Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АКТУАЛЬНОСТЬ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Авторы:
Город:
Бийск
ВУЗ:
Дата:
03 августа 2016г.

Современное общество свободно и толерантно к тем, кто не вписывается в рамки общепринятых норм. Однако порой подобная свобода имеет явные негативные явления. Например, слабо развитое моральное сознание личности и, как следствие, низкий уровень этической культуры.

Проблема нравственности, этики появилась еще во времена Сократа и Аристотеля. В древности великие мыслители рассуждали, писали трактаты о значимости этики в жизни общества. Этика является одной из форм общественного сознания, основа для создания социальных институтов и иерархий, условие формирования целесообразной и сознательной трудовой деятельности людей. Сегодня этика понимается как учение о морали и нравственности, направленное на изучение сущности, смысла и результатов поступков и деяний людей, социальных групп и сообществ.

В педагогической науке и образовании этика занимает особое место, так как носители этой социально значимой профессии на протяжении столетий являются эталонами и примерами для подражания. Идеальный облик педагога, который создавали философы и педагоги с давних времен, представляет собой совокупность требований, предъявляемых педагогической профессией к личности преподавателя. Эти требования менялись в связи с изменением общественно- исторической практики общества [2].

Следует отметить, в рамках понятия профессиональная этика педагога целесообразно рассмотреть речевой этикет, речевое поведение в сети – Интернет и дресс-код педагогических работников.

Под речевым этикетом понимается система требований (норм, правил), регламентирующих каким образом необходимо устанавливать, поддерживать и прерывать контакт с другим человеком в определённой ситуации. Нормы речевого этикета весьма разнообразны, в каждой стране присутствуют свои особенности культуры общения.

Понятие речевой этикет педагога имеет отличия и особенности, так как оно обусловлено спецификой педагогического речевого общения – «задачей использования слов как средства передачи знаний и воспитания человека». По мнению А. К. Михальской, речевой этикет учителя должен стать «высшим    образцом,   выражающим   систему    «должных   и    желаемых ценностей» [4].

Действительно, формируя речевую культуру учащихся, педагогу необходимо владеть ею в совершенстве. Ребенок перенимает речевые нормы взрослого, порой повторяя интонационную и эмоциональную окраску своего педагога.

Особенности речевого поведения в условиях Интернет-общения анализируются в монографиях зарубежных авторов: D. Crystal, S.C. Herring.

D. Crystal вводит термин Netspeak (англ. «язык интернета») и анализирует речевые особенности использования различных сред общения: электронная почта, чаты; языковую специфику веб-сайтов, форумов, гипертекстов; отмечает: «Людям открыто больше возможностей оказывать воздействие на язык Web, чем при использовании любых других коммуникативных сред, поскольку они действуют по обе стороны коммуникативной ситуации: и воспринимают, и производят. Они не только читают текст, но и могут добавлять свои соображения» [5, p. 208].

В наше время большинство людей активно общаются в социальных сетях, на форумах и т.п. Педагоги, конечно, не являются исключением. Однако не следует забывать, что на каждое недопустимое высказывание, откровенная фотография педагога подвергнет сомнениям его профессионализм и этический образ со стороны невидимых наблюдателей.

Дресс-код (англ. dress code – кодекс одежды) – форма одежды, требуемая при посещении определённых мероприятий, организаций, заведений. Как известно из психологии, первое впечатление о человеке формируется в первые 15 секунд. Поскольку глубину внутреннего мира за это время разглядеть невозможно, то естественно, что мы обращаем внимание на внешний вид. В профессиональной среде все чаще поднимается вопрос о внешнем виде учителей. Педагог в силу специфики профессии всегда находится в центре внимания, в связи, с чем его внешний вид неизбежно подвергается критике. Поэтому представители педагогической профессии стиль и цветовая гамма в одежде, опрятность играют немаловажную роль. Подавляющее большинство работников образования считают, что самый оптимальный вариант того, как должен выглядеть учитель – деловой стиль. При этом следует выбирать нейтральные пастельные тона в одежде.

Смена нравственных стереотипов и ценностных ориентаций, и как следствие, излишняя демократизация общества, привели к необходимости нормативно-правового регулирования профессиональной этики педагогических работников. Соблюдение педагогической этики на сегодняшний день приобретает законодательную основу. Растет количество нормативно-правовых документов, в которых закреплены пути решения этой проблемы.

В первую очередь, это приказ Департамента государственной политики в сфере воспитания и молодежи Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 февраля 2014 года № 09-148 о принятии педагогическим сообществом Кодекса профессиональной этики педагогических работников [1]. Этот документ содержит рекомендации по организации мероприятий по разработке и принятию этических кодексов, а также непосредственно Модельный кодекс профессиональной этики педагогических работников, осуществляющих образовательную деятельность, который разработан Министерством образования и науки РФ совместно с Профсоюзом народного образования и науки РФ.

В рекомендациях отмечено, что кодекс является составной частью документов, регламентирующих отношения участников образовательного процесса (обучающихся, педагогов, администрации, семьи). С целью широкого распространения Кодекса, рекомендуется также его разместить на официальных сайтах учреждений, в средствах массовой информации и социальных сетях.

Процесс принятия кодекса внутри образовательного учреждения должен включать обсуждение на общих собраниях трудового коллектива, педагогических советах, семинарах или круглых столах. Содержание документа согласуется с уставом конкретного учреждения. После принятия документа нужно создать необходимые условия для полной реализации его положений.

Таким образом, уже в 2015 году на официальных сайтах большинства образовательных учреждений появились Кодексы профессиональной этики педагогических работников. Сложно судить был ли соблюден рекомендованный процесс принятия данного документа, тем не менее, в школах, детских садах и других учреждениях, появилось требование о соблюдении профессиональной этике, закрепленное в нормативно-правовой базе образовательной организации.

Согласно указанному выше документу, Кодекс призван повысить эффективность выполнения педагогическими работниками своих трудовых обязанностей, при выполнении которых следует исходить из конституционального положения о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени [1].

Быть «образцом профессионализма» и не допускать какой-либо дискриминации (по полу, возрасту, национальности, религии, социальному статусу и т.д.) – все это явные характеристики педагога с высоким уровнем нравственного сознания и этической культурой.

Однако зачастую Кодекс этики носит формальный характер и отнюдь не является регулятором поведения педагогических работников. Подобная проблема обусловлена различными факторами:

·Не достаточно знаний о профессиональной этике (в связи с плохой профессиональной подготовкой).

·Гендерная принадлежность (так как преимущественная часть педагогических работников – это женщины).

·Попустительский стиль руководства (при таком руководители подчиненные скорее всего не посвящены особенности нормативно-правовой регуляции образовательной организации)

·.Негативное влияние неформального лидера (часто в педагогических коллективах присутствуют авторитетные личности, которые ведут за собой остальных коллег)

·Низкий уровень культуры нравственного поведения педагога (может быть связан с семейным воспитанием, проблемными жизненными ситуациями и т.д.).

·Непрестижность педагогической профессии (связана с социальной позицией педагогов, обусловленной низкой заработной оплатой труда).

В каждом конкретном случае могут преобладать те, или иные факторы формальности соблюдения Кодекса профессиональной этики педагогических работников.

В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России говорится о нравственном примере педагога. Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам – все это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Никакие воспитательные программы  не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения [3].

Концепция призывает повысить ценность педагога, его социальный статус и уровень материального обеспечение. «Учитель должен стать уважаемым в обществе человеком, а педагогическая профессия должна быть престижной для молодежи» – установка, которую давно пора реализовать. Ведь в последние десятилетия профессия педагога (учителя, воспитателя) не значится в списке престижных профессий, а его материальное положение оставляет желать лучшего. Однако, следует отметить, документально закрепленные тезисы весьма перспективны и как минимум заявляют о реальной проблеме.

Итак, проблема профессиональной этики педагогических работников в теории и практике педагогической науки обусловила необходимость ее нормативно-правовой регуляции. Описанные в статье документы призваны обратить внимание общественности и наметить перспективы решения данной проблемы.

Список литературы

 

 

1.                  Письмо Министерства образования и науки РФ от 6 февраля 2014 г. N 09-148 «О направлении материалов».

2.                     Аристотель Большая этика //Соч.: В 4 т. Т. 4. - М.: Наука, 1984.-С.114-432. 

3.                  Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А.Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009

4.                     Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. – М.,2010 

5.                  Crystal D. Language and the Internet. — Cambridge: Cambridge University Press, — 2001. — 272 pp. [Электронный ресурс] —Режим доступа. — URL: http://irenechc89ukm.files.wordpress.com/2010/02/david-crystal.pdf (дата обращения: 9.09.2012).