Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ «АДАПТАЦИОННАЯ МОБИЛЬНОСТЬ» ПОЖАРНЫХ-СПАСАТЕЛЕЙ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ МЧС РОССИИ

Авторы:
Город:
Иваново
ВУЗ:
Дата:
03 августа 2016г.

Современное общество - это общество стремительных глобальных перемен, предъявляющее высокие требования к образованности, компетентности, профессионализму, общей культуре его членов. Сегодня в образовательных учреждениях высшей школы большое внимание уделяется качеству, обеспечивающему высокую конкурентоспособность учебным заведениям, выход на мировой рынок образовательной деятельности за счет подготовки высококвалифицированных специалистов, удовлетворяющих требованиям международных стандартов. Развитие высшего профессионального образования не может не учитывать происходящие изменения и должно ориентироваться на становление социально и профессионально активной личности, обладающей высоким уровнем компетентности, адаптации, мобильности и профессионализма.

Обществу, структуре МЧС, в том числе и комплектующим органам, от которых были направлены курсанты, необходимы выпускники, готовые своевременно решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Умеющие быстро и гибко ориентироваться в обстановке, переключаться с одного вида деятельности на другой, оперативно включаться в решение стандартных и нестандартных профессиональных задач, т.е. обладающие высоким уровнем сформированности адаптационной мобильности.

В настоящее время интенсифицировались исследования, посвященные проблемам социально-педагогической и профессиональной адаптации. В педагогической науке адаптация рассматривается как целостный процесс активного взаимодействия личности с окружающей средой, где происходит не только адаптация к успешному функционированию в данной среде, но и ак¬тивное освоение предметного пространства. Процесс адаптационной мобильности личности начинается еще в школе при выборе профиля обучения и будущей профессии, охватывает период пребывания в учреждениях профессионального образования и период вхождения в профессиональную среду. Поэтому его можно рассматривать как систему, состоящую из нескольких подсистем - довузовской, вузовской и послевузовской адаптации.

При анализе системы формирования адаптационной мобильности курсантов пожарно-спасательной академии нами были использованы идеи, изложенные в работах по теории готовности к профессиональной деятельности специалиста пожарной охраны посвящены работы М.И. Марьина, А.П. Самонова, В.Г. Бовина, М.В. Леви, В.А. Варламова, A.A. Брежнева, В.И. Дутова, В.В. Теребнева, В.М. Панарина, Я.С. Повзика и др.

Одним из важнейших факторов, влияющих на процесс формирования готовности курсантов к профессиональной деятельности, является развитие у них адаптационной мобильности.

Проведенный анализ исследований показал всю сложность проблемы: толкования понятия «формирование адаптационной мобильности» у кого- либо (курсантов, студентов, учащихся, воспитанников и т.д.) нами не найдено.

Профессиональная адаптация - приспособление работника к профессии, активное освоение входящих в ее структуру операций, действий, движений в соответствии с технологическим процессом (должностными обязанностями), нормами затрат труда, готовность к принятию решений и действиям в общестандартных производственных ситуациях.

A.B. Петровский рассматривает три фазы становления и развития личности, первой из которых является адаптация. Вторая фаза — индивидуализация и третья фаза - фаза индивидуальных новообразований, необходимых для собственного развития [23].

Проблема адаптации - одна из самых фундаментальных междисципли- нарных научных проблем, которая изучается как на педагогическом, психологическом, так и на социально-экономическом, медико- биологическом и других уровнях. Это подтверждается данными академика Г.И. Царегородского.

Адаптация курсантов к будущей профессиональной деятельности - одна из самых актуальных проблем, в решении которой заинтересована система профессионального образования. Способность адаптироваться можно назвать одной из особенностей личности человека, формирующейся под влиянием окружающей среды, важной частью которой является образовательное учреждение, где человек проводит один из главных периодов своей жизни, формируется как профессионал и личность. В ходе учебно-профессиональной деятельности курсант овладевает профессиональными компетенциями с целью достижения необходимого профессионального уровня, у него развиваются профессионально значимые качества, приходят в соответствие профессиональные мотивы (намерения) личности и требования со стороны профессии (работодателя), т. е. происходит адаптация к профессиональной деятельности.

На основании теоретического исследования мы пришли к выводу, что профессиональная адаптация курсантов вуза представляет собой процесс приведения основных параметров психофизиологических, социальных, профессиональных и личностных характеристик в состояние динамического равновесия с новыми условиями социальной и образовательной среды, учебной и профессиональной деятельности, являющимися внешними факторами по отношению к обучающимся.

Во многих профессиональных сферах важно уметь быстро ориентироваться в обстановке, переключаться с одного вида деятельности на другой, оперативно включаться в решение профессиональных задач и выполнение профессиональных обязанностей, т.е. быть мобильным. В основе мобильности лежит процесс пластичности и гибкости. В новейшем словаре иностранных слов и выражений данная дефиниция определяется как - подвижность, способность к быстрому передвижению, действию.

В научной литературе выделяют профессиональную, трудовую и социальную мобильности. Профессиональная мобильность - переход индивида или профессиональной группы из одной профессиональной позиции в другую. Трудовая мобильность - способность населения к изменению места работы, профессии, должности, места жительства, образа жизни в целом. Социальная мобильность - изменение социального статуса, т.е. перемещение индивида (или социальной группы) между различными позициями в системе социальной стратификации[16].

Таким образом, под адаптационной мобильностью курсантов пожарно-спасательной академии мы понимаем интегративное, социально обусловленное профессионально-личностное образование, отражающее квалификационный и достаточный уровень овладения ими ключевыми и профессиональными компетенциями па основе мотивированной предрасположенности к самообучению, саморазвитию и самореализации в данной области и обеспечивающее продуктивную профессиональную деятельность.

 

 

Список литературы



1.   Войков Р.А. Профессиональное становление личности./Р.А.Войков// Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал),2012. №4(12). - С.3-5.

2.         Горбачев, В. В. Формирование социально-профессиональной мобильности личности курсанта в развивающей среде ВУЗа МВД России [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук (13.00.01) / Горбачев Владимир Викторович; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Костромской государственный университет имени Н. А. Некрасова» Кострома, 2015.-4 с.

3.       Зеер Э. Ф. Профессиональная мобильность — интегральное качество субъекта инновационной деятельности / Э.Ф. Зеер, С.А. Морозова, Э.Э. Сыманюк Педагогическое образование в России. — 2011. — № 5. — С. 90–97.

4.         Основы управления персоналом: Учебник / А.Я. Кибанов; Министерство образования и науки РФ. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 447 с.