Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НАСТАВНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ А. ТОКОМБАЕВА

Авторы:
Город:
Нарын
ВУЗ:
Дата:
19 марта 2016г.

Аннотация. В этой статье рассматривается наставническая деятельность Аалы Токомбаева; особое внимание уделяется к его росту как писателя и наставника; отмечается наставническая направленность его творческой деятельности.

Ключевые слова: Аалы Токомбаев, наставник, наставническая деятельность, особенности наставнической деятельности.

Annotation. This article focuses on mentoring Aaly Tokombaeva. Attention is paid to its growth as a writer and as a mentor. There mentoring focus of his creative activity.

Keywords: Aaly Tokombaev, mentor, mentoring, especially mentoring activities.

Аалы Токомбаев – кыргызский писатель старшего поколения. Он в 1934-1949 годы работал председателем Союза писателей Кыргызстана. Союз писателей был образован по его инициативе. Деятельность по управлению творческой среды возлагала на него ряд серьёзных задач. К таким задачам относится и наставничество молодым писателям, преподавание им творческих уроков. Поэтому А.Токомбаев и во время руководства Союза писателей, и после этого выражал в страницах периодической печати свои взгляды к опубликованным произведениям кыргызских поэтов и писателей. Его литературно-критические статьи, рецензии, отзывы в некоторой степени повлияли к развитию кыргызской профессиональной литературы. Но некоторые из кыргызских художников не воспринимали правильно критику в свой адрес, а иногда критик не мог объективно выражать свои оценки, в результате чего среди поэтов и писателей возникали различные интриги. Это явление и по сей день продолжает существовать в кыргызском литературном процессе.

Принципы А. Токомбаева к художественному творчеству ясно показаны в его исповеди «Моя автобиография». Значение этой автобиографии – содержание в нём наставнических мнений к молодым претендентам литературы. А. Токомбаев в своей автобиографии откровенно признаетcя, что его взгляды к вопросу обучения не сразу были сформированы, в начале творческой пути он не раз ошибался. Например, он говорит: «Вначале я вопрос «обучение» понял превратно. Если я писатель, тогда не должен брать образец от кого-то. Если я стану писателем, научившись от кого-то, тогда я не писатель, если научившись, становятся писателем, тогда все люди могут быть писателями. Это ошибочное мнение меня долгое время держало в рамках фольклора» [1, 676-б.]. Как видно из этого, в начале творческого пути к вопросу обучения А. Токомбаев относился отрицательно. Позже он убедился в пользе для молодежи обучения от других. Тогда приходит к мысли, что «Большие художники непременно влияют молодому писателю». Однако, отмечает существование у молодого писателя одного единственного любимого автора. Говорит, что молодой писатель чаще всего бывает под влиянием этого автора, в творчестве использует его приемы, это явственно просвечивается в произведениях молодого художника. В глубоком убеждении А. Токомбаева «Основной наставник писателя – сама многогранная, таинственная жизнь, чего только не бывает в жизни, всего этого один человек не может объять. Писатели осваивают всего лишь части того неисчерпаемого естественного богатства – общественной жизни, природных явлений» [1, 676-б.]. Он прав – всякий художник, кем бы он ни был, реалистом или фантастом, в своем произведении отражает впечатления, полученные от жизни. Творческая деятельность самого А. Токомбаева - верное доказательство этому. И в «Кровавых годах», и в «Раненом сердце», и в «Летящем времени» воплощена правда жизни, впечатления от жизни.

Интересен взгляд писателя к вопросу о наставничестве в творческой деятельности. Он прекрасно понимает, что и наставники учатся от жизни, становятся учениками жизни. По его мнению «И сами писатели, бывающие в роли наставника, бывают одним из умных маленьких учеников той большой жизни» [1, 676-б.]. Правильность этого мнения подтверждает и жизненный путь самого А.Токомбаева. Он всегда извлекал уроки от жизни, от судьбы. Жизнь часто преподавала ему горькие, огорчительные уроки. Свидетельством этого служат изъятие его произведений, попадание поэта в тюрьму, несправедливые нарекания творческой среды к нему.

А. Токомбаев говорит нам о своем влиятельном наставнике в его творческом пути. Его наставник, владеющий его душой – русский пролетарский писатель А.М. Горький. О своем наставнике писатель отзывается так: «Алексей Максимович Горький для меня святой из святых, когда я читаю его произведения, мне как будто дополнительно чего-то напоминают. В мире немало мастеров, похожих на Алексея Максимовича, каждый из них по-своему велик, однако не могут мне повлиять как Горький. Произведения Горького, особенно романтические рассказы, непременно сильно повлияли на моё творчество» [1, 677-б.]. Как видно, А. Токомбаев особо уважал А.М.Горького, считал его святым человеком. Значит, наставник должен стать святым для каждого ученика.

А. Токомбаев предупреждает, чтобы стать творческой личностью, художником, у человека должны быть талант, склонности, способности. По его мнению, только большой природный талант способен расти в высокой степени. И отмечает, что человек не должен бездействовать, веря в свой талант и способности. Потому что «…если оставить, не развивая большие способности, уповать только на свой талант, остаться без труда, без знаний, в стороне от многогранных таинств жизни, тогда талант само собой утрачивается» [1, 678-б.]. Таким образом, по мнению А.Токомбаева, творческие личности всегда должны стремиться вырастить, выпестовать свои склонности, свой талант. Только тогда они могут достичь неплохих результатов в творчестве.

Таким образом, исследуя наставническую деятельность А. Токомбаева, мы можем сделать следующие выводы:

1.   Вначале в отношении А.Токомбаева к художественному творчеству были ошибочные мнения. Так, он не мог ясно понять необходимость обучения для становления мастеровитым писателем. В результате, в начале творческого пути не смог выйти от рамок устного народного творчества. Позже отошел от этого мнения, начал обращать серьезное внимание к обучению от других, к освоению опыта от других.

2.   Чрезвычайно уважаемой личностью А. Токомбаева был русский пролетарский писатель А.М. Горький. Он считал его своим наставником, увидел в нём святого из святых. Причина этого кроется в том, что в большинстве произведениях русского писателя отражается его тяжелая жизнь. И сам А. Токомбаев в своем жизненном пути встречал множество трудностей. В судьбе двух художников было много общего. Поэтому произведения А.М. Горького глубоко проникли в его душу. Особенно романтические рассказы Горького способствовали восхождению творчества А.Токомбаева в новый уровень.

3.     А. Токомбаев как руководитель Союза писателей Кыргызстана напрямую повлиял на творческое развитие молодых писателей. Эту задачу он осуществлял и в собственно личностном, и в творческом плане. Если взять личностную сторону его наставничества, он серьезно повлиял на вхождение А. Осмонова в творческую среду, устроив его на работу в редакцию журнала «Чабуул». Впоследствии А. Осмонов поднял кыргызскую поэзию на новую высоту.  Творческая сторона наставнической деятельности А. Токомбаева сопровождалась выражением своего мнения к литературно-художественным творениям кыргызских писателей. Его отзывы не всегда всем в равной степени нравились, иногда порождали бурные отклики. Однако А.Токомбаев в связи своим служебным положением, сделал попытки правильно разъяснить молодому поколению значение и задачи художественной литературы, в некотором роде играл для них роль наставника.

4.     А.Токомбаев и впоследствии на страницах печати выражал свои критические мысли по поводу художественных творений поэтов и писателей, тщательно наблюдал за изменениями, происходившими в кыргызской советской литературе. Его мысли чаще всего обосновались на его творческих принципах. А. Токомбаев до конца своей жизни был верен коммунистической идеологии, в творчестве ставил её во главу угла. Никогда не отступал от своих убеждений. В результате за некоторые мысли его критиковали коллеги. Явный пример этому скандал в начале 80-годов ХХ века, вышедшего в связи с его мнением насчет эпоса «Манас». Тогда А. Токомбаев правильно выразил свои опасения насчет некоторых обстоятельств в содержании великой эпопеи. Но некоторые личности направили ход прений в другую, отрицательную сторону, и потоптали своими необоснованными упреками великого поэта. Это было в корне неправильным поступком. Новые споры в первом десятилетии ХХI века, развивавшиеся вокруг эпоса «Манас» (появление адептов секты жайсанчи), доказали правильность и своевременность его тогдашней мысли.

5.     Творчество А.Токомбаева, его художественные творения и сегодня могут служить для молодых писателей высокими образцами. Так, роман в стихах со сложной судьбой «Кровавые годы» дает большие жизненные уроки для почитателей поэзии. Потому что в нем правда жизни на высоком уровне преобразована в художественную правду. Художественно-эстетическая и историко-литературная ценность этого произведения по сей день стоит на очень высоком уровне. Современные поэты вряд ли могут сотворить равные этому произведению творения.

6.   Наставническая деятельность Аалы Токомбаева полнее показана в сборнике «Сложная путь величия». Он в своем жизненном пути и в творчестве смог достичь преподавания молодым поколениям образцового, достойного подражанию примера.

 

Список литературы

1.     Токомбаев, А. Тандалган чыгармаларынын үч томдук жыйнагы [Текст]: 3 томдук / А. Токомбаев. – Ф.: Кыргызстан, 1973. 3-т. – 802 б.