Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПОСТРОЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ИГРОВОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Авторы:
Город:
Волгоград
ВУЗ:
Дата:
03 августа 2016г.

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования выдвигают требования ориентации воспитательного процесса на личностное развитие ребенка, становление и культивирование его индивидуальных дарований и умений, его организацию в рамках ведущего вида деятельности дошкольников, на основе интеграции образовательных областей. Данные инновации современной парадигмы дошкольного образования ставят многих педагогов-практиков в необходимость поиска инновационных форм работы с воспитанниками. Нам представляется, что одной из таковых может являться игровая двигательная деятельность. Обоснование возможности ее использования в процессе обучения и воспитания детей дошкольного возраста должно базироваться на положениях ведущих концепций отечественной педагогики и психологии.

Одной из них является концепция культурно-исторического развития личности, обоснованная Л.С. Выготским [1]. В своих трудах ученый обозначил ряд ключевых положений, составляющих методологию современного образования. Изучая основы генезиса психики Л.С. Выготский показал, что психическое развитие человека есть прежде всего его культурное развитие. Индивидуальное развитие ребенка, становление его интеллектуальных способностей происходит через присвоение образцов культурных ценностей человечества. И представителями культуры для ребенка является присутствующий рядом взрослый. Высшие психические функции не являются биологическим продуктом, а возникают в результате социализации ребенка. В своих работах ученый обосновывает возникновение высших форм интеллектуальной деятельности через коллективную общественную деятельность. Преломление положений концепций культурно-исторического развития в свете обоснования игровой двигательной деятельности, раскрывают значимые ориентиры. Это позволяет говорить о том, что целенаправленный педагогический процесс, обеспечивающий постижение культурных ценностей средствами двигательной активности, может служить мощным источников развития психики ребенка.

Важнейшие ориентиры задает и деятельностный подход. Категория деятельности является базовой в отечественной психологии. Ее обоснование просматривается в трудах Л.С. Выготского, где ученый обосновал механизмы развития личности через деятельность, ее активное взаимодействие с окружающим миром. Дальнейшее развитие идей Л.С. Выготского просматривается в трудах А.Н. Леонтьева [3], где ученый доказал взаимную обусловленность психики и деятельности – психика предшествует деятельности, сопровождает и развивает ее. В деятельности проявляется единство сознания и психики. Психика и сознание, формируясь в деятельности, в ней же и проявляются.

В теории деятельности под нею как таковой понимаются процессы, которые осуществляют и показывают отношение индивида к окружающему миру и которые соответствуют его потребностям. А.Н. Леонтьев в своих трудах показал, что структура деятельности имеет три уровня: деятельность – действие – операция, которым соответствует психологический ряд «мотив – цель – задача». Деятельность является ведущим фактором формирования психики ребенка, и в то же время она сама формируется в процессе онтогенеза. Базовой формой человеческой деятельности является деятельность внешняя, чувственно-практическая. Важнейшей психологической характеристикой деятельности является ее направленность на предмет, совпадением с тем, что мотивирует человека к данной активности. Деятельность более активна и продуктивна, если имеет эмоциональную окраску. В психологических трудах выделяют внешнюю и внутреннюю структуру деятельности. И последняя всегда обуславливает первую – в основе внешней деятельности лежат личностные мотивы. Ведущие положения теории деятельности в должной мере раскрывают механизмы развития психики и сознания ребенка через его взаимодействие с миром.

Физкультурная, двигательная деятельность является одной из внешних форм внешней деятельности человека. Она является образцом двигательной культуры человечества и в то же время направлена на сохранение и укрепление здоровья. В процессе физического воспитания двигательная деятельность выступает и как условие и как результат становления двигательной культуры ребенка.

В соответствии с выше изложенным, деятельностный подход, декларирующий идеалы развития личности, созидательного овладения ценностями физической культуры, должен рассматриваться как базовый в процессе осмысления целевых установок и содержания физического воспитания детей дошкольного возраста.

Анализируя теоретические предпосылки игровой двигательной деятельности, нельзя не коснуться положений теории о ведущем виде деятельности. В трудах А.Н. Леонтьева показано, что именно в процессе ведущего вида деятельности происходит интенсивное развитие личности человека. Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра. «Ролевая игра выступает как деятельность, в которой осуществляется ориентация ребёнка в самых общих, в самых фундаментальных смыслах человеческой деятельности. На этой основе у ребёнка формируется стремление к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности, которое выступает основным показателем готовности к школьному обучению. В этом заключается её ведущая функция» [9, С. 39].

В работах Д.Б. Эльконина [9] и А.Н. Леонтьева [3] обосновываются механизмы становления детской игры, ее структуры и ключевых моментов. Ученые обосновали значимость игры для становления ведущих психических новообразований ребенка дошкольного возраста.

Согласно положениям этой теории в игре выделяют такие ее структурные компоненты как роль, игровое употребление предметов, игровые ролевые действия, реальные отношения между детьми.

Научное определение значения игровой деятельности в гармоничном психическом развитии ребенка показало, что она определяет формирование мотивационно-потребностной сферы ребенка, становление его умственной сфер,      произвольности      поведения,      преодоление      познавательного «эгоцентризма» [2,9]. 

В контексте освещения нашей темы представленные выше теоретические положения подчеркивают необходимость организации образовательного процесса для детей дошкольного возраста в рамках сюжетно-ролевой игры.

Анализируя практические и методические наработки педагогической практики дошкольного физического воспитания можно увидеть, что технологии такого плана имеют место быть. Одними из них являются ритмическая гимнастика сюжетно-ролевой направленности [7], музыкально- двигательные игры [4,5], специальные игровые программы [8] и пр.

Таким образом, приведенные выше данные теоретического и методического плана позволяют увидеть, что игровая двигательная деятельность соответствует положениям ведущих концепций, обосновывающих механизмы психического и интеллектуального развития ребенка и имеет возможность использования в педагогической практике дошкольного физического воспитания.

 

 

Список литературы

 

1.     Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций / Л. С. Выготский. – М., 1960. – 500 с.

2.     Запорожец, А. В. Избранные психологические труды. В 2 т. T. l Основные проблемы онтогенеза психики / А. В. Запорожец. – М., 1986.– С. 23. 

3.     Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М., 1977. – 133 с.

4.     Максимова, С. Ю. Методика физического воспитания на основе ритмической гимнастики сюжетно-ролевой направленности для старших дошкольников с задержкой психического развития : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 /Максимова Светлана Юрьевна. – М.: РГУФК, 2002. – 22 с.

5.     Максимова, С.Ю., Животова С.С. Эффективность игровых физкультурных занятий в практике адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития / С.Ю. Максимова, С.С. Животова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2012. - № 1 (83). – С. 86-90.

6. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1996. - 648 с.

7.     Фомина, Н.А. Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика в детском саду: учебное   пособие   /    Н.А.   Фомина,   С.Ю.   Максимова,   Е.П. Прописнова. - Волгоград: ФГОУ ВПО «ВГАФК», 2007. – 244 с.

8.     Финогенова, Н.В. Подвижные игры в коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста / Н.В. Финогенова // материалы     Всероссийской     научно-практической     конференции (Волгоград, 18-20 октября 2012). – Волгоград: ФГБОУ ВПО «ВГАФК»,- 2012. – С. 90-92.

 9.     Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. М., 1978. – 265 с.