Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Авторы:
Город:
Армавир
ВУЗ:
Дата:
12 августа 2017г.

Кардинальные изменения в содержании труда современного педагога влекут за собой изменения системы сопровождения педагога, понимаемой как помощь профессионалу в формировании ориентации в поле развития, ответственность за действие в котором несет сам субъект.  Педагогический смысл сопровождения состоит в усилении позитивных факторов развития и нейтрализации негативных, что позволяет соотносить сопровождение с внешними преобразованиями, благоприятными для поддержки, подкрепления внутреннего потенциала субъекта развития [3, с. 33].

Сопровождение профессионального поведения педагогов выступает как организованный и контролируемый процесс обогащения и развития поведенческой компетентности. При таком подходе оно представляет собой системную технологию оказания квалифицированной помощи и поддержки учителю на разных этапах его профессионального становления [6, с. 30].

В настоящее время на первый план выдвигаются инновационные формы и технологии научно- методического сопровождения: профессиональные тренинги, модерирование, консультирование, супервизию, коучинг, тьюторство, консалтинг и пр.

Профессиональные тренинги основаны на сотрудничестве, стимулировании стремления к личностному росту и росту профессионализма. Они построены на блочно-модульном принципе и предполагают поэтапное обучение и широкое использование активных развивающих методов. При этом тренинги часто завершаются семинаром в виде организационно-обучающей игры

Модерирование представляет собой деятельность по раскрытию потенциальных возможностей и способностей педагога, опирающуюся на управление социально-педагогическим взаимодействием в группе. Модерирование основано на использовании ряда технологических приемов (визуализация, вербализация, презентация, обратная связь), обеспечивающих процесс свободной коммуникации, обмен идеями, мнениями, без прямого руководства и субъективной оценки характера и результатов взаимодействия, что помогает педагогу принять профессионально правильное решение [5].

Консультирование – это особым образом организованное взаимодействие между консультантом и сопровождаемым, направленное на поиск возможностей эффективного преодоления затруднений и внесение положительных изменений в деятельность, как отдельного педагога, так и образовательного учреждения в целом. В этом смысле целью педагогического консультирования является помощь педагогам в понимании происходящего с ними в их профессиональном и жизненном пространстве, в осмыслении и самостоятельной постановке цели, в ее достижении, а также в разрешении возникающих проблем. В процессе сопровождения профессиональной деятельности педагога с помощью консультирования могут оказываться консультационные услуги общепедагогического и управленческого характера [5, 9].

Супервизия (индивидуальная или групповая) предполагает оказание консультационной помощи педагогу в преодолении профессионального затруднения, осуществляя при этом глубокую коррекцию и формирование его профессиональных установок.

Основными методам индивидуальной супервизии являются: проясняющее наблюдение (выяснение сущности и причин профессиональных проблем педагогов), экземплярно-событийный метод (соприкосновение супервизора с индивидуальным профессиональным затруднением конкретного педагога) и фокус – анализ (всестороннее изучение личности сопровождаемого и его профессионального затруднения.

К методам групповой супервизии относятся: супервизия, концентрированная на супервизоре - супервизор сохраняет определяющую роль в организации группового взаимодействия и в управлении его работой; супервизия, концентрированная на участниках группы - повышение степени самостоятельности сопровождаемых в поиске и решении профессиональных задач; интервизия - коллегиальная супервизия, основанная на попеременной игре роли супервизора участниками группы [5].

В современной системе научно-методического сопровождения профессиональной деятельности педагогов используют также еще несколько его нетрадиционных форм: коучинг, тьюторство, образовательный консалтинг [1, 2, 7].

Коучинг – одно из направлений психологического консультирования и тренинга, ориентированное на результат и систематический процесс сотрудничества, предполагающее профессиональное содействие человеку в постановке и достижении его личных и профессиональных целей, улучшению выполнения деятельности, увеличению жизненного опыта и личностному росту, с использованием минимального времени и с затратой минимальных усилий. Коуч поддерживает педагогов и раскрывает творческий потенциал каждого. Все направления и технологии коучинга, существующие в  настоящее время, объединяются четырьмя основными этапами: 1) осмысление существующей ситуации, постановка цели и проверка ее реальности; 2) разработка плана – определение путей достижения цели; 3) осуществление плана – реализация конкретных действий по достижению поставленной цели; 4) постсопровождение - стимулирующая поддержка со стороны коуча, основанная на регулярном напоминании сопровождаемому о реализуемом плане; анализ результатов и постановкой новой цели [7].

Тьюторство – организация образования и самообразования педагога в процессе реализации индивидуальной образовательной программы поддержки, направленной на содействие его самоопределения и самореализации в профессиональной и общественной жизни, выявлению направления своего развития, перспектив личностного и профессионального роста. Важным условием успеха тьюторской деятельности является эмоциональная вовлеченность сопровождаемого, его субъектность, адресный индивидуальный характер.

Организационные формы тьюторской деятельности: индивидуальная тьюторская консультация (беседа) предполагает активизацию каждого педагога с опорой на его особенности, способности, свойства его характера, имеющихся навыков общения и взаимодействия; организовать самостоятельную работу по разработке и реализации своей индивидуальной образовательной программы; групповая тьюторская консультация основана на одновременном применении нескольких видов работы: мотивационной, коммуникативной и рефлексивной; тьюториал (тьюторский семинар) предполагает активное групповое обучение, применение методов интерактивного и интенсивного обучения (деловые и ролевые игры, групповые дискуссии, «мозговой штурм», разбор конкретных ситуаций и групповые дискуссии). Основным средством в тьторской деятельности является ситуация общения, в процессе которого необходимо установить личный контакт с педагогом. При этом особое внимание уделяется воспитанию у педагога воли и способности к выбору, достижения его осмысленности по отношению к собственным действиям [2].

В научно-методическом сопровождении применяется также образовательный консалтинг – система социально-технологических консультационно-методических приемов, которые используются для осуществления проектирования процесса инновационного развития образовательного учреждения и системы образования педагогов, включающая в себя разработки методик менеджмента и планирования образовательной деятельности (диагностика, предоставление рекомендаций, содействие во внедрении какого-либо проекта; содействие организации в самостоятельной выработке нужных для ее развития решений; содействие в осуществлении самоорганизации и саморазвития; организация совместной деятельности по решению какой-либо проблемы).

Научно-методическое сопровождение педагогов на основе выделенных технологий возможно реализовывать также с помощью таких инновационных форм организации профессиональной деятельности как: педагогические сообщества, пилотные и инновационные площадки, сетевые структуры, виртуальная образовательная среда, социальное партнерство [4, 5, 8]. Выбор той или иной технологии зависит от уровня развития педагогического коллектива, квалификации педагогов и руководителей образовательного учреждения, а также от специфики предлагаемых педагогам форм образовательной деятельности.

Список литературы

 

1. Бейч Э. Консалтинговый бизнес - СПб: Издательский дом «Питер», 2005. – 272 с.

2.   Бендова Л.В., Чернявская А.Г. Тьюторство как новое пространство педагогической деятельности [электр. ресурс]: wiki.saripkro.ru/images.doc

3.     Бережнова Л. Н., Богословский В. И. Полифункциональность сопровождения развития  в педагогическом университете // Вестник Московского университета. Педагогическое образование. – 2003. – № 2.

4.      Кирдянкина С.В. Научно-методическое сопровождение профессионального роста учителя: автореф. дис. канд. пед. н., – Хабаровск, 2011. – 29 с.

5. Певзнер М.Н., Зайченко О.М., Букетов В.О. и др. Научно-методическое сопровождение персонала школы: педагогическое консультирование и супервизия: Монография. – Великий Новгород: НовГУ; Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов, 2002. - 316 с.

6.   Постников П.Г. Научно-методическое сопровождение профессионального поведения учителя // Образование и наука. 2005. № 4 (34).

7.   Саприн М. Коучинг - что это такое? Институт практической психологии [электр. ресурс] – Режим доступа: – URL: http://ippli-genesis.ru/opinion/ opinion_4.html

8.      Сачкова Л.А. Информационно-методическое сопровождение инновационной деятельности педагогов в муниципальной системе образования. Автореф. дис. канд. пед. н. – Нижний Новгород, 2011. – 47 с.

9.     Саханский Н.Б. Консультирование как область педагогического знания и образовательной деятельности [электр. ресурс]: http://www.iuorao.ru/