Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ

Авторы:
Город:
Тольятти
ВУЗ:
Дата:
13 февраля 2016г.

В современном обществе увеличиваются требования к физической подготовленности молодежи, которая необходима для трудовой деятельности. Обществу необходимы «трудовые ресурсы» с высоким уровнем физической и умственной работоспособности. Студенческая молодежь – это основной трудовой запас страны, и их здоровье и благополучие определяет здоровье и благополучие нации. Однако практика показывает, состояние здоровья студентов не соответствует запросам сегодняшнего дня. Одной из основных причин, влияющих на состояние здоровья молодежи, является уровень двигательной активности. Чешихина В.В., Кулаков В.И., Филимонов С.Н. в своих работах отмечают то, что большинство студентов имеет позитивно-пассивное отношение к физической культуре, а примерно 20% негативно относятся к занятиям физическими упражнениями. Это может свидетельствовать о несформированной потребности к занятиям физическими упражнениями. Что в свою очередь говорит о низком уровне мотивации к занятиям физической культурой.

В настоящее время одной из актуальных проблем является эффективная организация занятий по физическому воспитанию молодежи в вузах. Главным компонентом для успешного выполнения любой деятельности, в том числе и физкультурно-спортивной, является мотивация.

Низкий уровень мотивации к занятиям физической культурой соответственно снижает двигательную активность, что приводит и к снижению уровня физической и умственной работоспособности, физической подготовленности и физического развития студенчества.

В связи с этим актуальным является изучение структуры мотивационного комплекса к занятиям физической культурой. Поиск новых средств и методов, побуждающих к занятиям физической культурой. Поиск методов повышения мотивации к занятиям физической культурой, именно мотивация является неотъемлемым компонентом успешной физкультурно-спортивной деятельности.

Сохранение и укрепление здоровья студенчества позволит подготовить компетентных специалистов, готовых к продуктивной и продолжительной профессиональной деятельности.

Определение мотивационных приоритетов и интересов студентов к занятиям физическим воспитанием и спортом даст возможность сформировать потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями, определить эффективность построения процесса физической подготовки студентов высших учебных заведений.

Целью нашего исследования являлось - изучение интересов и потребностей студентов в сфере физической культуры.

Объект исследования: процесс физического воспитания студентов ТГУ, направление подготовки, которых не имеет отношение к физической культуре.

Предмет исследования: предпочтения в сфере физической культуры студентов, обучающихся по различным направлениям подготовки ТГУ.

Для достижения цели были поставлены задачи:

1.           Изучить методическую литературу по данной тематике и разработать анкету для определения предпочтений студенческой молодежи ТГУ.

2.           По результатам анкетирования определить приоритетные направления в области физической культуры для студентов ТГУ, обучающихся по направлениям подготовки не связанных с физической культурой.

Как уже говорилось, главным компонентом для успешного выполнения любой деятельности, в том числе и физкультурно-спортивной, является мотивация.

В современной науке существуют различные подходы к проблеме мотивации. П.А. Рудик и авторы рассматривают мотив - как осознанную потребность, А.И. Леонтьев и другие авторы под мотивом понимают конкретный или отвлеченный объект, удовлетворяющий потребность. Целесообразно соединить две точки зрения: без потребности не нужен объект удовлетворяющий потребность-цель, но и без цели потребность не приведет к сознательной и направленной активности.

Таким образом, мотив – это внутренне состояние личности, которое определяет и направляет ее действия в каждый момент времени, сформированное обоснование своего поступка.

Стержнем любой деятельности является потребностно - мотивационный компонент. Мотивация главный компонент успешного выполнения деятельности. В основе любого дела лежит потребность.

Потребность в движении, потребность в физическом совершенствовании, потребность в сохранении и укреплении здоровья - вот психологические основы занятий физической культурой и спортом. Таким образом, для формирования мотивации к занятиям физкультурой необходимо создать интерес к занятиям, сформировать потребность в физическом самосовершенствовании и потребности в регулярных занятиях, с целью повышения уровня здоровья, повышения умственной и физической работоспособности.

Основой формирования потребности является знание. Знание формирующим образом влияет на мотивы и интересы. Знания о значимости того или иного вида деятельности на индивида, формируют потребность в двигательной активности. Необходимо информировать студентов о влиянии физических упражнений на организм, состояние здоровья и работоспособность. Исследования, проведенные Л.И. Божович, О.В. Дашкевич, В.И. Ковалев, А.М. Матюшкина, выявили важную роль познавательных мотивов для решения фундаментальных проблем развития и активности личности, эффективности обучения, формирования склонностей и способностей. 

Основой мотивации является познавательная деятельность. Барановская Д.И. в своих работах выявила отсутствие у студентов знаний о способах движений, физической нагрузке, воздействии физической нагрузки на организм, все это взаимодействует с неумением планировать самостоятельные занятия физическими упражнениями и осуществлять самоконтроль в процессе их проведения. Физкультурные знания, являются мощным  средством  педагогического  воздействия  на  мотивационно  -  потребностную  сферу  студента. Теоретические знания и практический опыт, полученный во время занятий физической культурой и спортом, формируют кругозор личности в области физической культуры и потребности в ней. Спектр этих потребностей достаточно широк: это потребность в движениях и физических нагрузках, в общении, контактах и проведении свободного времени в кругу друзей; в играх, эмоциональной разрядке, самоутверждении, укреплении позиций своего «Я», в познании и в физическом совершенствовании. Овладение системой знаний помогает сформировать потребность в занятиях физическими упражнениями. А также позволяет студентам самостоятельно использовать средства физической культуры, обеспечивая адекватную самооценку и самоконтроль.

      Овладение системой знаний помогает сформировать потребность в занятиях физическими упражнениями. А также позволяет студентам самостоятельно использовать средства физической культуры, обеспечивая адекватную самооценку и самоконтроль.

Ряд исследований свидетельствуют, физкультурная деятельность становится значимой, если связывать ее с

возможностями самореализации в будущей профессиональной и семейной жизни. Осознание влияния физических упражнений на организм с точки зрения физиологии, возможностей технического роста, позволяет сформировать осознанные цели.

Таким образом, теоретическая подготовка способствует формированию осознанной потребности к занятиям физической культурой.

Принцип сознательности в период активного развития интеллекта приобретает основополагающее значение в формировании мотивации. Известно для детей характерна потребность в движении, для взрослого человека двигательная активность проявляется на основе сознательного побуждения (Кошкаров А.А., Николаев Ю.М.).

Таким образом, в основу всего мотивационно - формирующего процесса заложен принцип сознательности и активности, ничто не может быть введено в сознание человека при его пассивном или негативном отношении.

О.Д. Дубогай, И.В.Ефимова, К.П.Козлова, М.А. Конкин, Т.Ю. Круцевич, А.В. Царик утверждают:

«Сознательное отношение к занятиям физическими упражнениями и эффект наблюдаются там, где студенты четко знают, с какой целью им нужно заниматься, какого уровня достичь и чем это может быть полезно в будущем».

Активность действия или деятельности зависит от внутренней позиции личности и эмоциональных переживаний. Исследования, проводимые Сырвачевой И.С., показали, что физкультурная активность обусловлена в основном эмоциональными переживаниями привлекательности физкультурных занятий и доставления удовольствия от процесса физкультурной активности, то есть удовлетворение от самого процесса занятий. Удовлетворение от самого процесса занятий формирует внутреннюю мотивацию. Внутренняя мотивация

–   это активный интерес к занятиям физическими упражнениями (Сырвачева И.С.). Активный интерес к занятиям физической культурой и спортом формируется при соответствии внешних мотивов и целей возможностям занимающихся, то есть являются для него оптимальными. Чрезмерно трудные, либо чрезмерно легкие режимы внешней мотивации дают отрицательный результат, внутренняя мотивация и интерес не формируются, возникают эмоции тревожности и неуверенности в себе в первом случае, и во втором эмоции скуки и равнодушия. Успешная реализация мотивов и целей вызывает удовлетворение результатом, вдохновение успехом и желание продолжать занятия по собственной инициативе, таким образом, формируется интерес к занятиям, а, следовательно, и внутренняя мотивация. Внутренняя мотивация возникает также тогда, когда занимающиеся испытывают удовлетворение от самого процесса, условий занятий, характера взаимоотношений с педагогом, товарищами по группе (классу) во время этих занятий.

Ряд авторов считает, что большой ущерб физическому воспитанию наносит  приоритет нормативного подхода, когда во главу угла ставят не интересы студентов, а его внешние показатели, характеризуемые контрольными нормативами учебной программы. И как следствие теряется интерес к самой дисциплине «Физическое воспитание» снижается посещаемость и эффективность занятий.

Программы физического воспитания предусматривают использование внешних мотивов. В результате анализа научно-методической литературы и бесед с преподавателями вузов, выявлено, что программы по физической культуре ВУЗов составляются без учета интересов студентов.

Исследования, проведенные Карась И.И., выявили построение учебного процесса в рамках нормативного подхода, где важны внешние показатели, а не сами студенты, вызывает нежелание заниматься, посещаемость снижается.

Многочисленные исследования показывают, что при составлении учебной программы с учетом интересов и потребностей студентов, а также с учетом уровня физической подготовленности и индивидуальных возможностей студентов, способствуют формированию позитивной мотивации к занятиям физической культурой и решает вопросы посещаемости, успеваемости, и гарантирует рост личных достижений студентов, а также способствует дальнейшим самостоятельным занятиям физкультурой в будущей жизни.

Следовательно, необходимо сформировать процесс, в результате которого занятия физической культурой приобретают личностный смысл, создают устойчивость интереса, превращая внешние заданные мотивы деятельности, во внутренние потребности личности.

Таким образом, мы приходим к выводу, что для формирования мотивации необходимо выявить потребности и мотивы самих студентов к занятиям физкультурой.

В результате проведенного анкетирования и опроса получили то, что физкультурно-спортивная деятельность студентов вытекает из разных потребностей их можно разделить на три группы:

·   потребность в движении,

·   потребность в спортивной деятельности,

·   выполнение обязанностей на занятии.

Мотивация студентов разных курсов обучения неоднородна и зависит от множества факторов (возрастных, половых, индивидуальных).

Младшие курсы воспринимают физкультуру как учебную дисциплину, соответственно мотивация в виде оценки-зачета. Старшекурсники оценивают спортивную сторону и рассматривают нравственно-эмоциональные аспекты в отличие от первых, наблюдается большая мотивация к занятиям.

Мотивы занятий у юношей и девушек разнообразны. Само понятие «спорт» юноши и девушки рассматривают по-разному. Для большинства девушек занятия спортом – это одно из средств, направленных на обладание красивой фигурой, правильной осанкой. Для юношей более  характерно стремление максимально совершенствоваться в избранном виде спорта, для достижения наилучшего спортивного результата.

По результатам исследований мотивация юношей нацелена на развитие физических качеств: силы, ловкости, выносливости, быстроты, а исследования ряда авторов указывают, что доминирующими мотивами у студентов и студенток к занятиям физической культурой выступают стремление к красоте тела, развитие силы.

В результате опроса и анкетирования студентов Тольяттинского государственного университета различных направлений подготовки (специальностей), обучение которых не связано с физической культурой, были выявлены основные группы мотивов:

· оздоровительные - укрепление здоровья и профилактика заболеваний;

· двигательно - деятельностные - развитие органов и систем организма;

· соревновательно - конкурентные - стремление улучшить спортивные достижения, желание победить;

· эстетические - улучшение внешнего вида, совершенствование телосложения;

· эмоциональные - получение удовольствия, хорошее настроение;

· административные - получение зачета;

· коммуникативные – общение.

Так в результате обработки результатов тестирования, студентки отдают предпочтение видам физкультурной деятельности:

50% - направленным на формирование эстетически красивого телосложения, 30% - укреплению здоровья,

20% - эмоциональное удовлетворение.

Таким образом, большинство студенток выбирают занятия по фитнесс направлениям (аэробика, шейпинг, степ аэробика, стрейчинг и т.д.).

Мотивация юношей несколько отличаются от мотивации девушек. 10% - студентов мотивированы на эстетику телосложения,

10% - мотивированы на получение удовольствия от занятий,

20% - мотивированы на укрепление здоровья и повышение работоспособности,

60 % - опрошенных нацелены на самосовершенствование (достижение высокого спортивного результата, развитие физических качеств, совершенствование двигательных умений и навыков). Юноши предпочитают занятия атлетической гимнастикой, боевые единоборства, спортивные игры.

Проведенное исследование позволило выявить мотивацию студентов и студенток к занятиям физической культурой, зависящую от желания хорошо выглядеть, укреплять и поддерживать здоровье, развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки, получать положительные эмоции. Исследование показало, что мотивация для занятий физической культурой у студентов и студенток отличается. При формировании программы физвоспитания необходимо учитывать выявленные мотивы и индивидуальные предпочтения, а также использовать разнообразные занятия по физическому воспитанию, увеличивая количество видов спорта и оздоровительной физической культуры, которые могли бы вызывать и поддерживать интерес любого контингента студентов. Данные исследования необходимо учитывать при формировании программы по физвоспитанию, так как это поможет эффективно реализовывать процесс физического воспитания в вузе и формировать у студентов осознанную мотивацию к занятиям физкультурой.

 

Список литературы

1.      Горшков А.Г., Виленский М.Я. «Физическая культура и здоровый образ жизни студента» Гардарики 2007.

2.      Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. « Психология физического воспитания и спорта» Академия, 2000

3.      Дворкин Л.С «Физическое воспитание студентов» уч. пособие Феникс 2009

4.      Дуркин П.К. «Формирование у школьника устойчивого интереса к занятиям спортом» // Теория и практика физической культуры 1995

5.      Евсеев Ю.М. «Физическая культура» Феникс, 2008.

6.      Ильин Е.П. «Психология физического воспитания» СПб, Питер ,2000

7.      Ильин Е.П. «Мотивация и мотивы» СПб, Питер 2000.

8.      Ильинич В. «Физическая культура студента» Гардарики, 2007

9.      Круцевич Т.Ю. Отношение студентов к занятиям по физическому воспитанию в вузе / Т.Ю. Круцевич, О.Ю. Марченко // Физическое воспитание и спорт в системе образования как фактор физического и духовного оздоровления нации // Международная научно-практическая конференция. - Минск: БГУФК, 2009. - Ч. 2. - С. 150-153

10.   Конкина М.А. Занятия физической культурой и спортом в структуре ценностных ориентаций среди студенческой молодѐжи / М.А. Конкина // Материалы III Всероссийского социологического конгресса. - М.: Институт социологии РАН, Российское общество социологов. - 2008. - С. 1 –

11.   Сырвачева И.С. Мотивация самостоятельных занятий физическими упражнениями / Физическая культура, здоровье, проблемы, перспективы, технологии// Научно-практическая конференция ДВГУ, Владивосток 2003.