04 февраля 2016г.
В настоящее время музеи находятся в постоянном взаимодействии и с общеобразовательными, и высшими учебными заведениями.
Исследователь Б.А. Столяров отмечает, что посещение музеев, музейных экскурсий и бесед находит отражение и в духовном воспитании, а именно в «формировании у студенческой молодежи исторического сознания, приобщения ее к духовным ценностям и культурным традициям России» [5].
Взаимодействие музея и вуза включаетследующее: практику студентов в музеях города и области, выполнение курсовых работ по музейной и краеведческой тематике, экспедиционная работа совместно с сотрудниками музеев, практические занятия в музее и др.Студенты используют музеи в качестве дополнительного источника знаний: посещают экскурсии, лекции, семинары, проводимые музеем; знакомятся с основными и научно-вспомогательными фондами; пользуются музейной библиотекой и др.
Сформулированы задачи музейной педагогики применительно к работе музея со студенческой аудиторией:
1. Развитие лучших гражданских качеств будущих специалистов через активизацию их эмоционально- познавательной сферы, включение в творческую деятельность.
2. Формирование черт национального самосознания студентов.
3. Сохранение национальных, народных, семейных традиций, что является первым шагом в формировании патриотизма, стремлении к изучению своих корней, сохранении традиций, передаче их своим потомкам[1; 4].
В Калининграде есть подобный опыт, который позволяет сделать более тесным взаимодействие вузов, колледжей с музеями города. Так опыт Калининградского института экономики совместной работы с музеями Калининграда включает: проведение практических занятий на базе Музея Мирового океана, Государственной Художественной галереи, Музея янтаря и других известных музеев Калининграда.
Калининградская государственная Художественная галерея предлагает мастер-классы «Созвездие муз». Блок интегрированных занятий, основанный на синтезе изобразительного искусства, музыки, литературы, истории.
1. «Лебеди Непрядвы» / история Куликовской битвы.
2. «Шопен в цвете» / знакомство с творчеством и биографией великого польского композитора Ф. Шопена; рисуем под музыку «вальс», «полонез».
3. «Древнерусские книги» / исторический экскурс, знакомство с этапами работы по созданию древней книги; работа в группах над элементами оформления книги: уставное письмо, миниатюры, декорирование оклада книги.
4. «Богатыри земли русской» / знакомство с миром преданий, былин; беседа о русских богатырях на примере картин В. Васнецова, И. Билибина, М. Врубеля.
5. «Недаром помнит вся Россия…» / история Отечественной войны 1812 года.
6. «От Кёнигсберга до Калининграда» / история города от становления Кенигсберга и до наших дней в художественных произведениях.
В Музее Мирового океана, кроме экскурсий, есть «Школа королевских манер», занятия в которой проходят по следующей программе: «Готовим и принимаем подарки», «Этикет в семейном кругу», «Посещение концерта, театра, кино и др.». Также есть Школа экскурсовода, программа которой включает:«Национальное достояние: Куршская и Балтийская косы»,«Наша Балтика»,«Солнечный камень и Янтарная каюта»,«Время дружить с океаном».
Занятия в этих школах нацелены на развитие профессиональных знаний, культурных знаний и навыков, интереса к музею в целом.
Практические занятия в Государственной Художественной галерее для студентов специальности «Социокультурный сервис и туризм», «Связи с общественностью» позволят дать практический опыт студентам.Так студенты специальности «Социокультурный сервис и туризм» могут проводить самостоятельно экскурсии, которые сами разработали. Студенты специальности «Связи с общественностью», знакомясь с музеем, разрабатывают план продвижения музея в конкурентной среде, корректируя имидж музея и др.
Основные экскурсии:
• Обзорная экскурсия
• Происхождение и свойства янтаря
• Историко-археологические знания о янтаре
• Янтарь в искусстве XVII - XVIII вв.
• Калининградский янтарный комбинат
• Янтарь в творчестве современных художников
Музей янтаря г. Калининграда предлагает следующие образовательные услуги:Литературные гостиные для учащихся старших классов и студентов; интерактивные познавательно-игровые занятия, приуроченные к праздникам и выставкам; лекторий «Великие ювелиры и ювелирные дома мира» и др. Возможности этого музея для студентов-бакалавров направления «Туризм» огромны: разработка, подготовка и проведение студентами экскурсий и проведение их. Тематика может быть различной: «Солнечный камень» и его особенности», «История Музея янтаря в Калининграде», «Происхождение и свойства янтаря», «Калининградский янтарный комбинат», «Янтарь в творчестве современных художников» и др.
Сотрудничество музея и вуза также проявляется в организации музейными специалистами лекций для студентов. Например, изучая культурологию, студенты разных специальностей и направлениймогут получить домашнее задание по работе в музее (например, найти и описать произведения эпохи Возрождения и др.), что даст возможность реально познакомиться с произведениями искусств, музеем родного края.
Практические занятия, помимо основных, являются дополнением к вузовской программе и приобретают многообразные формы реализации на практике:
- экскурсии по экспозиции музеев;
- экскурсии по городу;
- музейные занятия с элементами самостоятельной работы студентов;
- показы фондовых коллекций;
- ролевые игры, театрализованные конкурсы;
- занятия с элементами исследовательской работы;
- музейные уроки и др.[2].
Проведение музейных занятий в условиях музея говорит о многообразии музейных подходов в культурно- образовательной деятельности, подчеркивает воспитательную роль музейной среды.
Музейно-педагогические программычасто носят культурно-развлекательный характер:
- студенты участвуют в организации мероприятий, проводимых музеем (например, Музейная ночь в Калининграде);
- экскурсии по экспозициям музея. Это для музеяважно, так как осуществляется профессиональная подготовка и преемственность кадров;
- лекции, подготовленные совместно с преподавателями вуза и работниками музея, которые носят взаимообогащающий характер и др.
Таким образом, музейная педагогика оказывается высокоэффективным воспитательным средством, создает дополнительную мотивацию учебных и научных занятий студентов, активизирует их познавательный потенциал, способствует развитию важных гражданских качеств. Перспективность использования музейной педагогикив образовательном процессе вузов, основываясь на многоуровневом сотрудничестве с музеями, важна для инновационного процесса в системе образования и для образовательной деятельности музея.
Список литературы
1. Лысикова Н. Музейнаяандрагогика // Мир музея. - 2007. - №3. - С.28-30.
2. Макарова Н., Чичканова Т., Образовательная среда в музее? - да, если этот музей детский // Народное образование. - 2002. - №2. - С.133-140.
3. Покровская А.Ф. Культурно-образовательная деятельность музея-заповедника «Томская Писаница» // Музееведение и историко-культурное наследие: сб. ст. / Музей-заповедник «Томская Писаница», Кемеровский государственный университет культуры и искусств. - Кемерово: КемГУКИ, 2006. - Вып.1. - С. 199-202.
4. Спиридонова Е. Музейная педагогика в школе // Искусство в школе. - 2007. - 31. - С.49-51.
5. Столяров Б.А. Педагогическая деятельность музея // Дошкольное воспитание. - 2002. - №11. - С.66-71.