Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АВИАМЕДИЦИНСКАЯ ЭВАКУАЦИЯ – ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ СПАСЕНИЯ ПОСТРАДАВШИХ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
12 октября 2015г.

Эвакуация воздушным транспортом нашла широкое применение во многих странах. Однако, несмотря на огромный практический опыт, проблема транспортировки пострадавших на самолетах и вертолетах, особенно ее клинические вопросы, представляют интерес, хотя общепризнано, что результаты лечения пострадавших во многом зависят от сроков их доставки на этапы медицинской эвакуации.

В аспекте современных представлений при отсутствии средств авиамедицинской эвакуации (АМЭ), положение некоторых категорий раненых и больных представляется безнадежным.

Использование в Афганистане (1979-1989 гг.) вертолетного транспорта для вывоза раненых с поля боя способствовало улучшению лечебно-эвакуационного обеспечения войск, прежде всего за счет уменьшения количества этапов медицинской эвакуации и приближения медицинской помощи к раненым.

В целом благодаря авиации удалось своевременно эвакуировать в ранние сроки после оперативного вмешательства более 50% раненых, что в конечном итоге положительно повлияло на исходы лечения и привело к снижению общей летальности с 5,7 до 2,9%.

Трудно переоценить значение использования авиационного транспорта при катастрофах и стихийных бедствиях, когда большое количество людей получают тяжелые травмы, требующие немедленной эвакуации в специализированные лечебные учреждения, находящиеся, как правило, на значительных расстояниях.

Известно, что тяжелые послеоперационные осложнения развиваются после лапаротомии на 7-10 сутки. Именно это обстоятельство послужило причиной признания важности ранней эвакуации в послеоперационном периоде. По данным американских авторов, во Вьетнаме частота проникающих ранений живота в различных районах и в разное время варьировала от 5 до 22%. Период времени, проходящий с момента ранения до поступления в хирургическое подразделение, составлял менее одного часа. Это достигалось за счет размещения госпиталей в непосредственной близости от линии фронта и широкого использования санитарных вертолетов.

Эффективность помощи, оказываемой в полевых госпиталях в предоперационном периоде, была значительно повышена за счет реанимационных мероприятий и стабилизации гемодинамики, позволяющих быстро нормализовать дыхание. Общий показатель летальности среди раненых снизился до 2,7%; послеоперационная летальность до 1,2%. Лапаротомия составила 24-27% от числа всех крупных хирургических вмешательств.

В госпитали, находящиеся в зоне Тихого океана или в США, было эвакуировано по воздуху несколько сотен тысяч раненых и больных. В начале этого периода большое число тяжелораненых эвакуировали в кратчайшие сроки после получения ими ранения, многих даже через несколько часов после проведения лишь минимальных реанимационных мероприятий.

Первое время какую-то часть пострадавших оставляли на промежуточных этапах эвакуации для обеспечения стабилизации их состояния. Число таких раненых было невелико, и на них составлялась подробная медицинская документация. Это привело к некоторым обобщениям критериев отбора пострадавших для эвакуации, у некоторых врачей были опасения, что медицинская эвакуация по воздуху может ухудшить состояние пострадавших и увеличить число летальных исходов. Однако оказалось, что очень многие пациенты, находившиеся в таком же состоянии, как и лица, оставленные на промежуточных этапах эвакуации, удовлетворительно перенесли перелет, причем не отмечалось ни осложнений, ни ухудшения состояния здоровья или увеличения летальности.

Как показал опыт, средняя скорость передвижения санитарного автомобиля во время II мировой войны равнялась 10 км/ч, в то время как средняя скорость санитарного вертолета во Вьетнаме составляла 130 км/ч. Конкретный результат состоит в том, что - с учетом устранения многоэтапности эвакуации - срок, проходящий между ранением и поступлением пострадавшего в лечебное учреждение, сократился с 16 ч в 1945 г. до 1 ч.

Полученный в Афганистане опыт АМЭ свидетельствует о большой значимости в ее осуществлении специализированных авиационных средств. Перевозка вертолетами и самолетами, оснащенными всем необходимым, для проведения интенсивной терапии в полете, в сопровождении бригады из достаточно квалифицированных медицинских специалистов, создание на борту практически комфортных условий размещения позволили резко сократить перечень противопоказаний к эвакуации и уменьшить время доставки пострадавших как на этапы оказания специализированной медицинской помощи, так и в центральные военные лечебные учреждения.

Медицинская служба армии вопрос об эвакуации различных категорий раненых решала дифференцированно в зависимости от характера патологии, состояния пострадавших, конкретных условий обстановки. B1987 г. от числа эвакуированных самолетом «Спасатель» в течение первых 3 сут. было доставлено в Кабул пострадавших с ранениями органа зрения 96,8%, шей и позвоночника – 78,6%, лицевого черепа - 74,9%, мозгового черепа - 33,9%. Раненные в живот и таз были эвакуированы в день получения травмы (соответственно 22% и 14,3%) или позже 5-7 сут. При торакоабдоминальных ранениях эвакуация осуществлялась в 1/3 случаев в первые сутки, в остальных - позже 10 сут. Лица с проникающими ранениями груди в 46% случаев были эвакуированы в первые 3 сут. В абсолютном большинстве случаев раненые переносили транспортировку удовлетворительно, 25% из них во время полета проводилась интенсивная и 20% - симптоматическая терапия. Организация регулярных рейсов операционно-реанимационного самолета Ил-76-«Скальпель» по маршруту Кабул-Центр также значительно сократила сроки доставки раненых в ведущие военные лечебные учреждения. Если до использования этого самолета в первые 5 сут было эвакуировано в Центр только 1% и в первые 10 сут - 5,4% раненых, то с началом его эксплуатации соответственно 9% и 32%.

Эвакуация на самолетах сыграла, по всеобщему признанию, значительную роль в снижении смертности среди раненых в боях (2 на 100 в Корее по сравнению с 4,5 на 100 во время второй мировой войны и 8 на 100 во время первой мировой войны).

Основные достоинства авиамедицинской эвакуации сводятся к следующему:

Во-первых, она дает возможность в кратчайший срок доставить больного или раненого к высококвалифицированному специалисту и тем самым избавляет медицинскую службу от необходимости укомплектовать такими специалистами все имеющиеся военные госпитали.

Во-вторых, при санитарной эвакуации на самолетах требуется в 20 раз меньше медицинских работников, чем в условиях наземной эвакуации. Каждая человеко-миля, сделанная на самолетах, обходится в 4 раза дешевле, чем при эвакуации наземными средствами.

Использование авиации в ЧС и ДТП позволяет сократить время прибытия медицинской бригады к пострадавшему и время транспортировки его в лечебное учреждение, и тем самым минимизировать время между моментом получения повреждения и началом оказания экстренной специализированной медицинской помощи, что приводит к снижению показателей догоспитальной и госпитальной летальности, сроков нетрудоспособности и уровня инвалидизации пострадавших. Таково мнение многих авторов.

С.Ф. Гончаров с соавт. проанализировали опыт отечественной и зарубежной службы экстренной медицинской помощи с использованием вертолетов и пришли к мнению, что жизнь пострадавших в ДТП зависит от качества оказания первой медицинской помощи в первые минуты после аварии. По имеющимся данным, более чем в 50% случаев смерть наступает в первые 5 мин после возникновения ДТП от несовместимых с жизнью повреждений и в 20% случаев - при транспортировке пострадавшего в больницу или в течение первых суток после получения травмы.

Особое место имеет применение вертолетов служб ЭМП для оказания своевременной медицинской помощи лицам, пострадавшим в ДТП в труднодоступных и удаленных районах.

Одна из крупнейших ЧС в истории страны произошла в ночь с 4 на 5 декабря 2009 г. в ночном клубе «Хромая лошадь» в г.Перми. Во время пожара в клубе, где находилось более 300 посетителей, пострадали 238 чел., 131 пострадавший был госпитализирован с места катастрофы, погибли 156 чел.

Учитывая большое число пострадавших и тяжесть их состояния, отсутствие возможности оказать специализированную комбустиологическую помощь в полном объеме, было налажено взаимодействие с ТЦМК соседних регионов, а также ЛПУ Москвы и Санкт-Петербурга по вопросам готовности сил и средств к планируемой АМЭ пострадавших и усиления медицинской группировки в Перми.

АМЭ осуществляли самолетами Ил-76, Як-42 и Бе-200 МЧС России и Ан-74 ФМБА России. Самолет Ил-76 оборудован пятью медицинскими самолетными модулями на 20 мест, оснащенными современной медицинской аппаратурой, предназначенной для поддержания и коррекции жизненно важных функций организма пострадавших во время полета.

Большинство пострадавших (102 чел. - 97%) перенесли АМЭ без отрицательной динамики, трое (3%) - умерли во время полета или после его завершения.

Результаты лечения пострадавших по состоянию на 60-е сутки с момента ЧС приведены в Табл.1.

 

Таблица 1

Результаты лечения пострадавших, эвакуированных в медицинские учреждения Москвы, Санкт-Петербурга и Челябинска


Клинические формы и синдромы

Исход на 60-е сутки с момента ЧС, %

продолжали

стационарное

лечение

выписаны

умерли

Термические ожоги, всего, из них с площадью поражения поверхности тела:

24,7

45,2

30,1

до 30%

21,5

73,8

4,7

30-60%

40,0

33,3

26,7

более 60%

14,2

4,8

81,0

Ожог верхних дыхательных путей

26,2

45,2

28,6

Ожоговый шок

25,5

38,3

36,2

Отравление продуктами горения и угарным газом

24,8

40,0

35,2


Организация и проведение АМЭ является сложной задачей и требует предварительной подготовки и планирования. Ее следует рассматривать как одну из эффективных составных частей медицинского обеспечения при осуществлении лечебно-эвакуационных мероприятий в современных условиях.

В настоящее время общепризнано, что при тяжелых травмах наиболее быстрый и эффективный способ эвакуации пострадавших из районов, отдаленных от специализированных лечебных учреждений, - это эвакуация вертолетом, ее значение трудно переоценить (Табл.2., Рисунок 1).

Таблица 2

Сведения об оказании экстренной консультативной медицинской помощи отделениями экстренной квалифицированной медицинской помощи и медицинской эвакуации в 2012-2013 гг.


№ п/п

Показатели

2012 г.

2013 г.

Динамика, %

1

Оказана экстренная консультативная медицинская помощь, всего, чел.

222213

255288

+ 14,9

2

В том числе, с применением авиационного транспорта

27677

31294

+ 11,55

3

Эвакуировано, всего, чел.

61907

71197

+ 15,0

4

В том числе, авиационным транспортом

17093

19797

+ 13,66

5

Количество выездов/вылетов, всего, абс.

117242

140168

+ 11,4

6

В том числе, количество вылетов

10582

12525

+ 4,9


   

Рис.1. Причины вызова специалистов отделения ЭКМП и МЭ

 

Список литературы

1.     Гончаров С.Ф., Гармаш О.А., Власенко В.Ф. Служба специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи: состояние и перспективы развития. Медицина катастроф. – 2008. - №1. – С.5-10.

2.     Нечаев Э.А. Опыт медицинского обеспечения советских войск в Афганистане и вопросы дальнейшего развития военной медицины // Воен.-мед. журнал – 1992. - №4-5. – С.5-14.

3.     Санитарная эвакуация на самолетах в вооруженных силах США. Инф. бюллетень по вопросам воен.-мед. службы иностр. армий и флотов. Изд. Воен.-мед. академии им. С.М. Кирова и воен.-мед. музея МО СССР. – Л. – 1962. - №23. – С.3-9.

4.     Совершенствование взаимодействия участников ликвидации медико-санитарных последствий дорожно-транспортных происшествий // Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Ставрополь, 24 мая, 2007. – М.: ФГУ «ВЦМК «Защита», 2007. – С.136-139.

5.     Фисун А.Я., Федоткин О.В., Сухоруков А.А. Ликвидация медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации в Перми: уроки и выводы. – Медицина катастроф №1, 2010. – С.10-12.

6.     Чиж И.М., Макаров Н.И. Опыт медицинского обеспечения локальных войн и проблемы эвакуации раненых и больных по воздуху. Воен.-мед. журн. – 1993. - №1. – С.21-24.

7.     Эвакуация раненых после лапаротомии (США). – Зарубежная воен.-мед. Инф. бюллетень. Изд. Воен.-мед. музея. – Л. – 1988. - №3. – С.3-5.