Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЛИЧНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ВРАЧА В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ЯЗЫКОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Авторы:
Город:
Симферополь
ВУЗ:
Дата:
04 февраля 2016г.

    Эта статья посвящена проблеме формирования языковой личности будущего врача в поликультурном пространстве. Представлены группы правил коммуникативной культуры, что необходимо учитывать при формировании профессионально ориентированной коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранного языка. Анализировались методы и подходы формирования личности врача в процессе обучения, а также возможность и необходимость их применения в процессе изучения иностранного языка. Поднимается проблема не только формирования будущего специалиста вообще, а именно формирования коммуникативных умений и коммуникативной компетентности. Нужно уметь правильно строить беседу с пациентом, а если идёт речь об использовании иностранного языка, то это задача значительно усложняться. Два человека, которые есть представителями разных национальностей, общаются на одном языке, но они представители разных культур. Поэтому, мы говорим о межкультурной англоязычной коммуникации в сфере медицины.

    В современном обществе, когда речь идёт об изменениях в системе образования, надо говорить о процессах, которые качественно влияют на изучение иностранного языка, помимо организационных особенностей учебного процесса. Много наук изучают личность в своем специфическом аспекте, например, личность является объектом изучения философии, социологии, психологии, этики, эстетики, педагогики, филологии и т. д.

   Личный опыт человека не может привести к тому, что у него самостоятельно сформируется логическое мышление, самостоятельно сложатся системы понятий, появятся знания. Каждое последующее поколение начинает жизнь среди предметов и явлений, созданных предшествующими поколениями. Развиваются специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества в процессе различных формах общественной деятельности.

   Социальный фактор и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов. Поскольку сознание, речь передаются в порядке биологической наследственности, то понятие «индивид» используется — как биологический организм, носитель общих генотипических  на следственных свойств биологического вида. Таким образом индивидом рождаются люди, а личностями становятся, что передаёт социально-психологическая сущность человека. На личность влияет жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия.

   Личность, также рассматривается социологией, как представитель определенной социальной «группы», может как социальный тип, а также как продукт общественных отношений. Но психология учитывает, что личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Внутренние условия становятся более глубокими по мере формирования личности, в результате одно и то же внешнее воздействие может оказывать на разных людей разное влияние. Таким образом, личность есть активным субъектом деятельности, общения, сознания, самосознания, а также объектом и продуктом общественных отношений. Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке исторического, а также возникает в результате культурного и социального развития. «Индивидуальность» - это особенная и непохожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств. Индивидуальность выражается в наличии  разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях  характера и  темперамента. Существует множество определений личности, например: А. Г. Ковалев: личность — это сознательный индивид, занимающий определенное место в обществе и выполняющий определенную общественную роль. И. С. Кон: личность — это специфическая интеграция социальных ролей. Б. Г. Ананьев: личность — субъект труда, познания и общения [1].

  Постановка проблемы

   Целесообразным считаем рассматривать обучение личности иностранному языку, этот процесс рассматривать как явления культуры, что позволит нам обогатить содержание процесса подготовки специалистов. А также необходимо разработать и обосновать квалификационные требования к коммуникативной культуре врачей как явлению профессиональной и социально значимой ценности. Коммуникативная культура выступает одним из ведущих и стержневых образований личности и понимается нами как составная медицинской культуры, которая характеризуется единством личностных и профессиональных ценностей, обусловливающих направленность педагога на другого субъекта взаимодействия. Основными ее составляющими являются способность к согласованию и соотнесению своих действий с другими, принятию и восприимчивости другого; потребность в другом как партнере коммуникации, к расширению границ коммуникации; готовность к гибкому тактичному взаимодействию с другим, к рефлексивной деятельности. Коммуникативная культура, как справедливо заметил В.С. Библер, характеризуем неповторимость индивида.

   Актуальность изучаемой проблемы

   На сегодня мы говорим о формировании коммуникативной профессионально ориентированной иноязычной компетенции в процессе изучения иностранного языка. Современная языковая личность представляет собой поликультурную личность, в основании которой лежит национальная личность (Бушев). Для нашего исследования важно проанализировать процесс формирования личности будущего врача.

  Анализ предыдущих исследований и публикаций по теме

    Необходимо отметить, что для достижения результатов в педагогическом процессе нужны определённые исследования, методы и подходы. Актуальным и, несомненно, ефективным есть коммуникативный подход в рамках коммуникативного метода, мы считаем также целесообразным использовать уравненный и культурологический подходы. Многие учённые такие как Г.С. Батищева, М. М. Бахтина, Н.А. Бердяева, В.С. Библера, М.А. Кагана, В.М. Розина, Н.С. Розова в своих исследованиях говорят о необходимости использования культурологического подхода к процессу обучения. Потому как обусловливающий интегративные и гуманитарные явления в содержании образования, диалогичный характер процесса развития личности будущего врача предполагает культурологический подход.

   Культурологический подход отображался в трудах мыслителей В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, А.И. Герцена, Н.П. Огарева, К.Д. Ушинского. Образование понималось как способ приобщения к народным традициям и истокам национальных обычаев; в психолого-педагогических концепциях П.И. Блонского, В. Валлона, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, раскрывавших механизм "врастания ребенка в культуру" (Л.С. Выготский) в результате особых форм общения с ней. Сегодня мы говорим о необходимости гуманизации процесса обучения, а именно ценностно-ориентированного образования, формирующего человека культуры путем освоения им гуманистических ценностей, что отображено в работах Е.В. Бондаревской, Н.В. Гусевой, В.В. Давыдова, Н.С. Розова, Р.М. Чумичевой и др., освещавших вопросы. Как отмечает В.В. Гура, культурологический подход - это видение через призму понятия культуры, которое позволяет рассматривать человека в учебной деятельности как свободную, активную индивидуальность, способную к самодетерминации в горизонте личности в результате общения с другими личностями, культурами, эпохами как в пределах сегодняшнего жизненного мира, так и в общении с произведениями прошлых эпох.

   Целью нашего исследования есть – показать эффективность педагогических условий, способствующих развитию коммуникативной культуры  студентов в процессе профессиональной языковой подготовки в вузе медицинской направленности.

Изложение основного материала

   Культурологический подход дает возможность представить педагогические явления, профессиональное образование будущего работника медицины как совокупность, систему культурных компонентов, освоение которых дает возможность развивать духовную культуру медика, его научный и интеллектуальный потенциал и способность к диалогу, коммуникаций [2].

   Вслед за И.А. Стерниным, мы рассматриваем коммуникативное поведение как один из аспектов владения и овладения иностранным языком, наряду с такими аспектами как говорение, чтение, письмо, аудирование и перевод [3].

Нужно отметить, что эффективность общения зависит прежде всего от коммуникативной культуры участников общения. Коммуникативная культура - это совокупность культурных норм, культурологических знаний, ценностей и значений, используемых в процессе коммуникации, в том числе и при общении. Ю. В. Жуков выделяет три группы правил, составляющих коммуникативную культуру.

Первая группа — это правила коммуникативного этикета. Они определяют порядок обращения и представления, выбор обращения и многое другое. Этикетные правила не имеют прямой связи с эффективностью общения, но их частичное или полное игнорирование отстраняет человека от участия в общении.

Вторая группа — правила согласования коммуникативного взаимодействия. Они задают тип общения: светское, деловое, ритуальное, личностное и т. д.

Третья группа — это правила самоподачи (самопрезентации).  Они  не определяют тип общения и  не влияют на общую для всех эффективность, но определяют индивидуальный успех отдельных участников общения. Правила самоподачи предназначены для создания у окружающих определенного впечатления о себе.

   Проблема формирования коммуникативных умений и коммуникативной компетентности у студентов нашла отражение в педагогических работах Д.М. Александрова, А.В. Воловик, К.М. Карапетян, И.В. Киселевской, В.Г. Костомарова, И.А. Зимней, Г.В. Рогова, Г.А. Китайгородской и др. В работах названных ученых определяется значимость коммуникаций в процессе обучения. Они видят ее в том, что коммуникация обеспечивает становление творческой активности учащегося, вырабатывает способ совместного взаимодействия, способ выбора цели и способ ее достижения, способствует развитию умений самооценки и самоконтроля.

Выводы

  Таким образом, мы рассматриваем каждого будущего врача, как языковую личность, которая представляет собой определённую нацию, а общение ежедневное, в том числе и профессионально ориентированное, и есть межнациональным, а соответственно и поликультурным.

  Поэтому в перспективе необходимо разработать комплекс заданий для формирования социокультурной компетенции, как составной коммуникативной профессионально ориентированной англоязычной компетентности в процессе подготовки будущего врача.

 

Список литературы

1.      Берн. Э.Н. Что такое человек? / Теории личности в западноевропейской и американской психологии.Самара, 1996. – 46с.

2.      Рудь М. Г. Пути развития коммуникативной культуры в условиях педагогического колледжа // Развитие личности в образовательных системах: Тезисы докладов IV годичного собрания Южного отделения РАО и региональных психолого-педагогических чтений Юга России. - Ростов-н/Д: Изд-во РГПУ, 1997. Часть 1. – 72с.

3.      Стернин И.А. Понятие коммуникативного поведенияи проблемы его исследования // Русское и финское коммуникативное поведение. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. С. 4-20.