13 февраля 2016г.
Изучение пьес драматурга А.А. Володина в высшей школе входит в курс литературы XX века или изучается в рамках спецкурса по русской драматургии второй половины XX века. Анализ творчества драматурга и проблем, поставленным им в пьесах, невозможен без анализа советской идеологии периода написания пьесы. Одной из наиболее важных задач является грамотное соотнесение образов героев произведений драматурга с образом героя советского времени, анализ поступков героев в соответствии с мировоззрением советского времени. Темой жертвенности и отказа от собственного счастья в угоду жизненных обстоятельств и соответствия нормам общества проникнуто творчество А.А. Володина. Для того чтобы глубоко понять причину подобных поступков героев и оценить их с точки зрения нравственности, необходимо проанализировать философские концепции, которые являлись доминирующими в данный отрезок времени. Таким образом, теоретико- методологической стратегией обучения в данном случае является интегративно-деятельностный подход, предполагающий интеграцию категориальных понятий, терминов и основных положений нравственного аспекта философии второй половины ХХ века в процесс литературоведческого анализа драматического произведения.
В рамках спецкурса по русской драматургии второй половины XX века по творчеству А. А. Володина может быть проведено три семинара. Пьеса «Старшая сестра» – одно из наиболее значимых произведений драматурга, которое требует отдельного разговора. В данной статье предлагается рассмотрение семинара по данной пьесе. Тема занятия выбрана следующая: «Проблема личного счастья в пьесе А. А. Володина ―Старшая сестра‖». Выбор обусловлен тем, что подобная тема нашла отражение во многих пьесах драматурга, являясь одной их наиболее значимых характеристик его творчества. Однако в наиболее яркой форме эта тема раскрыта именно в пьесе «Старшая сестра».
В процессе подготовки к семинару рационально предложить студентам подготовить небольшие доклады на следующие темы:
- Обзор философских идей 60-х годов XX века (трактовка человеческого счастья и счастья общества).
- Биография А. А. Володина (взгляд на человека, понимание им системы нравственных ценностей).
Выступления студентов являются вступительной частью семинара по драматургии А.А. Володина, каждый доклад рассчитан не более, чем на 3-5 минут. Целью данного задания является обзорное изучение исторического отрезка времени для грамотного и многостороннего восприятия образов героев А.А. Володина.
В процессе обсуждения философии «оттепели» важно отметить, что философия, существуя по-прежнему в рамках марксистско-ленинской идеологии, начинает поднимать вопросы свободы, нравственности не тольковсего общества, но и отдельно взятой личности. Студентам можно предложить ознакомиться с трудами М. Мамардашвили («О добре и зле»), М. М. Бахтина («К философии поступка»). В процессе подготовки доклада важно направлять студента, а затем обобщать, подводить итоги и дополнять его ответ цитатами, например: «А. А. Зиновьев отмечает, что безнравственно требовать от человека быть нравственным, если нет «минимума жизненных условий для того, чтобы от человека можно было требовать нравственности» [1]. Важно вовлечь студентов в процесс рефлексии по вопросу жизненных принципов поколения 50-60-х годов и взаимосвязи непростых послевоенных жизненных условий с формированием норм морали. Можно ли требовать от людей, выживающих в сложнейший послевоенный период, абсолютной нравственности? Важно показать неоднозначность ответа на этот вопрос. Согласно позиции С.Д. Смирнова, важно «формировать чувствительность к противоречиям, умение обнаруживать и сознательно формулировать их» [2]. Итогом этого должно стать появление у студентов новых гипотез и вопросов. Вывод по итогам обсуждения может быть сформулирован в следующей форме: «В противовес морали коммунистического общества появляется мораль отдельной личности. По прошествии почти двух десятилетий после войны жизнь вошла в определенную колею, выросло новое поколение, живущее хоть и в непростых жизненных условиях, но стремящихся к личному счастью, к ярко выраженной индивидуальности, с острым стремление к независимой свободе».
Биография А. А. Володина, наверное, наиболее простой, но вместе с тем важный этап семинара. Не столь важны биографические данные, сколько стоит обратить внимание на воспоминания о нем современников, на отзывы о нем критиков и на его собственные высказывания о человеке, о герое. В Интернете студенты могут найти интервью с автором и отзывы о совместной работе с драматургом и о его творчестве многих известных личностей. В качестве кратких примеров можно привести следующие цитаты:
Михаил Боярский: «В драматургии Володина — слабые люди, но они все побеждают». Олег Табаков – «дело не в результате, а в прививке, которую он сделал нам».
Алиса Фрейндлих: «…в нем было много детства» [3].
А.А. Володин пытался найти индивидуальность в каждом отдельно взятом человеке, показать яркую личность в тех, кто кажется обычным советским человеком, погруженным в будничную реальность послевоенного периода. Важно отметить скромность и упорное его «нестремление» к славе, однако, вместе с тем, он искренне утверждал, что «стыдно быть несчастливым». И, наверное, именно от этого утверждения и исходит суть его творчества – его попытка одарить своим, личным, «необщественным» счастьем каждого отдельно взятого человека – героя своих пьес. По воспоминаниям современников, он предпочитал героев таких, которые на свой лад творят жизнь, менее всего озабоченные тем, как эта жизнь соотносится с плакатным ее изображением [4]. В рамках изучения данного вопроса можно рекомендовать для прочтения статью В. Кардина «Бегство с ярмарки тщеславия», интервью с А. А. Володиным «Я чувствую себя человеком из очереди» [5].
Таким образом, подводя итоги первого этапа семинара, можно отметить, что в условиях изменения общественного сознания и стремления к личному счастью формировался творческий путь А. А. Володина. К этому добавилось чуткое и глубоко сопереживающее отношения автора к личности, стремление найти в повседневности нечто более важное, глубокое и счастливое. Это попытка отбросить условности и нормы общества на пути к личному благополучию и гармонии.
Вторая часть семинара может быть построена по плану, связанному с ключевыми цитатами из пьесы, после которых следует ряд вопросов. Цитаты призваны направлять студентов и задавать четкий план ответа на тот или иной вопрос. Технически это может быть выполнено путем предварительной раздачи плана семинара с напечатанными цитатами. Цитаты могут быть зачитаны перед началом обсуждения вслух. Студентам может быть рекомендовано учебное пособие М. И. Громовой «Русская драматургия конца ХХ – начала ХХI века».
План семинара по пьесе «Моя старшая сестра» включает следующие вопросы:
· В чем заключается социально-нравственный конфликт пьесы?
· Образ Нади Рязаевой. Жертвенность и отказ от мечты ради благополучия сестры. Причины выбора жизненного пути героини.
· Считаете ли Вы правильным решение Нади уйти из театра и жить на благо сестры, отказываясь от собственной мечты?
· Как в условиях советской действительности трактовалось подобное поведение?
· Возможно ли в советское время «оборвать поводья», как говорит Лида? Есть ли выбор у героини?
· Считаете ли Вы Надю истинно талантливой или же автор наделяет героиню не более, чем яркой мечтой о жизни в театре?
· Нужна ли была жертва Нади? Проявилась ли ее яркая личность в готовности отречься от собственного счастья, или, отказавшись от театра, она, напротив, «потеряла индивидуальность»?
· Образ Ухова. Нравственно ли на Ваш взгляд поведение героя?
· Чья позиция наиболее соответствует общественному мнению данного периода времени: Ухова или сестер Рязаевых? Чью позицию занимает автор?
· В чем, по мнению дяди, заключается истинное счастье? Можно ли, действуя его методами, добиться успеха и спокойствия в жизни? Как он трактует жертву Нади – как горькую необходимость или как мудрый выбор правильного и рационального пути?
· В чем заключается бунт Лиды Рязаевой?
· В чем трагичность любви младшей сестры к Кириллу?
· Как автор противопоставляет характеры двух сестер?
· Почему, на Ваш взгляд, автор обрывает театральную карьеру своей героини?
· В чем смысл финала и отчаянного вопроса Нади: «Что делать? Ну что же делать?!»
По окончании обсуждения важно сделать вывод о том, что появление в драматургии образа Нади Рязаевой неслучайно. Оно ознаменовало приход в литературу нового героя. Это личность, стремящаяся к индивидуальности и независимости мысли, бунтующая и одновременно жертвенная. Подобное парадоксальное сочетание этих двух качеств могло возникнуть только в переломный момент сознания общества, на стыке разных идеологий и общепринятых норм морали. Возможно, жертва Нади оказалась напрасной и не принесла счастья ни ей, ни ее сестре. Однако именно такой выбор жизненного пути оценен автором как наиболее нравственный и человечный. Как отмечает М.И. Громова, «добровольное подчинение чужой воле разрушительно, трагично» [6, с. 47]. Но, к сожалению, находясь в сложных условиях послевоенной реальности, герои не имели возможности «отпустить поводья», их бунт и их новая мораль не смогла полностью преодолеть сложившиеся стереотипы и сделать их счастливыми, однако их попытка – это первый шаг к наступлению новой эры – эры человека как личности.
Студентам можно предложить написать дома эссе на одну из предложенных тем:
- «Жертвенность как нравственная норма в пьесе А.А. Володина».
- «Столкновение жизненных принципов героев в пьесе А.А. Володина».
- «Пути к счастью героев пьесы А. А. Володина».
Результат проведения семинара по данному плану предполагает повышение культуроведческой компетенции студентов путем ознакомления с базовыми позициями философии данного периода, направлен на приобретение студентами навыков анализа с учетом интеграции в процесс изучения философских идей, а также ориентировано на воспитание нравственности в результате анализа ситуации нравственного выбора, в которой оказались герои произведения.
Список литературы
1. Зиновьев, А.А. «Гомо советикус» // Электронный ресурс – [URL: http://www.bookol.ru/]
2. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2001.
3. Петербургский театральный журнал // Электронный ресурс – [URL: http://ptj.spb.ru/archive/26/in- memoriam-volodin-26/milenkij-ty-moj/]
4. О Володине. Первые воспоминания / Сост. М. Дмитревская. – СПб., 2007.
5. Кардин, В. «Бегство с ярмарки тщеславия» // Электронный ресурс – [URL: http://www.lechaim.ru/ARHIV/148/kardin.htm ]
6. Громова, М. И. Русская драматургия конца ХХ – начала ХХI века. – М., 2007.