Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОПЫТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ В СТОЛИЧНОМ РЕГИОНЕ С УЧЕТОМ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ КОНТИНГЕНТА ПАЦИЕНТОВ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
12 декабря 2018г.

Одним из приоритетных направлений в развитии здравоохранения является повышение эффективности и качества организации первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) населению, в том числе доступности, адресности предоставления медицинских услуг. Возрастает не только внимание к внутренним вопросам организации работы медицинской службы, но и вопросам межведомственного взаимодействия [1-3].

Принятие Департаментом здравоохранения города Москвы приказа от 6 апреля 2016 года N 293 "Об утверждении Методических рекомендаций по реализации мероприятий "Московский стандарт поликлиники" и критериев оценки устойчивости его внедрения" позволило дать новый импульс в развитии столичного здравоохранения.

По нашему мнению, при внедрении современных организационных технологий в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, должным образом должны учитываться возраст, потребности и ожидания пациентов, наличие у них той или иной патологии и др.

В рамках правового поля действующего законодательства в области организации первичной медико-санитарной помощи, становится возможным выделить отдельные группы пациентов для организации адресной медицинской помощи, что не только улучшает доступность и качество первичной медико-санитарной помощи, но и имеет положительное обоснование в части экономической эффективности и оптимизации организации ПМСП.

Учитывая медико-социальную и экономическую значимость данной проблемы, Департаментом здравоохранения г. Москвы в настоящее время уже реализуется Программа ведения пациентов пожилого и старческого возраста с множественными хроническими заболеваниями [3-5].

Прежде всего было предусмотрено формирование специальных участков из расчета » 500 пациентов, на которых работают специально подготовленные врачи широкого профиля; увеличенная продолжительность приемов (40 мин. на первичный и 20 мин. на повторный), что естественно имеет большое значение для такого контингента; использование специально разработанных клинических алгоритмов ведения данного контингента лиц [3,4].

Принципиально важным аспектом Программы, является так называемый проактивный подход к ведению пациентов. Акцент в Программе делается на том, что врач или медицинская сестра должны самостоятельно связываться с пациентом и быть в курсе его состояния и выполнения рекомендаций, а пациент может, в случае необходимости, связаться с врачом. Для этого была налажена обратная телефонная связь с пациентами, т.е. наиболее удобная для лиц этого возраста.

На этапе апробации данной Программы в нее:

·            были привлечены пациенты от 60 лет и старше, страдающие несколькими хроническими заболеваниями из следующего списка диагнозов: артериальная гипертензия; ишемическая болезнь сердца; цереброваскулярная болезнь, хроническая сердечная недостаточность; фибрилляция и трепетание предсердий; сахарный диабет II типа; бронхиальная астма; хроническая обструктивная болезнь легких.

·            была предусмотрена возможность пациента самостоятельно посещать поликлинику (не приглашались в проект маломобильные пациенты);

·            необходимым условием являлось наличие согласия пациента на выполнение условий Программы (регулярное посещение лечащего врача, ведение дневника по контролю за артериальным давлением, уровнем сахара крови, выполнение рекомендаций по питанию, физической нагрузке, приверженности к лечению, определенных в индивидуальном плане ведения пациента и другие) [4,5].

Кроме этого, особого внимания требуют вопросы организации патронажной службы для «лежачих» больных. В результате Приказом Департамента здравоохранения города Москвы от 26.02.2018 № 145 «О внесении изменений в приказ Департамента здравоохранения города Москвы от 06.04.2016 № 293» был утвержден регламент реализации мероприятий по оказанию плановой медицинской помощи на дому маломобильным пациентам.

Понятие «патронаж» возникло в Европе в начале 20 века и представляет собой форму работы ЛПУ, основной целью которых является проведение на дому оздоровительных и профилактических мероприятий, внедрение правил личной гигиены и улучшение санитарно-гигиенических условий в быту [6].

Контингент пациентов – лица старше 18 лет с ограничением или отсутствием способности к самостоятельному передвижению и/или самообслуживанию, первичная медико-санитарная помощь которым оказывается на дому. Создание патронажной службы характеризует дальнейшее развитие первичной медико-санитарной помощи населению в условиях современной модели здравоохранения.

Одновременно обращает внимание недостаточность правового регулирования работы патронажной службы. Первичный анализ нормативных документов в данной сфере обращает внимание на отсутствие четких регламентов работы с пациентами при организации патронажной помощи. Нормативная база ограничена общими актами в сфере организации первичной медико-санитарной помощи, порядками оказания медицинской помощи, критериями, предъявляемыми к оценке качества медицинской помощи, поэтому необходимо дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы и внедрение новых критериев качества организации медицинской помощи при работе с пациентами, требующими патронажа на дому.

При дальнейшем проведении реформирования ПМСП в столичном регионе особое внимание также должно уделяться и здоровым людям. Поэтому необходимым направлением развития является первичная профилактика и ранняя диагностика заболеваний на основе отделений профилактики и центров здоровья.

В целом в настоящее время в столичном регионе уделяется большое внимание внедрению динамической модели системы оказания ПМСП с учетом дифференциации групп пациентов, что способствует её целенаправленному экономическому регулированию.

 

Список литературы

 

1.        Линденбратен А.Л., Ковалева В.В. Контроль качества организации медицинской помощи: современные подходы // Здравоохранение. - 2011.- №6. - с. 50-55.

2.        Значкова Е.А. К вопросу о совершенствовании первичной медико-санитарной помощи взрослому населению в Москве / Е.А. Значкова // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины - 2016 - № 2. - С. 98-10

3.        Гриднев О.В., Гришина Н.К., Значкова Е.А., Загоруйченко А.А. Социологический анализ доступности и качества организации первичной медико-санитарной помощи в период реформирования в Москве // Вестник Росздравнадзора. Вып. 2 (2017) С.68-71.

4.        Белов Л.А. Пути повышения качества медицинской помощи // Здравоохранение. - 2009.- №1.- с. 62- 64

5.        Гриднев О.В., Гришина Н.К., Значкова Е.А. Основные направления повышения качества организации первичной медико-санитарной помощи в г. Москве// Роль здравоохранения в охране общественного здоровья: Мат. межд. научно-практ. конф., Москва. // Бюлл. Национального НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко, 2016. Вып. 1 (часть 2) С. 30- 34.

6.        https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%B6 (дата обращения: 05.10.2018 г.).