Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ И ПСИХОТРОПНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ СТАЦИОНАРНЫХ И АМБУЛАТОРНЫХ БОЛЬНЫХ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
24 декабря 2016г.

Изучая и анализируя нормативно-правовую базу, касающейся обеспечения наркотическими средствами и психотропными веществами стационарных и амбулаторных больных, автор приходит к выводу о необходимости своевременных изменений в нормативно-правовые акты, законы, приказы в целях повышения качества и скорости оказания медицинской помощи онкологическим больным.

Причиной тому является тот факт, что адекватное обезболивание в России получает менее девяти процентов нуждающихся в нем паллиативных больных, врачи по-прежнему боятся брать на себя ответственность за выписку наркотических анальгетиков [2,4].

Российские врачи считают, что, хотя сложность процедуры объясняется борьбой с наркоманами на практике это оказывается борьбой с медицинскими наркотиками, а между тем общеизвестно, что медицинские наркотики, по определению, не могут применяться  наркоманами, так как наркоману для получения кайфа нужна большая доза в короткое время. В случае упрощения процедуры отпуска обезболивающих наркотических препаратов, риск попадания морфина на черный рынок минимален, так как на протяжении очень многих десятилетий утечки наркотиков из медицинских учреждений практически отсутствуют (имеют место «единичные случаи»). Наркотические обезболивающие, в частности, морфин, не пользуются спросом со стороны наркоманов, они используют героин, который попадает к ним по другим каналам, никак не медицинским [1,8].

Так, требует тщательного внимания статья 6.16. “Нарушение правил оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров либо хранения, учета, реализации, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры” (в ред. Федерального закона от 02.10.2012 N 158-ФЗ) кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пунктах: 1, 2, 3, касающихся нарушения правил учёта.

Далее отражаются нарушения и штрафы: 

-       в пункте 1, нарушения, связанные с учётом наркотических средств, психотропных веществ и включенных в список I и таблицу I списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей с конфискацией наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или без таковой;

-   в пункте 2, нарушения, связанные с учётом прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, включенных в таблицу II списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ или без таковой;

-      в пункте 3, такое же нарушение, в отношении прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, включенных в таблицу III списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ или без таковой [6].

Автором рассматривается только одно из правонарушений, т.к. это является ключевым аспектом в обороте наркотических и психотропных веществ в медицинских целях. Поэтому автор предлагает упростить процедуру учёта и, одновременно с этим, ликвидировать административные штрафы на юридических лиц, оставив все остальные виды наказаний. Это связано с тем, что многие фармацевтические компании опасаются заниматься отпуском и реализацией наркотических средств, психотропных веществ, т.к. отпуск требует ведения специальных журналов, условий хранения, транспортировки, т.е. связано с большой ответственностью и большими затратами. Так, например, средние затраты аптечного предприятия на мероприятия по организации хранения НС и ПВ, взяв за основу оборудование помещения 7,5 кв. м. Затраты на оборудование такой комнаты хранения НС и ПВ составили от 270 тыс. руб., обучение сотрудников и получение медицинских справок (об отсутствии наркотической и алкогольной зависимости) — от 12 тыс. руб., кроме этого, аптека будет нести ежемесячные затраты на охрану и техническое обслуживание сигнализации, которые только по этому помещению составляют от 15 тыс. руб. в месяц, также необходимо учесть зарплату сотрудников, осуществляющих деятельность по отпуску наркотических средств и психотропных веществ [3]. Стоит учесть ещё и тот факт, что доходы аптечной организации от оборота наркотических средств и психотропных веществ не такие высокие (бывают случаи, когда аптечные организации работают в убыток) по сравнению с доходами от оборота других лекарственных средств.

В Санкт-Петербурге в соответствии с Федеральным законом от 08.01.1998 №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных препаратах» и постановлением Правительства РФ от 26.07.2010

№558 «О порядке распределения, отпуска и реализации наркотических средств и психотропных веществ, а также отпуска и реализации их прекурсоров», распределение наркотических средств и психотропных веществ в Санкт-Петербурге осуществляют 2 уполномоченные организации, имеющие соответствующие лицензии Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения на осуществление деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров с правом распределения:

   Санкт-Петербургское  бюджетное  учреждение  здравоохранения  «Северо-Западный  центр  по контролю качества лекарственных средств» (Ленинский пр., д.140);

   Общество с ограниченной ответственностью «БСС» (ул. Маршала Новикова, д.28, к.2).

Обеспечение населения НС и ПВ, в том числе льготных категорий граждан, осуществляют структурные подразделения АО «Петербургские аптеки» (ул. Ольховая, д.4) [5].

Помимо этих участников существуют также: Минпромторг, Минздрав, МВД, Росздравнадзор. Для оптимизации документооборота и повышения физической доступности в них нуждающихся пациентов, онкологических больных, следует внести вышепредложенные предложения к дополнению ст.6.16. Т.к. для любой аптечной организации, приостановление деятельности даже на 1 день – это существенные убытки, чего вполне достаточно для наказания. Ввиду того, что оборот наркотических средств и психотропных веществ требует большой ответственности, в том числе и уголовной, не всегда оборот рентабелен, поэтому аптечные организации несут социально значимые функции в лекарственном обеспечении населения. Вследствие чего, автор предполагает, что необходимо вводить электронный документооборот и стремиться к максимальному упрощению получения наркотических средств и психотропных веществ. В подтверждение к вышеперечисленному, приводятся статистические данные Неволиной Е.В., подтверждающие, что в настоящий момент около 1600 аптечных организаций, государственной или муниципальной собственности, имеют лицензию на осуществление деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в то время как лицензию на фармацевтическую деятельность имеют порядка 70 тясяч организаций, т.е. оборотом наркотических средств занимается менее 3% организаций, осуществляющих розничную фармацевтическую деятельность [3].

Помимо этого, существует проблема ведения журналов учёта наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. В России крайне мало специализированных курсов повышения квалификации, на которых уделяется регистрации, учёту и хранению контролируемых лекарственных препаратов, в связи с чем, появляется кадровая проблема. Это касается и врачей, выписывающих наркотические лекарственные препараты. Так в случае нарушения правил выписывания наркотических лекарственных препаратов, за назначение наркотического лекарственного препарата не по показаниям, врач привлекается к уголовной ответственности. Но, в то же время, список показаний для назначения того или иного препарата весьма расплывчив, поэтому врачи предпочитают не назначать его, следовательно, не выписывают [1].

В настоящий момент, в России система обезболивания слабо развита. В основном, если врачи и выписывают наркотические средства, то исходя из традиционной стратегии купирования болевого синдрома, она представлена на рисунке 2.

Рисунок 2. Традиционная стратегия купирования болевого синдрома [7]


4Традиционная система купирования болевого синдрома разработана Всемирным институтом боли, поскольку лечение в России и зарубежных странах может отличаться, то необходимы дополнительные исследования этой стратегии. Также необходимо учитывать, что в настоящее время на фармацевтический рынок вышли совершенно новые наркотические средства различных форм приёма.

Распространены случаи, когда для того, чтобы получить обезболивающий препарат для неизлечимо больного, родственникам надо взять назначение у онколога на обезболивающий препарат, после чего терапевт выписывает рецепт, затем родственникам необходимо заверить рецепт у главного врача, либо у другого представителя администрации поликлиники. Наркотические и психотропные препараты выдают в государственной аптеке, либо в специальном кабинете онкодиспансера. Т.е. назначение и использование указанных препаратов сопряжено со значительными сложностями. Другой, немаловажной проблемой является прикрепление онкобольного к определённой аптеке, где необходимые лекарственные препараты могут попросту отсутствовать [1].

Проблема носит системный характер. В этой связи автор считает необходимым:

    упростить процедуры назначения и выписывания наркотических и психотропных лекарственных препаратов;

   ввести автоматизированную информационную систему по учёту, транспортировке, хранению наркотических средств и психотропных веществ;

   пересмотреть стратегию купирования болевого синдрома;    определить схему обезболивания онкологических больных;

   дать право назначения и выписывания наркотических обезболивающих всем медицинским работникам;

   возможность предоставления льгот аптечным организациям, которые выполняют функцию по обеспечению инкурабельных больных наркотическими анальгетиками;

   включить в федеральные государственные образовательные стандарты по подготовке специалистов, а также в курсы повышения квалификации оформление документов, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

 

Список литературы

 

 

1.          Грачева Н.Н., Приходько А.В. Анализ проблем в сфере оборота лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства, в аптечных организациях // APRIORI. Серия «Естественные и технические науки». -2015. -№ 2. -С. 11-16.

2.          Минздрав: Менее 9% паллиативных больных в России получают адекватное обезболивание [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Санкт-Петербург: ДокторПитер, 2015. – Режим доступа: http://doctorpiter.ru/articles/11462/, свободный. – Загл. с экрана.

3.          Неволина Е. В. Почему российские аптеки не спешат заниматься реализацией наркотических средств? // Вестник Росздравнадзора. 2014. №3 С.21-23.

4.          Плотников А.С., Ковач А.С. Актуальные проблемы оказания паллиативной помощи, пути решения // Сборник материалов VI Всероссийской научной конференции студентов и аспирантов с международным участием «Молодая фармация – потенциал будущего», Санкт-Петербург, 25-26 апреля 2016 г. – СПб.: Изд-во СПХФА, 2016. – С.807-809.

5.         Правительство Санкт-Петербурга, комитет по здравоохранению.

 6.           СТЕЛЬМАХ Л.В., ГАЛКИН А.А. Паллиативная помощь в онкологии: краткий обзор // Вестник Росздравнадзора. 2015. №4 С.39-42.

7.            Ст. 6.16, "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 06.07.2016, с изм. от 17.11.2016) 

8.          Эксперты раскритиковали циркуляры по выдаче обезболивающих – их пишут те, кто не видел тяжелых больных [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.newsru.com