Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

УПРАВЛЕНИЕ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫМ ПРОЦЕССОМ В СОВРЕМЕННОМ ПОЖАРНО-ПРИКЛАДНОМ СПОРТЕ

Авторы:
Город:
Иваново
ВУЗ:
Дата:
12 августа 2017г.

Ключевые слова: учебно-тренировочный процесс, пожарно-прикладной спорт, тренировка, спортсмен, модельные характеристики спортсмена.

Аннотация: составной частью физического воспитания в системе профессиональной, физической и психологической подготовки пожарных и спасателей является пожарно-прикладной спорт. В данной статье рассмотрен вопрос об управлении учебно-тренировочным процессом, как современном подходе к подготовке спортсменов пожарно-прикладного спорта.

Физическая культура и спорт - неотъемлемая часть подготовки пожарных и спасателей к их профессиональной деятельности. Прочной базой формирования характера огнеборца, его высоких морально-боевых качеств являются сила, ловкость, гибкость, быстрота и выносливость.

Спасать людей в самых непредвиденных ситуациях, при постоянных переживаниях, напряжениях, опасных препятствиях сможет далеко не каждый и в результате в профессии пожарного остаются только самые смелые и сильные духом.

Работа на высоте, тушение горящей жидкости, преодоление различных препятствий, прокладка рукавных линий и т.п. это ряд упражнений, которые определяют боевую работу и систематическую тренировку личного состава пожарно-спасательных частей. В процессе тренировок личный состав овладевает пожарно-техническим вооружением  и воспитывает  необходимые для пожарного профессиональные качества.

Повышенные требования к качеству профессиональной подготовки личного состава привели к выполнению на  занятиях специальной подготовки некоторых упражнений в форме  соревнования. Соревнования в умении и быстроте работы с техническим вооружением начали выходить за рамки пожарно- спасательных частей. Так, из личных соревнований по отдельным видам упражнениям в 1937 году в г. Москве прошли первые соревнования по пожарно-прикладному спорту.

Пожарно-прикладной спорт - служебно-прикладной вид спорта, соревнования (как в индивидуальном, так и в групповом зачёте) заключающиеся в выполнении комплексов разнообразных приёмов, применяемых в практике тушения пожаров [5].

В последнее десятилетие пожарно-прикладной спорт очень динамично развивается как в Российской Федерации, в странах бывшего Советского Союза (Украина, Беларусь, Латвия, Казахстан, Азербайджан), так и за рубежом (Иран, Германия, Турция, Чехия, Болгария, Корея, Польша, Китай). В программу пожарно-прикладного спорта у взрослых спортсменов входят:

1.     Подъём по штурмовой лестнице в окно четвёртого этажа учебной башни;

2.     Преодоление 100-метровой полосы с препятствиями;

3.     Двоеборье (подъём по штурмовой лестнице на 4-й этаж учебной башни и преодоление 100- метровой полосы с препятствиями);

4.     Пожарная эстафета 4x100 м (с препятствиями);

5.     Боевое развертывание [5].

Тренировка – это физиологическая и психологическая подготовка личности к интенсивной нервной и мышечной реакции. Она подразумевает дисциплину ума и духа, силу и выносливость тела. Тренировка предполагает не только знание тех средств, которые укрепляют и развивают тело, но и знание тех элементов, которые способны ему навредить или травмировать его.

Таким образом, правильно построенный тренировочный процесс предполагает умение спортсмена заставлять свой организм работать как единое гармоничное целое, а главное предупреждение от травм и их лечение, если они все-таки случились.

Управление учебно-тренировочным процессом является современным подходом к подготовке спортсменов в видах спорта, имеющих многоборную структуру, в том числе в пожарно-прикладном, и предполагает приведение состояния организма спортсмена в заранее заданное состояние посредством воздействия тренировочных средств определенной направленности [B.C. Келлер и др., 1993, Л.И. Орехов и др., 2004, Б. О. Джанбырбаев, 2010].

С точки зрения разработанности проблемы управления учебно-тренировочным процессом в пожарно-прикладном спорте в научной литературе можно отметить следующее.

На этапе спортивного совершенствования спортсмена, постановка цели и задач тренировочного процесса возможна на основе четкого представления того, какие качества, способности и какой уровень их развития необходимы каждому конкретному спортсмену для достижения соответствующих спортивных результатов [3, 4].

Анализ научно-методических работ по различным видам многоборий (Ю.П.Калинин, 1989, В. В. Макиенко, 1997, Л.П. Матвеев, 1999, Б.Р. Голощапов, 2000, В.П. Корж, 2001, М. Е. Кобринский и др., 2005, В.И. Лущик, 2015;), показал, что создание и внедрение в практику, модели планирования тренировочных нагрузок с учетом установленных требований (модельных характеристик) к физическому развитию, к уровню функционирования отдельных систем организма, к параметрам психической устойчивости, дает положительный результат для каждого этапа подготовки, ориентированного на возраст спортсмена.

Разные авторы под модельными характеристиками спортсмена понимают: во-первых, совокупность количественных показателей подготовленности и степени развития, физических и некоторых морфологических свойств спортсмена, характеризующих его состояние, при котором могут быть показаны результаты, соответствующие высшим достижениям (целевые); во-вторых, модификацию этих показателей на отдельных квалификационных этапах [1, 2, 6].

Что же касается других направлений рассматриваемой проблемы, то нельзя не заметить, что до настоящего времени не разработаны разделы, связанные с оценкой результатов тестирования, определением модельных показателей различных сторон подготовленности спортсменов в пожарно- прикладном спорте, унификацией методов педагогического контроля в этом виде многоборья. Эти разделы имеют первоначальное значение в системе управления подготовкой спортсменов высокой квалификации. Вне поля зрения специалистов остались также вопросы, связанные с выявлением и оценкой факторов, определяющих результат в данном виде спорта, обоснованием различных тренировочных средств, используемых в процессе подготовки спортсменов.

В пожарно-прикладном спорте практически не исследована соревновательная деятельность спортсменов. Известно, что система спортивной тренировки состоит из трех частей: система соревнований, система тренировки и система внетренировочных воздействий. В данной триаде главенствующее место, по мнению В. Пехтля (1971), Ю.В. Верхошанского и др. (1987), В.П. Зотова (1990), занимает система соревнований, так как соревнование первично по отношению к остальным частям системы спортивной подготовки. Кроме того, система тренировки и внетренировочных воздействий являются такими компонентами деятельности спортсменов, которые обеспечивают эффективность системы соревнований. Следовательно, соревнование — это цель, результат и средство спортивной подготовки.

Отсюда следует вывод о том, что отправной точкой научного подхода к проблеме формирования   высшего спортивного мастерства спортсменов-пожарных должно являться исследование системы соревнований.

Анализ литературных источников показывает, что методика тренировки, которая используется сейчас, является недостаточно научно обоснованной. Эффективный подход, связанный с анализом соревновательной деятельности, в пожарно-прикладном спорте не использовался никогда. Использование этого научного подхода позволяет обосновать рациональные методики физической, технической и иных сторон подготовки спортсменов.

Следовательно, планирование тренировочного процесса на основе анализа соревновательной деятельности позволяет обосновать необходимый уровень развития физической, технической и других сторон подготовленности спортсменов, специализирующихся в пожарно-прикладном спорте, и добиться высоких результатов.

Список литературы

 

1.    Ахмеров Э.К. Вариативность и стабильность характеристик движений в подготовительном цикле нападающего удара в волейболе // Тезисы IV научно-методической конф. по вопросам спортивной тренировки. — Таллинн, 1972, —С. 115—117.

2.    Боген М.М. Обучение двигательным действиям. — М.: Физкультура и спорт, 1985. — 192 с.

3.    Булатова М.М. Теоретико-методические основы реализации функциональных резервов спортсменов в тренировочной и соревновательной деятельности: Дис... д-ра наук по физ. восп. и спорту. — К., УГУФВС, 1996. — 356 с.

4.    Платонов В.Н. Исследования спортивной тренировки как целостного сложнокоординированного объекта. Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. — К., 1976. —30 с.

Пожарно-прикладной спорт [Электронный ресурс] URL: https://wiki2.org/ru/Пожарно прикладной_спорт (дата обращения: 20.06.2017).

6. Модельные характеристики спортсмена высокого класса [Электронный ресурс] URL: http://www.studfiles.ru/preview/4217361/page:2/ (дата обращения: 20.06.2017).