Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Краснодар
ВУЗ:
Дата:
13 февраля 2016г.

Глобализация мировой экономики, являющаяся одной из основных особенностей нашего времени, не может не оказывать существенного влияния на высшее образование. Интернет, мобильная связь, снижающаяся стоимость воздушных перелетов создают благоприятные условия для создания единого мирового сообщества. Задачей высшего образования в глобальном мире является подготовка профессиональных кадров, способных эффективно работать в новых условиях. Высшее образование, выступающее одновременно как генератор и средство распространения знаний и являющееся движущей силой национального развития стран мирового сообщества, активно участвует в процессе глобализации.

В установочном документе ЮНЕСКО по образованию [1]  отмечаются следующие важнейшие черты глобализации:

–           возрастание значения знаний в обществе;

–           развитие информационных технологий;

–           возрастание роли рыночной экономики;

–           развитие торговых отношений в области образовательных услуг.

Перечисленные черты являются катализаторами новых явлений в  сфере  высшего  образования, среди которых:

–           выступление мультинациональных компаний в качестве провайдеров образования;

–           развитие дистанционного образования, предоставляемого, в том числе, и частными компаниями;

–           повышение мобильности обучающихся, преподавателей, и работников сферы высшего образования;

–           упор на обучение в течение всей жизни и, как следствие, увеличение спроса на образование;

–           увеличение частных инвестиций в области высшего образования.

Перечисленные явления оказывают существенное влияние на качество образования, его финансирование и доступность.

Качество образования – социальная категория, определяющая  состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества (различных социальных групп) в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности. Качество образования определяется совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности образовательных учреждений: содержание обучения, формы и методы обучения, материально техническая база, кадровый состав, и т.п., которые обеспечивают развитие компетенций обучающейся молодежи [3].

Ранее в большинстве стран оценкой качества образования занималось государство. В этом случае рассматривалась правильность расходования средств, выделенных на образование, и производилась оценка выполнения задач, поставленных государством в данной области. В настоящее время под влиянием глобализации ситуация изменилась. Возрастает роль общественных и профессиональных организаций в проведении оценки деятельности высших учебных заведений, развиваются системы аккредитации образовательных программ независимыми организациями. Наблюдается также  повышение ответственности самих высших учебных заведений, что приводит к совершенствованию механизмов самооценки.

Аккредитацию можно определить как процедуру подтверждения соответствия качества образования установленным критериям, направленную на формальное одобрение программы обучения или высшего учебного заведения специальным неправительственным органом, состоящим из экспертов. Таким образом, основной вопрос аккредитации – это соответствует ли учебная программа или учебное заведение профессиональным стандартам аккредитующего органа. Поскольку образование относится к сфере услуг, в которой произвести оценку качества непосредственному потребителю, как правило, весьма сложно, аккредитующий орган выступает органом, охраняющим интересы потребителей образовательных услуг и гарантом того, что качество образования в данном высшем учебном заведении по данной образовательной программе соответствует необходимым требованиям.

Самую длительную традицию в аккредитации высших учебных заведений имеют США [2]. Американская система аккредитации образовательных учреждений возникла в конце XIX столетия. В это время получили широкое распространение коммерческие учреждения, которые практически продавали дипломы об образовании, дискредитируя тем самым образовательные учреждения. Как противодействие фиктивному образованию стали появляться неправительственные профессиональные организации проводящие аудит образовательных учреждений и программ для подтверждения их достойного уровня. В настоящее время в США в процессе аккредитации участвуют и правительственные и неправительственные организации, называемые агентствами по аккредитации. Агентства по аккредитации разрабатывают свои критерии и производят по ним оценку высших учебных заведений, устанавливая выполняются ли ими заявленные критерии качества образования. Федеральный Департамент образования США публикует список агентств, имеющих право осуществлять данную процедуру. Сам департамент аккредитацией не занимается, и помимо данного департамента США не имеют единого государственного органа власти, осуществляющего контроль над учреждениями высшего образования.

В Европейской системе обеспечения качества образования высшие учебные заведения и программы продолжают получать признание непосредственно от государства. Однако, аккредитация органами, осуществляющими внешнюю оценку качества, в последнее время также используется весьма активно. Ясный стимул в этом направлении прослеживается в Болонской декларации, которая ознаменовала собой поворотный момент в развитии европейского высшего образования. Целью Болонского процесса является создание единого европейского пространства высшего образования и, как следствие, повышение его конкурентоспособности. Одной из составляющих данного процесса является разработка системы, которая позволит сопоставлять уровень подготовки выпускников. Аккредитация может выступать в данном случае, как средство, гарантирующее выполнение минимальных стандартов качества.

Подытоживая, можно сказать, что во многих экономически развитых странах профессиональное сообщество через механизм аккредитации образовательных программ  участвует в оценке качества высшего образования. Профессиональные сообщества объединяют высококвалифицированных специалистов, понимающих тенденции развития соответствующих отраслей, имеющих опыт практической деятельности, заинтересованных в повышении престижа профессий. Контроль качества на международном уровне осуществляют как национальные, так и международные агентства. Приведем наиболее известные организации, признанные на международном рынке образования: Аккредитационная комиссия по технике и технологии (ABET),Американское агентство по аккредитации образования в области управления бизнесом (AACSB), Европейская ассоциация агентств гарантии качества в высшем образовании (ENQA), Международная сеть агентств гарантии качества в высшем образовании (INQAAHE), Азиатско-Тихоокеанская сеть гарантии качества(APQN), Сеть агентств гарантии качества в высшем образовании стран Центральной и Восточной Европы (CEENQA), Агентство по аккредитации, сертификации и гарантии качества(ACQUIN) и др.

Современные системы аккредитации образовательных программ обеспечивают их независимую оценку на основе определенных критериев. Рассматривая изменения в оценочных критериях происходящие в последние годы можно отметить еще одну тенденцию современных взглядов на качество высшего образования: тенденцию смещения от контроля того, что находится «на входе» в образовательный процесс к контролю того, что получается «на выходе» из него. Подход в оценивании образовательных программ, основанный на результатах обучения, получил название компетентностного подхода.

Новое направление в образовании связано с развитием информационного общества. Если раньше основное внимание уделялось передаче определенной суммы знаний обучаемым, то при компетентностном подходе основное внимание направлено на формирование потребностей в постоянном пополнении и обновлении знаний, совершенствовании умений и навыков, их закреплении и превращении в компетенции. Акцент на обучение в течение всей жизни является одним из новых явлений в сфере высшего образования, как отмечается в установочном документе ЮНЕСКО по образованию. Усвоение знаний и формирование навыков должно доводиться до воплощения их в деятельности. Оценка успеваемости обучаемого только по сумме воспроизводимых знаний не позволяет определить готовность к самостоятельной работе в качестве специалиста в определенной сфере.

Компетентностный подход в настоящее время является ведущим в высшем образовании США. Данный подход рассматривается как одна из ключевых идей Болонского процесса. Компетентностный подход реализован в большинстве европейских стран на уровне национальных образовательных стандартов. Современные образовательные программы высшего профессионального образования России в соответствии с требованиями Болонского процесса также ориентированы на компетентностный подход.



Список литературы

1.      Высшее образование в глобализированном обществе. Установочный документ ЮНЕСКО по образованию.М., 2004. – С. 7.

2.      Российско-американский центр содействия международной аккредитации. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.cpia.vsu.ru/?p=1.

3.      Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования. – М.: Педагогическое общество России, 2000. 320 с.