Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ В ТЕСНОЙ СВЯЗИ С ПРАКТИКОЙ (на примере Санкт-Петербургского университета МВД России)

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
03 августа 2016г.

Активная модернизация российского образования, становления нового уклада общества, стремительное развитие науки и техники ставит перед учебными заведениями высшего звена множество задач, важнейшими из которых является обучение и воспитание. Двойная ответственность в решении этих задач ложиться на вузы системы МВД России, так как, выпуская специалиста, мы должны не только дать набор определенных знаний по профессии, но и привить нравственные ориентиры, выработать ответственность, воспитать правосознание, патриотизм в контексте гармонично развитой и свободно интегрирующейся в обществе личности. Воспитания такого специалиста в настоящее время невозможно без тесной связи с практической составляющей [1].

Огромное значение в вопросе профессионального воспитания сотрудников полиции имеет возможность непосредственного, близкого, постоянного общения обучающегося с практическим работником по своей будущей специальности. Одной из таких возможностей являются курсы повышения квалификации для сотрудников различных подразделений МВД России. Организуя курсы не на выездных площадках, а непосредственно на базе обучения будущих специалистов, действующие работники могут передавать свой опыт напрямую, принимая активное участие как в учебном процессе, так и встречаясь с курсантами во внеучебное время. Такие курсы были организованы в нашем университете по предложению Экспертно- криминалистического центра (далее – ЭКЦ) МВД России и по согласованию с ДГСК МВД России по дополнительной профессиональной программе «Почерковедческая экспертиза (исследование почерка и подписи)» для экспертов, имеющих допуски по данным видам экспертиз [2].

Анализ проведенных курсов позволяет с уверенностью утверждать, что и курсанты, и слушатели получили огромную пользу. Программа курсов была ориентирована не только на закрепление имеющихся знаний, но и на приобретение глубоких профессиональных компетенций с целью применения полученных знаний, умений и навыков в своей служебной деятельности. Выполняя поставленные задачи в лабораториях, судебные эксперты активно общались с курсантами, обменивались накопленным опытом проведения экспертиз и исследований. Учитывая, что география мест службы прибывших на курсы обширна, курсантам удалось познакомиться с различными методиками и школами экспертных исследований в области почерковедения. Важной и полезной можно считать встречу курсантов, обучающихся по специальности «Судебная экспертиза» с заместителем начальника профильного отдела ЭКЦ, специализирующегося на производстве почерковедческих экспертиз и исследований. На этой встрече у курсантов была возможность узнать непосредственно от действующего эксперта высокой квалификации о сложных экспертных случаях, зачастую возникающих на практике, обусловленных повышенным уровнем знаний преступников о противодействии раскрытию и расследованию преступлений, и о современных возможностях успешного пресечения такой противоправной деятельности.

Такой обмен опытом, знаниями и навыками способствует углублению профессиональных компетенций будущих специалистов, формирует любовь к профессии, вырабатывает ответственность и расширяет кругозор.

Проблема сочетания теории и практики при образовательном процессе не нова, она была поставлена еще в 30-х годах прошлого столетия и было предложено значительное количество ее решений, но проблема профессионального воспитания личности специалиста, особенно правоохранительной системы, которая неразрывна связана с практикой, встает на данном этапе развития нашего общества достаточно остро.

В последние время происходит переосмысление общественных ценностей с позиции извлечения из их уроков для современности. И одним из таких выводов является понимание того, что кроме знания будущему специалисту необходимо и профессиональное воспитание. Прививая любовь к будущей профессии, показывая и объясняя всю значимость и важность дела, которое выбрано будущим специалистом той или иной области, мы – педагоги развиваем интерес к изучению дисциплин по профессии, вызываем желание познавать больше во вне урочное время, а значит развиваться как в данной области, так и в целом. В этом ключе снова, но уже по новому с особой остротой встает задача соединения практической и теоретической составляющих в подготовке современного специалиста.

Рассматривая данный вопрос стоит отметить и ту проблему, что многие выпускники высших учебных заведений Росси по окончанию не идут работать по полученной специальности. В некоторых случаях это не возможность найти работу по профилю подготовки, но в большинстве случаев выпускники и не ищут работу в своей сфере. Во первых, по нашему мнению это связано, с тем, что молодых специалистов без опыта работы неохотно берут на работу. Вторым аспектом и, как нам кажется более важным, является то, что молодой специалист сам не заинтересован в своем трудоустройстве по профессии, и причина этого именно то, что в процессе обучения не была привита любовь и уважение к своей профессии, понимание ее значимости для общества, а также интерес и возможность самосовершенствования в данной отрасли знаний.

Можно считать положительный опытом нашего университета по профессиональному воспитанию, так как за прошедший период состоялось 7 выпусков слушателей по экспертной специальности, и статистика свидетельствует, что 90 % выпускников, освоивших указанную образовательную программу, проходят службу по специальности в экспертных учреждениях системы МВД России, и по отзывам комплектующих органов успешно реализуют полученные компетенции в своей профессиональной деятельности. Принято считать, что выпускники высших учебных заведений МВД России получают четкое распределение после окончания вуза, но у них так же есть выбор направления своей деятельности. В подразделениях МВД России существуют различные службы: служба тылового обеспечения, кадровые и воспитательные подразделения, службы информационного обеспечения и непосредственно следственные, оперативные и службы по охране общественного порядка. Для профессионального воспитания и профориентации немаловажное значение имеет работа куратора в образовательном заведении, специфика которой уже рассматривалась авторами ранее [3].

В период реформирования многих градообразующих отраслей, подготовка высококвалифицированных и профессионально ориентированных кадров остается приоритетной задачей. По мнению авторов опыт профессионального воспитания в Санкт-Петербургском университете МВД России может быть интересен и для других профильных вузов.

   

Список литературы Нормативно-правовые акты:

 

1. Концепция развития гражданского законодательства.  Одобрена  Решением Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07 октября 2009 г. Разработана на основе Указа Президента Российской Федерации от 18 июля 2008 года № 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации»// Собрание законодательства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. № 29 (часть I). Ст. 3482.

2.    Приказ МВД России от 9 января 2013 года № 2 «Вопросы определения уровня профессиональной подготовки экспертов в системе МВД России» //www.garant.ru/ – информационно-правовой портал «Гарант».

3.     Байкова И.Н., Иванова Е.С. Положительный опыт деятельностипрофильного куратора по воспитанию курсантов и слушателей образовательных учреждений системы Министерства внутренних дел России (на примере Санкт-Петербургского университета МВД России). // Актуальные вопросы психологии и педагогики  в    современных  условиях. Сборник научных трудов по итогам международной научно- практической конференции. Том. Выпуск III, Санкт-Петербург. 2016, с.51-53.