24 декабря 2016г.
Ключевые слова:
Ценообразование, Лекарственные средства, Стратегия ценообразования, Методы ценообразования.
В настоящее время фармацевтический рынок и рынок медицинских услуг все больше приобретают окрас коммерческого характера. Конечно же, это связано с развитием общества, изменения в экономики, усовершенствованием технологий, которые в свою очередь просят на себя немало затрат. Достаточное финансирование действительно необходимо. Клинические исследования лекарственных препаратов, технологические разработки и усовершенствования оборудования для качественной и максимально объективной диагностики состояния здоровья человека, лабораторные испытаний и научные разработки новых методов получения достоверной информации о состоянии организма , и для всего этого действительно необходимо достаточное финансирование. Но помимо всего этого деньги затрачиваются и на привлечения внимания потребителя к продукту или услуги той или иной компании. Никто, конечно же, не желает экономить на своем здоровье, но переплачивать, попадая в уловки фармацевтических кампаний или дистрибьюторов, не хотел бы. Так к примеру затрачиваются финансы на раскрутку и внедрения на рынок рентабельных препаратов, которые не имеют признака жизненно необходимых и важных лекарственных препаратов. Разберем главные аспекты ценообразования и его регулирование.
Ценообразование – это многокомпонентный процесс, в котором учитывается большое количество факторов: политика и задачи предприятия, результаты маркетинговых исследований (в частном случае, так же и клинических испытаний) действия конкурентов, психологию потребителей, действующее законодательство и другие нормативно-правовые акты.
Механизм ценообразования - связь между ценой и ценообразующими факторами и изучается как способ формирования цены, технологию ее зарождения, функционирования, изменения во времени.
Основные задачи ценообразования:
-обеспечение выживаемости предприятия;
-максимизация текущей прибыли;
-завоевание лидерства на рынке.
Цена устанавливается в нескольких вариантах:
1) минимальный уровень цены, определяемый затратами;
2) максимальный уровень цены, определяемый спросом и оптимально возможный уровень цены.
На практике чаще всего пользуются в основном тремя подходами к определению цены на продукцию и услуги предприятия: с ориентацией на издержки (затратные методы), с ориентацией на спрос или ориентацией на конкуренцию (ценностные методы). Суть затратного метода заключается в том, что цена товара направляется в прямую зависимость от издержек производства и обращения. Затратным методом цена разрабатывается по схеме:
Продукт → технология → затраты → цена → ценность → покупатель. Ценностным методом цена разрабатываются по схеме:
Покупатель → ценность → цена → затраты → технология → продукт
Рынок лекарственных средств является практически самым сложным с точки зрения процессов ценообразования. Лекарственные средства – это вид товара, от которого зависит здоровье населения, и ценообразование на лекарственные средства не может рассчитываться, как на другие товары. Для достижения выполнения главной потребности человека иметь здоровый организм, поддерживать его непросто на удовлетворительном уровне , а на самом высоком и так же заинтересованность самого социального общества в работоспособном населении, необходимо учесть наличие главных жизненных благ. Сюда можно отнести разные средства, которые в основном и формируют развитие здорового человеческого организма. К ним можно отнести такие блага как экологически чистые продукты питания, жилищные, социальные условия и многие другие факторы, товары и услуги, необходимые для нормальной жизнедеятельности человека. Наибольший процент всех составляющих благ зависит от экономики, то есть в их производство включают использование определенных ресурсов. Лекарственные средства - благо, которое нужно для осуществления потребности в здоровье и все то, что непосредственно предназначено для его укрепления, восстановления, поддержания. Да и здорового человека фармацевтическая индустрия не обделяет вниманием, так например на прилавках аптек или на приеме у врача-терапевта можно увидеть яркие упаковки и жизнеутверждающие лозунги о биологически активных добавках, комплексных витаминов, лечебной косметики (не так как для лечения, как для профилактики заболеваний, которые могут возникнуть). Для того чтобы не углубиться, вернемся к лекарственным средствам и их обращению в субъектах Российской Федерации.
Сфера обращения лекарственных средств, которая включает этапы разработки, а так же реализацию лекарственных средств на фармацевтическом рынке от производителей до пациентов является одним из главных элементов, обеспечивающих безопасность нации, но имеет обратную зависимость от состояния экономики страны. На 90 % исход лечения зависит от правильно выбранного медикаментозного лечения, также врачи чаще прибегают к лекарственной терапии, нежели чем к оперативному вмешательству, но и после такого вмешательства поддержка и полное восстановление жизненно важных функций организма обеспечивается и за счет медикаментов.
1. Имеют экономическую значимость (потребность в товаре связана с риском потери здоровья, трудоспособности), подчиняются экономическим законам спроса и предложения, социальная значимость (охрана здоровья человека, пропаганда здорового образа жизни, культура питания).
2. Характерна социально-экономическая эффективность – рост национального дохода, связанного с производством лекарств. Социальный эффект выражается экономией материальных, трудовых, финансовых ресурсов.
3. Спрос на лекарственные средства формируется как потребителем, так и врачом.
4. Генератором спроса является не физиологическая потребности, а патология человека.
5. Эластичность спроса на лекарственные средства в зависимости от цены отсутствует (пациенту с диагнозом сахарный диабет 1 типа приходится приобретать препараты инсулина, для поддержания жизнедеятельности, пациенту с диагнозом онкологического заболевания так же приходится проходить курс химиотерапии и в последствие приобретать препараты, поддерживающие удовлетворительный уровень жизни)
Факторы, влияющие на цену лекарственных средств:
Факторы спроса
|
Фактор предложения
|
Фактор среды
|
1. Эффективность и побочные
действия лекарственных средств
|
Количество и качество кон-
курирующих лекарственных средств
|
Расходы на здравоохранение
|
2. Наличие аналогов
|
Количество и характер кон-
курирующих производите- лей
|
Наличие программ ( в том числе
государственных) по здравоохранению
|
3.Группа врачей, назначающих
лекарственные средства
|
Система распределения
|
Роль государства в финансовой
поддержке здравоохранения
|
4. Длительность лечения и
количество лекарственных средств на курс лечения
|
Размеры, форма, фасовка,
упаковка
|
Степень роста экономики
|
5. Стоимость курса лечения
|
Ожидаемый жизненный цикл
товара
|
Экономическая стабильность
/нестабильность
|
6. Число и характеристика
покупателей (пол, возраст, доход и др.)
|
Возможность воспроизводства и
повышения качества разными фирмами
|
Регулирование экспорта, импорта
|
7. Ценовая эластичность
|
Источники сырья
|
Традиции потребления
лекарственных средств
|
8.Подоходная эластичность
|
Налоги
|
Размер и распределение ВНП
|
9. Длительность и модель
жизненного цикла товара
|
Размещение производства по
отношению к рынку
|
Лицензионное регулирование
|
10.Наличие государственных
программ по оказанию медицинской лекарственной
|
Государственное регулирование
и сертификация лекарственных средств
|
Политическая среда
|
помощи
|
|
|
11.Отнесение лекарственных
средств к обязательному ассортименту, в список бесплатных и льготных
|
Отнесение к жизненно
необходимым и важнейшим лекарственным средств
|
|
Закон, который регулирует оборот лекарственных средств, является Федеральный закон от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ (ред. от 12.03.2014) "Об обращении лекарственных средств". В соответствии со статьей 1 сферой действия настоящего Закона являются отношения, возникающие в связи с разработкой, производством, изготовлением, доклиническими и клиническими исследованиями лекарственных средств, контролем их качества, эффективности, безопасности, торговлей лекарственными средствами и иными действиями в сфере обращения лекарственных средств. В законе выделяются направления оборота лекарственных средств: разработка, контроль качества, производство, доклинические и клинические исследования, эффективности и безопасности, торговлю лекарственных средств.
Статья 4 того же Закона информирует нас об определение обращения лекарственных средств. Под обращением лекарственных средств принято понимать обобщенное понятие деятельности, в которое входят разработка, исследования, производство, изготовление, хранение, упаковка, перевозка, государственная регистрация, стандартизация и контроль качества, продажа, маркировка, реклама, применение лекарственных средств, уничтожение лекарственных средств, пришедших в негодность, или лекарственных средств с истекшим сроком годности и другие действия в сфере обращения лекарственных средств.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2014 г. N 2782-р "Об утверждении Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2015 год, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи" утверждены следующие перечни:
- Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2015 год;
Госконтроль за применением цен на лекарственные препараты, включенные в Перечень ЖНВЛП, осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2015 N 434 "О региональном государственном контроле за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов". Помимо этого, госконтроль за применением цен на лекарственные препараты, включенные в Перечень ЖНВЛП, осуществляет на основе лицензионного контроля Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения за организациями оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения и аптечными организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - за остальными организациями, осуществляющими фармацевтическую деятельность.
- Перечень минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, который утвержден распоряжением Правительства РФ от 26.12.2015 № 2724-р.;
- Перечень лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей;
- Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, и к ним же относятся лекарственные препараты для медицинского применения, назначенные по решению врачебных комиссий медицинских организаций.
Стратегия ценообразования
В соответствии со ст. 60 Федерального закона N 61-ФЗ установление предельных размеров оптовых и розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, определенным производителями лекарств, на лекарственные препараты, включенные в Перечень ЖНВЛП, осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ на основании Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 N 865 (далее - Правила).
Согласно п. 2 Правил органы исполнительной власти субъектов РФ определяют предельные размеры оптовых и розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты в соответствии с Методикой N 442-а, утвержденной ФСТ, руководствуясь следующими принципами:
- возмещение организациям оптовой торговли, аптечным организациям, индивидуальным предпринимателям и медицинским организациям экономически обоснованных затрат, связанных с закупкой, хранением и реализацией лекарственных препаратов;
- контроль размера прибыли, необходимой для обеспечения организаций оптовой торговли, аптечных организаций, индивидуальных предпринимателей и медицинских организаций средствами на обслуживание привлеченного капитала и финансирование других обоснованных расходов;
- контроль в структуре надбавок всех налогов и иных обязательных платежей в соответствии с законодательством РФ.
Рассмотрим, к примеру, Постановление Правительства Тверской области от 22.03.2011 N 193, которым установлены предельные размеры оптовых и розничных надбавок к фактической отпускной цене производителей на лекарственные препараты, включенные в Перечень ЖНВЛП. В силу названного документа размер наценки зависит от цены лекарственного препарата. Согласно п. 1.2 при розничной торговле предельный размер надбавки составляет:
- на лекарственные препараты стоимостью до 50 руб. включительно - 33%;
- на лекарственные препараты стоимостью от 50 руб. до 500 руб. включительно - 27%;
- на лекарственные препараты стоимостью свыше 500 руб. - 20%.
Для расчета цены реализации лекарственного средства, производитель или оптовый посредник передает аптечной сети или организации товарные накладные и протокол согласования цен, которые необходимы для правильного определения цены реализации лекарственного средства. С 1 марта фармацевтические компании в обязательном порядке заполняют новуюформу протокола согласования цены согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 03 февраля 2016 г. № 58 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 г. № 865 и признании утратившими силу отдельных положений актов Правительства Российской Федерации».
Отпускные цены на лекарственные средства, которые закупаются за рубежом за счет собственных валютных средств – формируется из следующих критериев:
- контрактной цены (пересчет по курсу ЦБ);
- сборов за таможенное оформление;
- учет конъюнктуры рынка;
- расходов по закупке и транспортировке от границы РФ до склада покупателя.
При получении зарубежных лекарственных средства с консигнационного склада, расположенного на территории РФ, в розничную цену включают:
- контрактную цену (пересчет по курсу ЦБ);
- расходы на доставку товара;
- процент за кредит банка на данную партию;
- торговую надбавку, утвержденную субъектом РФ.
Разработка ценовой политики фармацевтической структуры обобщает анализ факторов, которые влияют на деятельность организации, состояние нормативной базы, последствия государственных решений в области ценообразования, ценовую политику и стратегию конкурентов и потребителей, закономерности их поведения.
Основные выводы:
1 Цены на все препараты для медицинского применения, указанные в Перечне ЖНВЛП, регулируются государством (ст. 60 Федерального закона N 61-ФЗ).
2. При продаже лекарственных препаратов, включенных в Перечень ЖНВЛП, следует соблюдать размер торговой розничной наценки, установленный субъектом РФ.
3. Розничная надбавка исчисляется от фактической отпускной цены производителя без учета НДС (п. 7 Правил, Письмо N 01И-52/10/СН-466/7).
4. За нарушение установленного порядка ценообразования применяется ответственность, установленная ст. 14.6 КоАП РФ.
Список литературы
1. Марина Музылева, Алексей Кольчугин . Журнал "Российские аптеки", N7, 2010
2. Марущак, И. И., Ольховская, М. О. Системы ценообразования на лекарственные препараты в России и за рубежом // Пространство и Время. — 2013. — № 4(14). — С. 44—49.
3. Прядко А. Лекарства в складчину. Федеральный фонд ОМС предлагает внедрить в России программу лекарственного страхования // Фармацевтический вестник. 2008. N 17.
4. Рыжкова М.В., Сбоева С.Г. Финансовый менеджмент аптечного предприятия.Москва, МЦФЭР, 2000 г
5. Савельева З.А., Лоскутова Е.Е., Зайцева З.И., Карташова О.В. Основы экономики аптек. Москва, 2001 г.
6. Салимжанов И.К. Ценообразование: учебник - М. ,2007.-304 с.
7. Шуляк П.Н. Ценообразование. Учебно-практическое пособие, 8-е изд. М.: Дашков ,2005 С.21-38