Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ - ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Авторы:
Город:
Челябинск
ВУЗ:
Дата:
03 августа 2016г.

Основная задача высшего образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности [4]. Одной из важных составляющих в организации процесса подготовки специалистов в настоящее время является участие в научно-исследовательской деятельности. Участие в научной работе развивает творческие способности в различных формах профессиональной деятельности, побуждает стремление к углублению знаний, формирует аналитические, прогностические, коммуникативные умения, профессиональные и личностные качества [9]. Решение этой задачи вряд ли возможно только путём передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Поэтому научно -исследовательская работа студентов является не просто важной формой образовательного процесса, она должна стать его основой, чтобы студент, будущий специалист, научился самостоятельно добывать знания и стремился к самообразованию [5]. Перспективы развития учебных заведений, в том числе вузов, в плане подготовки высококвалифицированных специалистов подразумевают и сознательную, целенаправленную, самостоятельную, познавательную деятельность каждого студента. Научная информированность, компетентность специалиста – это также его интеллектуальный потенциал, ориентированный на познавательную активность, систему определенных исследовательских умений, без которых невозможна творческая деятельность в рамках его специальности [1,2].

Специалист – не склад научной информации, а создатель на ее основе новых знаний, творческих технологий обучения и воспитания [3].

Научно-исследовательская работа студентов – это многообразные виды индивидуальной и коллективной деятельности студентов, осуществляемые под руководством, но без непосредственного участия преподавателя в специально отведённое для этого аудиторное или внеаудиторное время. Это особая форма обучения по заданию преподавателя, выполнение которого требует активной мыслительной деятельности. Методологическую основу исследовательской работы студентов составляет деятельностный подход, предполагающий ориентацию целей обучения на формирование умений решать типовые и нетиповые задачи, то есть на реальные ситуации, в которых студентам надо проявить знание конкретной дисциплины [10]. Под исследовательской работой студентов также следует понимать стремление и умение самостоятельно мыслить, способности ориентироваться в новой ситуации, находить свой подход к решению задачи, желание понять не только усваиваемую учебную информацию, но и способы добывания знаний; критический подход к суждениям других, независимость собственных суждений [9].

Мотивационным фактором в интенсивной учебной работе и, в первую очередь,   научно-исследовательской   является   личность   преподавателя.

Преподаватель может быть примером для студента как профессионал, как творческая личность. Преподаватель может и должен помочь студенту раскрыть свой творческий потенциал, определить перспективы своего внутреннего роста [2,8]. Научные лаборатории и кружки, студенческие научные общества и конференции – все это позволяет студенту начать полноценную научную работу, найти единомышленников, с которыми можно посоветоваться и поделиться результатами своих исследований. Так или иначе исследовательской работой занимаются все студенты вузов. Написание рефератов, курсовых, выпускных квалификационных (дипломных) работ невозможно без проведения каких-то, пусть самых простых исследований. Но более глубокая научная работа, заниматься которой студента не обязывает учебный план, охватывает лишь некоторых. Студент, занимающийся научной работой, отвечает только за себя, только от него самого зависят тема исследований, сроки выполнения работы, а также, что немаловажно, будет ли выполнена работа вообще. Затрачивая свое личное время, студент развивает такие важные для будущего исследователя качества, как творческое мышление, ответственность и умение отстаивать свою точку зрения [7].

Мотивирование к научно-исследовательской работе, должно быть основано на удовлетворении потребностей молодежи на каждом этапе научно- образова- тельной карьеры. Результатом научной деятельности является создание продукта, отличающегося новизной, оригинальностью и уникальностью [8].

Существует следующая классификация научно-исследовательской работы студентов:

1. НИРС, включенная в учебный процесс, т. е. проводимая в учебное время в соответствии с учебными планами (учебно-исследовательская работа).

Она включает написание рефератов, докладов, исследовательских заданий в период практик, курсовых и дипломных работ. При выполнении перечисленных работ студенты осваивают аналитические, поисковые и синтезирующие элементы научной работы, в результате чего у них развиваются общие и специальные научные навыки проведения и обобщения результатов исследования, элементы критического мышления и комплекс творческих способностей.

2.     НИРС, выполняемая во внеучебное время – это работа студентов в научных кружках и семинарах, в конкурсах на получение грантов, работа в научно-исследовательских подразделениях, самостоятельная научно- исследовательская деятельность. Руководство деятельностью студентов осуществляется научными руководителями темы. Участие в научно- исследовательской работе помогает студентам постигать основы своей специальности, применять знания в решении практических задач, развивает навыки работы в научно-производственных коллективах.

3.   Организационно-массовые мероприятия, стимулирующие развитие НИРС. К организационно-массовым мероприятиям относятся конкурсы, предметные олимпиады, конференции, выставки.

Предметная   олимпиада   –   состязание   учащихся   учреждений   высшего профессионального образования, требующее от участников демонстрации знаний и навыков в области одной или нескольких изучаемых дисциплин. Их проведение направлено на повышение качества  подготовки будущих спе- циалистов, выявление и развитие их творческих способностей, а также на формирование кадрового потенциала для исследовательской и научной деятельности.

Проведение предметных олимпиад — перспективная и эффективная форма организации НИРС. Данная форма может быть проведена в несколько этапов, каждый из которых отличается по количеству участников и степени сложности заданий. Победители предыдущего этапа проходят в следующий этап. Интерес к проведению данной формы повышается при проведении командных соревнований и включении в состав команд студентов различных курсов. Для решения предлагается комплексная многоэтапная задача, требующая использования потенциала всех участников, кроме того студенты имеют возможность отработать отдельные профессиональные навыки на тренажерах-симуляторах и разработать алгоритм действия в реальных условиях (сценарий деловой игры). Поощрение победителей предусматривает начисление бонусных баллов по балльно-рейтинговой системе. Не менее значимым для студентов является моральное стимулирование (грамоты, дипломы, призы в виде научных пособий и монографий), уважение и признание старших товарищей, одногруппников и преподавателей [7,8].

Таким образом, использование многообразных форм НИРС повышает мотивацию студентов вузов в получении знаний и овладении профессиональными компетенциями.

  

Список литературы

 

1.                Горева, Е.А. Современные технологии в образовании студентов педиатрического факультета /Е.А. Горева, С.Э. Мицкевич // Сборник научных трудов по итогам международной межвузовской науч.–практ. конф.: «Актуальные проблемы и достижения в медицине». Самара, 2014. –  С. 112-115.

2.                Горева, Е.А. Мотивация творческой деятельности студентов в современном образовательном процессе /Е.А. Горева, А.В. Петренко, С.Э. Мицкевич // Сборник научных трудов по итогам международной межвузовской науч.–практ. конф.: «Перспективы развития науки в области педагогики и психологии». Челябинск, 2014. – С. 50-52.

3.                Горева, Е.А. Интерактивные методы обучения /Е.А. Горева, А.В Петренко, С.Э. Мицкевич //Сборник: Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации. Материалы II Всероссийской (V внутривузовской) науч.– практ. конф., посвященной Дню российской науки. Челябинск, 2014. С. 40–42.

4.                Горева,    Е.А.    Применение    инновационных    технологий   в современном образовательном процессе /Е.А. Горева, И. А.Федоров, С.Э. Мицкевич ///Сборник: Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации. Материалы I Всероссийской ( IV внутривузовской) науч.–практ. конф., посвященной Дню российской науки. 2013. С. 50–51.

5.              Горева, Е.А. Особенности применения внеаудиторных инновационных форм обучения на кафедре факультетской педиатрии ЮУГМУ/Е.А. Горева, И. А. Федоров, С.Э. Мицкевич, О. Г. Степанов //Сборник: Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации Материалы IV Всероссийской (VII внутривузовской) научно-практической конференции. 2016. С. 37-39.

6. Кульбах, О.С. К проблеме воспитания студентов медицинских вузов как неотъемлемой части профессионального образования./ О.С. Кульбах, Е.Р. Зинкевич // Мир науки,культуры образования. 2012. – No4(35) С. 178-181

7.    Мицкевич, С.Э. Возможности рейтинговой системы в подготовке востребованного специалиста / С. Э. Мицкевич, Е.А. Горева // Перспективы развития науки в области педагогики и психологии. Сборник научных трудов по итогам международной научно- практической конференции. Инновационный центр развития образовании и науки.2014.С. 46-48

8.       Мицкевич, С.Э. Возможности повышения учебной мотивации студентов медицинской специальности / С. Э. Мицкевич, Е.А. Горева //Тенденции развития психологии, педагогики и образования Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Казань, 2015. С. 35-37.

9. Мицкевич, С.Э. Использование инновационных методик в системе высшего медицинского образования для обучения навыкам общения и профилактики конфликтов / С. Э. Мицкевич, Е.А. Горева // Вопросы современной педагогики и психологии: свежий взгляд и новые решения. Сборник научных трудов по итогам международной научно- практической конференции. 2016. С. 140-142.

10. Ситуационные задачи по педиатрии (экспертная оценка медицинской документации) / Горева Е.А., Куличков В.И., Мицкевич С.Э., Медведева Л.В., Пушкарева Ю.Э., Федоров И.А., Жаков Я.И. Учебное пособие / под общ. ред. Я.И. Жакова. Челябинск, 2013.