Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИИ ИСКУССТВ В ЭПОХУ НОВЫХ МЕДИА: ОПЫТ РАБОТЫ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
27 июля 2020г.

Аннотация. Статья посвящена одному из основных видов творческой самостоятельной работы студентов МГИМ им. А.Г. Шнитке по Истории искусства – искусствоведческому проекту на платформе Электронной информационно-образовательной системы (ЭИОС). В основе проектов лежит медиаобразовательный подход, способствующий не только созданию полноценного интеллектуального продукта, но и ситуации успеха.

Ключевые слова: ЭИОС, самостоятельная работа, медиаобразование, медиапроект, ситуация успеха, история искусства, живопись XX века.

Отечественное образование, как и во всем мире, вступило в эпоху электронного обучения. В приоритетном российском проекте «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» ставится задача «…создать к 2018 г. условия для системного повышения качества и расширения возможностей непрерывного образования для всех категорий граждан за счет развития российского цифрового образовательного пространства и увеличения числа обучающихся образовательных организаций, освоивших онлайн-курсы до 11 млн человек к концу 2025 г.» (3).

В МГИМ им А.Г. Шнитке существует перспективная модель повышения доступности и качества образования. Это – Электронная информационно-образовательная среда. Она предоставляет возможности овладения программными материалами в полном объеме и онлайн, что особенно важно для наших студентов, которые постоянно принимают участие в российских и международных конкурсах и часто гастролируют в составе творческих коллективов института.

Но следует подчеркнуть, что в наши дни использование цифровых технологий неразрывно связано с медиаобразованием. Еще в 1999 г. UNESCO сформулировало его основные направления, два из которых относится к вузовской ступени:

1.       медиаобразование как часть общего образования…студентов, обучающихся…в средних специальных учебных заведениях, вузах: оно может быть интегрированным с традиционными дисциплина- ми или автономным (специальным, факультативным, кружковым и т. д.);

2.       дистанционное медиаобразование…студентов…с помощью телевидения, радио, системы Интернет (1. Р. 273-274).

По мнению одного из самых известных медиапедагогов России А.В. Фёдорова, главными задачами медиаобразования являются:

1.       развитие способности к критическому мышлению;

2.       развитие способности к восприятию, оценке, пониманию, анализу (в том числе — этическому и эстетическому) медиатекстов разных видов и жанров;

3.       обучение экспериментировать с различными видами медиа, создавать собственные медиапродукты.(4. С. 17).

Эти задачи актуальны и для преподавания Истории искусств (5, 6 семестры), особенно при организации самостоятельной работы студентов. Более подробно остановимся на нашем опыте работы.

В учебном плане МГИМ им. А.Г. Шнитке часы распределены таким образом, что бóльшая их часть (56 %) отводится на самостоятельную работу. На сегодняшний день основой организации этой деятельности является информационно-образовательная среда института, которая позволяет размещать учебные материалы, проводить семинары, осуществлять опрос, собирать работы студентов, организовать обсуждение, отслеживать выполнение элементов учебного курса, выставлять оценки. Все студенты обеспечены индивидуальным неограниченным доступом к электронной среде из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.

Актуальной для преподавателя в последние годы стало изменение подхода к изучению темы «Искусство XX века», которая является заключительной и обычно времени на нее остается совсем немного. Но это противоречит образовательной и воспитательной логике нашего учебного заведения, которое много внимания уделяет изучению музыки именно этого периода. Помимо специального раздела в курсе Истории музыки, существует спецкурс «А.Г. Шнитке и его современники». Студенты пишут на тему современной музыки курсовые и дипломные работы, выступают с докладами на научно-практических конференциях. Они исполняют музыку XX века не только в стенах института, но и на конкурсах и концертных площадках Москвы, российских и зарубежных городов. Особенно это касается сочинений А.Г. Шнитке. Учебное заведение не только носит имя великого композитора, в институте уже 15 лет существует единственный в мире Музей Альфреда Шнитке, являющийся обладателем текстов сочинений, созданных композитором. Поэтому его музыка звучит у нас постоянно.

Чтобы ликвидировать несоответствие достаточно глубокого изучения студентами современной музыки и довольно поверхностных знаний об основных течениях, направлениях, творцах искусства XX и XXI вв., мы широко используем возможности электронной образовательной системы и вовлекаем студентов в различные проекты, основанных на создании медийной продукции.

В институте уже несколько лет осуществляется подготовка междисциплинарных мультимедийных проектов, объединяющих две дисциплины: «История искусства» и «Современные информационные технологии». Каждый студент готовит собственный медиапроект,

В этом учебном году темой проектов стала «Живопись XX века». Круг предложенных тем был достаточно широк: начиная с Матисса, Пикассо, Дюшана и Дали и заканчивая Поллоком, Ротко, Кляйном, Уорхолом, Лихтенштейном, Польке и Рихтером. Помимо отдельных имен предлагалось исследование таких направлений, как Концептуализм, Неоэкспрессионизм, Гиперреализм, Медиаискусство, Лэнд-арт и Перформанс.

Опыт нескольких лет организации проектной деятельности показывает, что ее наиболее целесообразно проводить в три этапа: 1. создание психологического настроя; 2. организация самостоятельной работы; 3. подведение итогов в виде конкурса проектов.

Основная задача первого этапа – замотивировать студентов, подчеркнуть важность предстоящего проекта для учебного заведения. Лучшие работы размещаются в Электронной информационно- образовательной среде МГИМ им. А.Г. Шнитке и в дальнейшем используются в учебных и просветительских целях. Немаловажно и то, что вместо экзамена автор призового проекта получает «автомат». Особо подчеркивается польза полученных знаний, для самих студентов, поскольку музыка и живопись выражают чувства, эмоции, настроения эпохи, в которую живет создатель. Тем более это касается отнюдь не простой музыки современности. И в этом случае понимание живописи этой эпохи поможет исполнителю проникнуть в сущность музыкального образа.

Преподаватель должен подчеркнуть сложность задания и необходимости применения немалых усилий для его выполнения. Иногда педагогу, знающему способности студентов, стоит очень деликатно помочь некоторым из них в выборе посильной темы. Иными словами, на этом этапе важен позитивный психологический настрой на успех.

Второй этап посвящен быстрой и качественной организации самостоятельной работы со стороны преподавателя: а) предоставление перечня тем и источников информации; б) составление совместно со студентом плана действий; в) формулировка требований и задач каждого из проектов, определение критериев успешности его выполнения.

На этом этапе важно дать студентам возможность проявить самостоятельность в поиске путей успешного выполнения задания. Однако, даже при максимальной активности у студентов могут быть разные результаты в силу их способностей. В этом случае, педагогу необходимо поощрять тех студентов, кто не уверен в своих силах, помогать им в создании ситуации успеха. В своих оценках руководителю полезно сосредоточиться не на всём проекте, а на какой-то детали. Это может быть удачный подход к изложению темы, интересный материал, найденный самостоятельно, необычный дизайн и т.д.

Заключительная фаза включает публичную защиту проектов, привлечение участников к обмену мнениями и определение победителей.

Проводимая в вышеозначенном русле работа дает положительные результаты. Большинство работ создаются на основе тщательного анализа информации, и включают не только отечественные, но и зарубежные культурологические и искусствоведческие источники; содержат адаптированные авторами видеоматериалы. Большое внимание уделяется качеству и стилистике дизайна.

Иными словами, современные медиа на основе медиаобразовательного подхода создают простор для творчества студентов, а также позволяет им пережить ситуацию успеха, что очень важно для современного человека, особенно музыканта.

 

Список литературы

 

1.                   UNESCO. Recommendations Addressed to the United Nations Educational Scientific and Cultural Organization UNESCO. In: Education for the Media and the Digital Age. Vienna: UNESCO, 1999.

2.                   Ларионова И.А. Ситуация успеха в процессе развития отношений сотрудничества между учителем и учащимися // Педагогическое образование в России, 2014. № 9. С. 198-206.

3.                   Современная цифровая образовательная среда в РФ // Министерство образования и науки РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://libinform.ru/read/articles/EIOS-faktor-integratcionnyh- protcessov-v-obrazovanii/

4.                   Фёдоров А.В. Медиаобразование в России: современный вектор // Образовательные технологии XXI века: информационная культура и медиаобразование ОТ’12: межд. конф. (Москва, 6 апреля 2012). М.: Мнемозина, 2012. С. 16-19.