Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Авторы:
Город:
Ярославль
ВУЗ:
Дата:
19 декабря 2017г.

На первый курс в ВУЗы России поступают практически здоровыми не более 20% абитуриентов [9,14]. После проведения врачебных обследований студентов 1 курса лечебного и педиатрического факультетов Ярославского государственного медицинского университета (ЯГМУ) в 2016 году у 40,5% установлено наличие хронической патологии и оказалось, что около 25% студентов должны составлять специальную медицинскую группу (СМГ). Организация и методика учебного процесса по физическому воспитанию таких учащихся имеет свои особенности и заслуживает особого внимания [9, 10]. На кафедре физической культуры и здоровья (зав. – проф. А.Н. Шкребко) ЯГМУ врачебно-педагогические наблюдения в СМГ проводятся врачами совместно с преподавателями непосредственно во время учебно-тренировочного занятия для оценки воздействия физических нагрузок на организм занимающихся. Они направлены на правильное построение занятий и выбор величины нагрузки в зависимости от состояния здоровья, физического развития и уровня подготовленности первокурсников [7,8,12].

Цель исследования - организация и методика применения комплекса врачебно-педагогических наблюдений на занятиях по физическому воспитанию студентов с отклонениями в состоянии здоровья.

Объект исследования  – 37 студенток 18-19 лет СМГ проходивших физическое воспитание на кафедре физической культуры и здоровья ЯГМУ в специальной медицинской группе в течение 2016 - 2017 учебного года. Врачебно-педагогические наблюдения [5,7,13] включали выбор средств и формы физического воспитания, визуальный контроль, определение моторной плотности занятия, испытание дополнительной стандартной нагрузкой, исследование функциональных показателей организма.

Результаты исследования и их обсуждение

Средства и формы физического воспитания в специальных медицинских группах - дозированные физические упражнения, а также рациональный, гигиенически обоснованный режим, обеспечивающий оздоровительное влияние на организм, исключающий формирование вредных привычек [2,4,11]. Основным средством физического воспитания на кафедре физической культуры и здоровья ЯГМУ являются физические упражнения, вызывающие допустимые, соответствующие функциональным возможностям организма реакции сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Степень нагрузки строго контролируют и регулируют опытные и грамотные преподаватели, лучше – с медицинским образованием [3, 4, 6].

В начальном периоде занятий используются упражнения малой интенсивности, увеличивающие частоту сердечных сокращений (ЧСС) на 25-30% от исходного уровня. Так, наши наблюдения показали влияние физических нагрузок разной интенсивности на ЧСС студенток СМГ (Таблица 1). Через 1 месяц включали дозированные нагрузки средней интенсивности, повышающие ЧСС на 40-45%. В дальнейшем подключали упражнения

Таблица 1. Влияние упражнений различной интенсивности на частоту сердечных сокращений (ЧСС) у студенток 18 – 19 лет 1 курса специальной медицинской группы ЯГМУ

Вид физической нагрузки

ЧСС

% увеличения по

сравнению с предыдущим значением

 

Р

1

Исходный уровень

68,3 ± 4,1

2

Упражнения малой интенсивности

86,7 ± 4,3

27

Р < 0,05

3

Дозированные упражнения средней

интенсивности

97,8 ± 5,2

43

Р < 0,05

3

Дозированные упражнения большой

интенсивности

117,5 ± 6,8

72

Р < 0,05

 

большой интенсивности (спустя 2 месяца от начала тренировочного процесса и при достаточной адаптации организма к физическим нагрузкам), повышающие ЧСС на 70-80%. Субмаксимальные и максимальные физические нагрузки на занятиях с учащимися СМГ в нашей практике не применяют. Как свидетельствует таблица 1, комплекс упражнений, использующихся в ЯГМУ, под контролем регистрации ЧСС, соответствует общепринятым рекомендациям [3, 9, 12].

Основой тренировочного процесса в СМГ ЯГМУ является использование упражнений на выносливость, оказывающих наиболее благоприятное влияние на деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем [6,7]. Нами подтверждены данные [1,5] о пользе физических упражнений с предметами (гимнастические палки, мячи, булавы и т. п.), повышающими эмоциональную насыщенность и интерес занятий.

Важным элементом тренировок в СМГ ЯГМУ служит дозированный бег. Вначале он применяется в виде легких пробежек в медленном темпе, затем преподаватель постепенно повышает нагрузку за счет увеличения длины дистанции (а не ускорения бега). Такой методический прием способствует воспитанию выносливости и не позволяет перейти границу, отделяющую аэробные нагрузки от анаэробных [2,6]. При первых признаках усталости настоятельно рекомендуется перевести занимающихся СМГ на ходьбу.

Схема занятия СМГ на кафедре физической культуры и здоровья ЯГМУ не отличается от общепринятой [8,9,12] и состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. Содержание и продолжительность частей имеют некоторые особенности: вводная часть длится до 20 минут (мин) и состоит из общеразвивающих упражнений, выполняемых в среднем и медленном темпе; в основной части проводится обучение лишь одному виду движения, широко используются подвижные игры средней интенсивности или элементы спортивных игр, применяются специальные упражнения, характер которых зависит от заболевания; заключительная часть длится коло 5-7 мин и содержит медленную ходьбу, дыхательные упражнения, упражнения на воспитание правильной осанки, на расслабление мышц и внимание.

Кроме основной формы занятий СМГ в ЯГМУ принято проводить вводную гимнастику и физкультурные паузы. Вводная гимнастика длительностью 15-20 мин. улучшает адаптацию организма к условиям деятельности в течение дня. С этой целью мы применяем комплекс физических упражнений, включающий 8-12 заданий, повторяющихся 6-8 раз. Это упражнения для разных мышечных групп и дыхательные упражнения. Вводная гимнастики улучшается деятельность органов кровообращения и дыхания, зрительного и слухового анализаторов, облегчается процесс переработки информации, улучшается самочувствие, появляется ощущение бодрости [5,12].

Основная задача физкультурных пауз - обеспечить активный отдых организма в процессе учебной деятельности [9,12]. Так на кафедре физической культуры и здоровья ЯГМУ паузы в СМГ включают 8-10 упражнений для различных групп мышц (по 6-8 раз каждого) общей длительностью – 10-15 мин. Наблюдения показывают, что физкультурные паузы снимают нагрузку на системы кровообращения и дыхания, которые ослаблены у студентов СМГ. Активный отдых в форме паузы способствует улучшению циркуляции в сосудах мозга, повышению внимания, умственной работоспособности, нормализует двигательный режим [7,12].

Учащиеся СМГ нуждаются в систематическом закаливании организма. Оздоровительное влияние физических упражнений существенно повышается, если их сочетать с закаливанием. С этой целью занятия физическими упражнениями в ЯГМУ проводятся в облегченной одежде, с соблюдением температурных норм и соответствующей моторной плотности урока, с использованием подвижных игр и элементов спорта на открытом воздухе [1,2,4].

Визуальный контроль в СМГ ЯГМУ позволяет судить о возникающем утомлении по внешним признакам [9,13]. При этом преподавателю необходимо обращать внимание на характер кожных покровов и слизистых оболочек, степень потливости, выражение лица, характер дыхания, координацию движений, внимание (таблица 2).

Таблица 2. Признаки утомления, которые рекомендуется контролировать на занятиях физической культурой в специальной медицинской группе ЯГМУ*

 

Признаки

Утомление

Небольшое

Значительное

Цвет кожи лица

Небольшое покраснение

Значительное покраснение

Потливость

Пот на лице, шее, ступнях

Пот в области плечевого пояса и туловища

Дыхание

Учащенное,        до        23-25

дыханий в минуту

Учащенное, свыше 25-27 дыханий в минуту,

смешанный тип дыхания

Движение

Бодрая     походка,      точное

выполнение команд

Неуверенный     шаг,     покачивание    сбои     при

выполнении координационных упражнений

Внимание

Хорошее

Неточность в выполнении команды, ошибки

при перемене направления

Самочувствие

Жалоб нет

Жалобы     на      усталость,      боль      в      ногах,

сердцебиение, одышку

* по В.Д. Прошлякову [9] с изменениями

 

Переутомление, как правило, характеризуется выраженной багровостью или бледностью кожных покровов, посинением губ и носогубного треугольника. Мы наблюдали появление таких признаков, как страдальческое выражение лица, профузная потливость, выступание соли на коже и одежде, неравномерное поверхностное дыхание, нарушение координации движений, жалобы на головную боль, тошноту, рвоту. На кафедре физической культуры и здоровья ЯГМУ установлено, что в конце учебного года регистрация признаков переутомления снизилась на 27.5± 3,6% по сравнению с исходным уровнем (Р> 0,05).

Моторная плотность занятия (МПЗ) определяется методом хронометража. МПЗ от 60% до 80% считается средней, свыше 80% — высокой, менее 60% — низкой [1,12]. МПЗ зависит от задач занятия, цели и функциональной готовности занимающихся; чем она выше, тем сильнее физиологический эффект занятия. Показано, что в начале учебного года МПЗ в СМГ ЯГМУ находилась в пределах 56,3±2,7% и являлась низкой, тогда как в конце наблюдения МПЗ достигла 81,7±3,5% (Р> 0,05) и переходила в категорию высокой.

Испытание с дополнительной стандартной нагрузкой проводятся у студентов СМГ ЯГМУ до и после занятия. Использование дополнительной стандартной нагрузки перед началом занятия позволяет установить степень готовности испытуемого к тренировке, - после занятия дает объективную оценку их влияния на организм. Величина дополнительной стандартной нагрузки зависит от многих факторов: пола, возраста, состояния тренированности, вида заболевания [9,12]. В СМГ ЯГМУ для оценки реакции артериального давления (АД) на физическую нагрузку используется функциональная проба с 20-ю приседаниями за 30 сек с контролем изменения пульсового давления. Сочетания изменений этих показателей позволило выделить характер ответа на нагрузку (таблица 3). Данные таблицы 3 свидетельствуют, что у студенток СМГ развивается атипический ответ на нагрузку, общим признаком которого является замедление восстановительного периода. У большей части студенток (78,4%) тип реакции – гипер- и гипотонический, что мы учитывали при выборе учебно-

Таблица 3. Типы реакции артериального давления (АД) на физическую нагрузку у студенток 18 – 19 лет 1 курса специальной медицинской группы ЯГМУ

 

 

Тип реакции

Кол-во студе- нтов

Отно- сит. содерж ание,%

Характеристика реакции

Пульс

АДс мм. рт. ст.

АДд мм. рт. ст.

Восста-

новитель- ный период, мин

И

Н

И

Н

И

Н

1

Нормо-

тони- ческий

15*

72,5±

1,7

133,9±

3,1

123,7±

2,5

147,5±

4,5

78,4±

2,3

69,4±

3,4

2,6±0,2

2

Гипер-

тоничес

-кий

19

51,4

68,3±

4,1

113,6±

6,8

129,9±

7,5

189,7±

5,8

93,5±

7,3

114,7±

4,9

7,5±0,4

3

Гипо-

тоничес

-кий

10

27,0

59,8±

9,7

132,5±

8,6

98,5±

6,3

115,8±

8,2

62,4±

2,7

71,3±

4,7

8,7±0,3

4

Ступен-

чатый

2

5,4

63,5±

4,3

144,8±

9,1

113,3±

5,8

95,5±

4,87

81,7±

8,1

87,5±

6,3

11,3±0,5

5

Дис-

тоничес

-кий

6

16,2

65,1±

6,3

143,4±

8,2

93,8±

7,1

184,7±

7,8

72,4±

6,5

37,1±

5,7

14,5±0,7

Примечание: * студентки 18 – 19 лет 1 курса основной медицинской группы; АДс – систолическое и АДд – диастолическое артериальное давление тренировочного режима.

 

Анализ структуры заболеваемости у студентов 1 курса ЯГМУ в 2016 г. свидетельствует, что в группе учащихся с отклонениями в состоянии здоровья, патология сердечно-сосудистой системы выявлена у 12,8% обследованных. Поэтому основной задачей тестов явилось определение реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку. Наблюдения показали достоверное уменьшение времени восстановления частоты пульса при дополнительной стандартной нагрузке (проба Руфье - 30 приседаний за 45 сек) после занятия (2,4 ± 0,2 мин в конце года; 3,6 ± 0,4 мин – в начале исследования; Р> 0,05) и дыхания (2,7 ± 0,4 мин; 3,8 ± 0,5 мин – в начале исследования; Р> 0,05) в более короткий период.

Тесты для определения функциональных показателей у студенток 1 курса СМГ ЯГМУ проводились испытаниями с задержкой дыхания на вдохе (проба Штанге) и выдохе (проба Генчи) [9,12]. Результаты исследования, представленные в таблице 4, свидетельствуют о положительной динамике кислородного обеспечения организма и общего уровня тренированности в СМГ в течение учебного года.

Таблица 4. Функциональные показатели студенток 18 – 19 лет 1 курса специальной медицинской группы ЯГМУ в начале и в конце учебного года

Тесты

Начало учебного

года

Конец учебного

года

Среднегодовой

прирост, %

проба Штанге (задержка

дыхания на вдохе)

29,4 ± 5 сек

39? ± 4 сек

34,2

проба Генчи (задержка дыхания

на выдохе)

22,3 ± 8 сек

35,6 ± 5 сек

33,9

 

Заключение. Оздоровительный эффект занятий физической культурой в специальных медицинских группах обеспечивается систематическим врачебно-педагогическим контролем за состоянием здоровья, анализом  динамики  показателей  физического  развития,  степенью  физической  и  функциональной подготовленности студентов. Проведенное исследование показало, что организация учебно-тренировочных занятий в специальной медицинской группе ЯГМУ дает возможность получить объективную оценку влияния упражнений разной интенсивности на сердечно-сосудистую систему и позволяет контролировать уровень физических нагрузок. В конце учебного года у студенток снизилось переутомление от занятий, моторная плотность занятий перешла от низкого уровня в высокий, повысилась адаптация учащихся к физической нагрузке и общий уровень тренированности.

 

 

 

Список литературы

 

1 Гансбургский М.А. Организация занятий по физической культуре в специальной медицинской группе / М.А. Гансбургский // Евразийский Союз Ученых. ‒ М., 2016. ‒ № 30, часть 1. ‒ С. 24 – 26.

2.    Гигиена физической культуры и спорта: учебник / ред. В. А. Маргазин. Е.Е. Ачкасов, О.Н. Семенова. – 2-е изд., доп. ‒ СПб.: СпецЛит, 2013. – 255с.

3.    Голомолзина В. П. Влияние нагрузок различной направленности на физическое состояние и заболеваемость студенток специальной медицинской группы / В. П. Голомолзина, С. П. Левушкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - СПб.: 2008. – №6 (40). – С. 24 - 28.

4.   Загревская А. И. Методология построения содержания физкультурного образования студентов специальной медицинской группы педагогического вуза / А. И. Загревская // Теория и практика физической культуры. - 2008. - № 10.- С. 17–21.

5.   Капилевич Л. В. Организация занятий лечебной физической культурой с освобожденными от физического воспитания студентами / Л. В. Капилевич, В. Л., Солтанова, К. В. Давлетьярова // Теория и практика физической культуры. - 2008. - № 7.- С. 29–32.

6. Клинические аспекты спортивной медицины: руководство / ред. В. А. Маргазин. - СПб.: СпецЛит,2014. – 455с.

7. Медико-педагогическая направленность оздоровительной физкультуры и спорта: учебное пособие / ред. В. А. Маргазин, А. Д. Викулов. - Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, 2011. - 431с.

8.     Примерная программа дисциплины физическая культура, составленная в соответствии с требованиями ФГОС ВПО коллективами профильных кафедр Волгоградского государственного медицинского университета (зав. проф. В. Б. Мандриков), Ростовского государственного медицинского университета (зав. проф. Е. В. Харламов), Рязанского государственного медицинского университета (зав. проф. В. Д. Прошляков).- Волгоград: ВГМУ, 2012. – 128 с.

9. Прошляков В. Д. Физическое воспитание студентов с отклонениями в состоянии здоровья / В. Д. Прошляков, А.С. Никитин. ‒ СПб.: Эко-вектор, 2016. ‒ 160 с.

10. Руководство по спортивной медицине / ред. В. А. Маргазин. - СПб.: СпецЛит, 2012. – 487 с.

11. Спортивная медицина: учебник / ред. Г. А. Макарова – 3-е изд. ‒ М.: Советский спорт, 2008. – 480 с.

12. Физическая культура и здоровье: учебник / ред. В. В. Понамарева. - М.: ГОУ ВУНМЦ, 2001. -352 с.

13. Физическая культура студентов специальной медицинской группы вуза: учебное пособие для студентов медицинских вузов / ред. В. Н. Васильев. - Томск: Сибирский государственный медицинский университет, 2007. - 138 с.

14. Шкребко А. Н. Исследования качества жизни – важный компонент клинических исследований и клинической практики / А. Н. Шкребко, И. В. Кешишян // Лечебная физкультура и спортивная медицина. – 2009. - №11. – С. 55-58.