с.16]. Таким образом, раз эстетические ценности (художественные произведения) созданы, значит, они должны рассматриваться, анализироваться в аксиологическом плане. В таком случае значимые литературоведческие понятия, такие, как автор, произведение, персонаж, читатель, такие категории, как эстетическое и художественное, прекрасное, возвышенное, трагическое и комическое, безобразное, низшее и др., непременно обладают оценочным свойством, и не подлежит сомнению их аксиологическое значение.

В труде древнегреческого мудреца Аристотеля «Об искусстве поэзии» («Поэтика») отмечается: «Поэзия, смотря по личным особенностям характера [поэтов], распалась на разные отделы: именно поэты более серьезные воспроизводили прекрасные деяния, притом подобных же им людей, а более легкомысленные изображали действия людей негодных, сочиняя сперва насмешливые песни, как другие сочиняли гимны и хвалебные песни» [1, с.49-50]. Здесь явно имеет место оценивания художественного творчества. По мнению выдающегося мыслителя, серьезные творческие личности описывают прекрасные действия, а легкомысленные лица делают мишенью своего творчества негодные поступки. Тут нам ясно – какими будут придерживающийся автор ценности, его произведения тоже будут такими. Другими словами, глубокомыслящие, высоконравственные художники мыслят о вечных темах, и создадут глубокомысленные, высоконравственные произведения, а умом не обделенные, не отличающиеся человечностью писатели работают только в обыденных темах. Таким образом, само художественное творчество обладает аксиологическим содержанием.

Теоретик французского классицизма, живший в XVII веке, Никола Буало-Депрео в своем теоретическом трактате «Поэтическое искусство» пишет:

Пускай ваш труд хранит печать души прекрасной, Порочным помыслам и грязи непричастной: Сурового суда заслуживает тот,

Кто нравственность и честь постыдно предает, Рисуя нам разврат заманчивым и милым [4, с.100].

В данном фрагменте имеются указания к художникам по поводу ценностных основ литературы. Автор выражает свое мнение о том, что произведения должны быть далекими от порочности, должны быть возвещателями прекрасного. Предупреждает о том, что безнравственные художники, описывающие аморальность, строго обвиняются. Значит, в каждой эпохе, в каждом произведении на переднем плане должны стоять положительные ценности, присущие человеку. Только тогда произведение искусства продолжит свой путь к вечности, станет истинной художественной ценностью.

Теперь мы обратимся к ценностному содержанию некоторых основных литературоведческих понятий. Те понятия, к которым мы обратим свой взор, составляют костяк литературоведческой науки.

1.     Аксиологическое значение понятия автор. Все художественные творения создаются конкретным автором. Этому понятию в «Литературном энциклопедическом словаре» дается следующее определение: «Автор (от лат. auctor – виновник, основатель, сочинитель) как филологическая категория – создатель литературного произведения, налагающий свой персональный отпечаток на его художественный мир» [8, с.13]. Как видно из этого, автор определяет художественный мир своего творения, «наложить свою печать». Его печать – это ценности, которым он придерживается. Во всех произведениях отражаются сознание, внутренний мир, переживания автора. Некоторые стремятся стать известным в жизни. А другие заботятся о будущем своего детища, своего произведения. Выдающиеся кыргызские ученые-литературоведы К.Асаналиев и Р.Кыдырбаева об этом явлении высказываются так: «Писатель в своей личной жизни может стоять вне общественно-социальной жизни, но он как бы то ни было своим творчеством не может прямо не вмешиваться к судьбе человека, значит, и к судьбе общества. Если рассмотреть в этом плане, ответственность автора перед искусством напрямую сводится к ответственности перед человеком, перед обществом» [7, с.37]. Вывод один, категория автор обладает глубоким аксиологическим значением.

Знаменитый русский литературовед В.Е. Хализев о категории автор размышляет таким образом: «Это, во- первых, творец художественного произведения как реальное лицо с определенной судьбой, биографией, комплексом индивидуальных черт. Во-вторых, это образ автора, локализованный в художественном тексте, т.е. изображение писателем, живописцем, скульптором, режиссером самого себя. И, наконец, в-третьих (что сейчас для нас особенно важно), это художник-творец, присутствующий в его творении  как целом, имманентный произведению. Автор (в этом значении слова) определенным образом подает и освещает реальность (бытие и его явления), их осмысливает и оценивает, а также демонстрирует свою творческую энергию» [10, с.68-69]. Здесь есть очень важное обстоятельство – это осмысливание и оценивание автора реальностей жизни в своем творении. Эту работу каждый автор проводит соразмерно своему потенциалу, интеллекту и опыту. В результате через речь, мысль автора ясно выражается лицо художника, станет известным, кто он, какой человек, каких ценностей придерживается в жизни. Это ясно показывает нам, что категория автор в литературоведении имеет глубокий ценностный смысл.

Во второй половине ХХ века к автору был вынесен резкий приговор. Так, французский ученый Р.Барт объявил о смерти автора. Он думает, что художественный текст независим от субъекта, т.е. от автора. Самый главный ценитель и потребитель текста – читатель. Логика Р. Барта такова: «…рождение читателя приходиться оплачивать смертью Автора» [2, с.391]. По этому мнению, после создания своего произведения автор автоматически лишается от прав на него. Теперь судьба родившегося произведения попадет в руки читателя. Но не все поддерживают эту точку зрения. Например, ученик Р. Барта, А. Компаньон противится этому, высказав свои доводы: «Конечно, смерть автора влечет за собой полисемию текста, выдвижение на первый план читателя и невиданную доселе свободу комментария, но, при непродуманности природы отношений между интенцией и интерпретацией, не оказывается ли читатель просто подставным автором? У текста есть всегда какой-нибудь автор – не Сервантес, так Пьер Менар» [5, с.62]. Таким образом, понятие автора среди литературоведов часто порождает споры ценностного плана.

По правде говоря, связь между художником и читателем имеет двустороннюю природу. Если к читателю какой-то писатель нравится или не нравится, значит, надо понять, что сам читатель стал интересным и содержательным собеседником автора. Автор выражал свою мысль в своем произведении, теперь понять или не понять, поддержать или не поддержать этого, читатель сам решает. Это зависит от уровня соответствия ценностей автора и читателя. Рождение противоположных мнений в оценке, в анализе литературно- художественных творений исходит из этого. Расхождений во мнениях литературоведов к конкретному художественному творению мы встретим в изобилии в истории развития литературы. И этот факт подтверждает того, что у понятии автор имеется глубокая ценностная основа.

2.   Аксиологическое значение понятия читатель. Кто такой читатель? В «Литературном энциклопедическом словаре» дается такое обобщающее сведение: «С появлением письменности, а позднее книгопечатания читатель был и остается главным стимулом и конечной целью литературной деятельности. Читательский спрос, особенности восприятия, культура читателя, в значительной степени определяемые доступной ему и понятой им литературой, сложно и многозначно воздействуют на ход историко-литературного развития, на труд писателя. Читатель – одновременно и объект воздействия литературы и субъект литературного процесса, «подстрекающее» начало искусства слова» [8, с.496]. Да, каждый писатель свое произведение посвящает какому-то читателю, или читательской среде, пытается быть доступным, понятным для них. Если не сделать так, тогда сегодня выходившую в свет творению завтра кто будет читать и оценивать?! Значит, в создании всякой литературной произведении читатель участвует в опосредованном виде. Это – читатель в мыслях или скрытый читатель. А после выхода в свет произведения он попадет в руки реального читателя. «Реальный читатель является той почвой, на которой формируется в творческом сознании писателя его адресат и, далее, создается образ читателя в произведениях» [11, с.561]. Продолжить ли свою жизнь художественное произведения, будет ли восприниматься в обществе, теперь зависит от него, от реального читателя. Как видно, в литературном процессе у читателя есть своё место, своя роль. Он – прямой потребитель художественного творения, даже прямой ценитель. Значит, понятие читатель тоже имеет ценностный смысл.

Вкусы читателей различны. Писатели в своем творчестве ориентируются на это. Некоторые авторы пишут для интеллектуалов, другие для простой массы. Ученые-литературоведы – интеллектуальные читатели. Именно они выявляют свойства и качества нового художественного творения, разъясняют его смысл и содержание. Поэтому великий кыргызский художник слова Чингиз Айтматов в одном собрании в шутку говорил, о чем я писал, сам понял после разъяснения смысла моего творения литературоведов-критиков. Однако, опираясь только мнениям литературоведов, определение художественных ценностей является однобоким. По мнению А.Компаньона: «Вслед за такими литературными элементами, как литература, автор и внешний мир, самым настоятельным предметом рассмотрения оказывается читатель» [5, с.164].

Некоторые читатели склоняются к чтению глубоко содержательных, философских произведений, а другим нравятся приключенческие книги. Наш второй читатель не понимает книг, требующих вдумчивого чтения, так как это его сознание не воспринимает. А первый читатель просто полистает приключенческие произведения, но не читает с увлечением. Потому что в них не находит нужную для себя информацию. Как видно из этого, восприятие читателей художественных творений зависит от их системы ценностей. Таким образом, категория читатель тоже имеет ценностное значение.

3.    Аксиологическое значение понятия произведение. Термин художественное произведение составляет ствол литературоведения. Все научные исследования литературоведческого плана проводятся вокруг него. Однако, по мнению литературоведов, «дать ему четкое определение нелегко» [10, с.181]. В.Е Хализев, отмечая существование в словарях нескольких значений понятия произведение, сделает следующий вывод: «Для нас важен один из них: произведение как продукт немеханической деятельности человека, как предмет, созданный при участии творческого усилия (будь то фиксация научного открытия, плод ремесла либо высказывание философского или публицистического характера, либо, наконец, художественное творение)» [10, с.182]. М.Е.Крошнева его перефразирует: «литературное произведение  – это продукт немеханической деятельности человека; предмет, созданный при участии творческого усилия» [6, с.26]. А Л.И. Чернец говорит: «Литературное произведение представляет собой высказывание, зафиксированное как последовательность языковых знаков, или текст (лат.: textus – ткань, сплетение» [11, с.83]. По мнению Ю.Борева: «Художественный текст — носитель концептуально нагруженной и ценностно ориентированной информации, физическое бытие социально значимой художественной мысли. Вне потребления существование художественного текста неполноценно, он существует лишь как потенциальное произведение» [3, с.124]. Таким образом, информация в художественном тексте имеет ценностную ориентацию. А также художественный текст является единством смысла и ценности.

Литературоведы отмечают, что слова текст и произведение не являются синонимами. В этом плане «…текст –  материальный носитель образов, он становится произведением, когда его  читают» [11, с.83]. А процесс чтения сопровождается с психологическими действиями осмысления, понимания, оценивания читателя. Как видно, произведение непременно рассматривается в качестве ценности. К чрезвычайно важным, значимым произведениям используется понятие шедевр.

Термин «шедевр» возник в средневековья в цехах и мастерских французских ремесленников. Вначале он обозначал образцовую вещь, нужный ремесленнику для получения звания мастера. Впоследствии это название перешло в мир искусства и литературы, и стал показателем самого высокого результата творческого труда, т.е. прекрасных литературных произведений стали называть шедеврами. Литературовед Б.С.Михайличенко считает:

«Произведение – шедевр наделяется редким свойством, оно не теряется во времени, вырастает вместе с ним, открываясь для новых поколений читателей своими художественными глубинами, которых взгляд современников не охватывал» [9, с.152]. Мы здесь опять встречаемся с действием оценивания. Поэтому нельзя сомневаться, что шедевр, художественное произведение обладает ценностным содержанием.

Если вкратце резюмировать, почти все литературоведческие понятия обладают ценностным содержанием. Таким образом, в самом литературоведении, в его терминологическом арсенале заложены основы аксиологического исследования художественных творений. Поэтому появление в кыргызском или всяком другом литературоведении исследований аксиологического содержания является закономерным и давно назревшим процессом.

 

Список литературы

1.     Аристотель. Об искусстве поэзии. – Москва: Гослитиздат, 1957.

2.     Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. – Москва: 1989.

3.     Борев, Ю.Б. Эстетика: Учебник/Ю.Б. Борев—Москва: Высш. шк., 2002.

4.     Буало. Поэтическое искусство. – Москва: Гослитиздат, 1957.

5.     Компаньон А. Демон теории. – Москва: Изд. им. Сабашниковых, 2001.

6.     Крошнева М.Е Теория литературы. – Ульяновск: УлГТУ, 2007.

7.     Кыдырбаева Р.З., Асаналиев К. Кыргыз адабий илиминин терминдер сөздүгү. – Бишкек: БИЛД, 2004.

8.     Литературный энциклопедический словарь. – Москва: Советская энциклопедия, 1987.

9.     Михайличенко Б.С. Проблемы литературоведения: теория литературы. Монография. - Самарканд: СамГУ, 2009.

10. Хализев Е.В. Теория литературы. – Москва: Высшая школа, 2002.

11. Чернец Л.В. и др. Введение в литературоведение – Москва: Академия, 2011.