Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Авторы:
Город:
Челябинск
ВУЗ:
Дата:
13 февраля 2016г.

В настоящее время одной из актуальных задач высшей школы является повышение роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиление ответственности преподавателей за развитие навыков самостоятельного труда,  за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание их творческой активности и инициативы.

Между тем практика показывает, что в опыте работы современных вузов еще много нерешенных вопросов. Как мы отмечали ранее, увеличение доли самостоятельной работы студентов требует соответствующей реорганизации учебного процесса, модернизации учебно-методической документации, разработки новых дидактических подходов для глубокого самостоятельного освоения учебного материала [1;2].

Изучение состояния организации самостоятельной работы студентов проводилось нами в Челябинском государственном педагогическом университете.

В ходе исследования мы обратились к вопросу – умеют ли студенты в своем большинстве самостоятельно работать? Как показывают полученные нами материалы, ответ на него в целом отрицательный. Так, по обобщенным данным 45,5% студентов 1-2 курсов признают, что не умеют организовать самостоятельную работу; 65,8% опрошенных не умеют распределять свое время; 85% не думают, что его можно вообще распределять. Даже при некотором умении самостоятельно работать студенты отмечают, что медленно воспринимают учебный материал на слух, а также при чтении и конспектировании учебных текстов. Причем осмысление, переработка, интерпретация и фиксирование необходимой учебной информации вызывают у них существенные затруднения. Следовательно, можно констатировать несформированность у студентов 1-2 курсов психологической готовности к самостоятельной работе, незнание общих правил ее организации, неумение реализовать предполагаемые действия. Если к этому добавить недостаточно высокий уровень познавательного интереса к целому ряду учебных дисциплин, то становится ясно, что ответ на поставленный вопрос отрицателен.

Изучение сформированности умений самостоятельной учебной деятельности у студентов-выпускников (n= 100 человек) выявило наличие трех типов их проявления – устойчивый, недостаточно устойчивый и неустойчивый. Методика балльной оценки (от 1 до 5) позволила сгруппировать эти умения следующим образом (Табл.1).

    

Таблица 1  

Сформированность умений самостоятельной работы у студентов выпускников


 

 

 

Умения

Характер проявления

Устойчивый п=34

Недостаточно устойчивый п=37

Неустойчивый п=29

Определение цели самостоятельной работы

3,58

3,58

4,42

Самостоятельный выбор объекта изучения

3,08

3,81

4,35

Разработка конкретного плана,

долгосрочной программы самостоятельной работы

 

3,12

 

3,9

 

4,45

Поиск дополнительной информации

3,42

3,87

4,21

Рациональная организация времени

4,15

4,31

4,73

 

Сказанное выше объясняется материалами изучения уровней когнитивной готовности студентов к самостоятельной учебной деятельности (Табл.2), а также уровней интеллектуальной активности и степенью их личностного отношения к самостоятельной работе (Табл.3).


Таблица 2 Уровни когнитивной готовности студентов к самостоятельной учебной деятельности (п=47 человек)

 

Параметры

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Не обнаружили показателя

Степень владения знаниями

-

34%

66%

-

Степень владения

практическими умениями

 

-

 

57,4%

 

42,6

 

-

Оценивание собственных

умений

 

-

 

53,2%

 

46,8%

 

-

Степень осознанности

работы

 

-

 

57,4%

 

38,3%

2 человека

(4,3%)

 

Степень самостоятельности

 

-

 

34%

 

38,3%

13 человек

(27,7%)

Уровень рефлексии

 

-

17%

83%

 

-

 

Таблица 3 Уровень интеллектуальной активности студентов и степень их личностного отношенияк самостоятельной работе (п=47 человек)

Параметры

Степень

направлен ности на получение нового знания

Независимо

сть суждений

Отстаивание

своей позиции

Степень

инициатив ности и самостоятел ьности

Степень

интереса к выполняв мой работе

Степень

психологи ческой комфортнос ти

Степень

удовлетворе нности работой

Высокий

уровень

 

-

 

8,5%

 

34,1%

 

14,9%

 

10,6%

 

-

 

4,3%

Средний

уровень

 

23,4%

 

40,4%

 

57,4%

 

17,1%

 

51,1%

 

61,7%

 

85,1%

Низкий

уровень

 

70,2%

 

46,8%

 

6,4%

 

34%

 

27,7%

 

34%

 

10,6%

Не обнаружен показатель

 

6,4%

 

4,3%

 

2,1%

 

34%

 

10,6%

 

4,3%

 

-

 

Как следует из Табл.2, высоким уровнем когнитивной готовности к самостоятельной учебной деятельности студенты не обладают. Средний уровень готовности колеблется в пределах от 17 до  57,4% по отдельным показателям. В большей своей части студенты проявили низкий уровень готовности. Аналогичные данные получены по уровням интеллектуальной активности и степени личностного отношения студентов к самостоятельной работе.

Изучение возможностей и стремления студентов к самостоятельному выполнению заданий преподавателя позволило выделить четыре группы респондентов (n= 147): 1) «может и хочет» (19%); 2) «может, но не хочет» (32%); 3) «не может, но хочет» (12%); 4) «не может и не хочет» (37%).

Анализ умений саморегуляции учебной деятельности студентов показал, что они в меньшей степени сформированы в связи с целеполаганием и постановкой задач, анализом условий, программированием действий, организацией их во времени, оценкой результатов.

Несформированность умений касается также сознательного контроля (рефлексии). Информация об этих показателях представлена нами в Табл.4.



Таблица 4  

Сформированность у студентов умений самоконтроля (п=147)


 

 

Показатели студентов

Хорошо сформированы

Соответствуют норме

Недостаточно сформированы

1 курс

16%

19%

65%

2 курс

17%

23%

60%

3 курс

21%

19%

60%

4 курс

27%

24%

49%

 

В связи с полученными данными возникает вопрос: может ли готовность к самостоятельной работе определить форму деятельности, а не просто способ выполнения заданий преподавателя? Ответ утвердителен, но неоднозначен. Он обусловлен тем, что, во-первых, формирование такой способности предполагает общеличностное развитие в плане совершенствования целеполагания, самосознания, рефлексивности мышления, самодисциплины, развития себя в целом как субъекта деятельности (например, формирования умения вычленять, ставить и реализовывать цель, вырабатывать обобщенные приемы действий, адекватно оценивать результаты). Во- вторых, неоднозначность ответа определяется тем, что эта способность эффективно и как бы самопроизвольно формируется только у студентов, обладающих положительной учебной мотивацией и положительным (заинтересованным) отношением к учебе. Результаты исследований показывают, что у 77%  студентов первокурсников и 12,8% второкурсников отношение к учебе отрицательное. Очевидно, по этой причине в работе с книгой среди студентов 1-3 курсов выявлены следующие недостатки:

1. При подготовке к семинарам и практическим занятиям студенты теряются в объеме литературы, не умеют отобрать основной источник, вокруг которого можно было бы сгруппировать остальную литературу (30% на 2-х курсах, 20% - на 3-х).

2. При подготовке к экзаменам, наоборот, работа ведется на основе одного источника. Как правило, им являются записанные лекции или в лучшем случае учебник (50% на 1-х курсах, 50% - на 2-3-х).

3. В работе над заданиями многие студенты не умеют выделить наиболее существенное, не составляют коротких планов ответов, что затрудняет ориентировку в материале (40% на 2-х курсах, 20% - на 3-х).

На вопрос «Считают ли студенты необходимыми ежедневные самостоятельные занятия?» из общего числа опрошенных (п=246) утвердительно отвечают 38,8%; 24,1% респондентов признают за самостоятельной работой эпизодический характер; 37,1 % анкетируемых считают, что она должна соотноситься только с практическими занятиями. Такие данные позволяют утверждать, что далеко не каждый студент  понимает значение и необходимость самостоятельного учебного труда и занимается самоподготовкой ежедневно.

На вопрос анкеты «Какова степень Вашей самостоятельности при подготовке к занятиям?» ответы студентов в равной мере разделились на две группы: одни ориентируются на задания, сформулированные преподавателем, другие стремятся выходить за рамки предложенного для самоподготовки. Однако последних явное меньшинство. При выяснении позиций студентов первой группы назывались: отсутствие интереса к изучаемому (57%), трудность заданий (41,6%), недоступность литературы (24%), плохая работа кабинетов (60%) и др. В числе трудностей при самостоятельном выполнении заданий студентами второй группы указывались большие объемы заданий (56%), плохо усваиваемый на лекциях материал (24,4%), пробелы в знаниях по другим дисциплинам (19%) и др.

Итак, в данном исследовании самостоятельная работа студентов основывается на правильной с точки зрения теории учебной деятельности организации аудиторной работы. В частности, это относится к связи и переходу от внешнего контроля к самоконтролю и от внешней оценки к формированию самооценки, что в свою очередь предполагает совершенствование контроля и оценивания со стороны педагога. Соответственно положительный ответ на вопрос о том, может ли у студента формироваться способность подлинной самостоятельности в работе, зависит от совместных действий педагогов и обучающихся, осознания ими особенностей этой работы как специфической формы деятельности, предъявляющей к ее субъекту особые требования и доставляющей ему интеллектуальное удовлетворение.

 

Список литературы

1.      Салаватулина, Л.Р. Педагогическое сопровождение самостоятельной работы студентов [Текст]/ Л.Р. Салаватулина //Профессиональный проект: идеи, технологии, результаты:   науч. журнал.- Москва- Челябинск, 2014.-№ 2.- С.50-55

2.      Салаватулина, Л.Р.Обучение студентов самостоятельной деятельности [Текст]/ Л.Р. Салаватулина // Вопросы современной педагогики и психологии: свежий взгляд и новые решения / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 2. Екатеринбург, 2015.- С.73-75