Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ДИНАМИКА ПРИРОСТА ПОКАЗАТЕЛЕЙ АНАЭРОБНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ В ПЛАВАТЕЛЬНОМ БАССЕЙНЕ У СТУДЕНТОК-ПЕРВОКУРСНИЦ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
12 августа 2017г.

Массовое обучение плаванию – одна из неотъемлемых частей отечественной системы физического воспитания [5]. Существующие типовые программы, методики и технологии обучения в высшей школе [2, 3, 4], в какой-то мере обеспечивают дальнейшее обучение способам передвижения в водной среде, освоенных, как правило, в детском возрасте. Однако, навык плавания формируется без учета направленности предшествующей физической подготовленности и как правило вместе с освоением спортивного способа увеличивается продолжительность, число повторений и общий объем нагрузки, хотя многие студенты еще в должной мере не успевают адаптироваться к занятиям на воде.

Плавательные навыки формируются на базе определённых физических качеств. Любое двигательное действие, с учетом специфических свойств водной среды, требует их непосредственного использования. В процессе обучения студенты воспроизводят большое число упражнений с определённым интервалом отдыха, что требует развития качества выносливости. Выполняемые технические задания будут более эффективными, что позволит улучшить дифференцировку мышечных усилий и точность пространственной ориентировки. В этом случае задание может быть выполнено наиболее целесообразно и от улучшения показателей выносливости может зависеть возможность многократного повторения упражнений, способствующего закреплению двигательного навыка.

Исследование проводили на базе плавательного бассейна ФГБОУ ВПО ГУУ с участием 44 девушек –     первокурсниц, по 11 человек в 2-х экспериментальных (ЭГ) и 2-х контрольных (КГ) группах, занимавшихся ОФП со спортивной направленностью плавание. Было опробовано 87 различных упражнений, из них отобрано 56 как наиболее эффективные с преимущественной ориентацией на дальнейшее развитие координации движений с последующим овладением навыком фиксации плоской кисти и опоры о воду гребущими частями конечностей; на развитие способности чередования напряжения и расслабления мышц, участвующих в фазах рабочих (гребковых) и подготовительных (движение над водой и т.д.) движений. Для улучшения показателей выносливости были включены упражнения из раздела дыхательной гимнастики, с согласованием движений на суше и в воде [6]. Должное внимание уделялось умеющим плавать «по своему». Для улучшения воспроизведения пространственных заданий учитывалась предрасположенность студенток к движению руками и ногами [1], (таб. 1).

таблица 1

Основные сочетания движений рук и ног в структуре спортивных и самобытных способов плавания

 

Структура рабочих движений

Подготовительные

движения руками

Способ плавания

Ног

Рук

Спортивный

Самобытный

одновременная

симметричная

попеременная

Над водой обе

Треджен

Саженки

одновременная

симметричная

одновременная

Под водой обе

Брасс

«по-морскому»,

«по-лягушачьи»

одновременная

симметричная

одновременная

Над водой обе

Дельфин

Брасс н/сп.,

Баттерфляй

одновременная

асимметричная

попеременная

Над водой одна,

под водой другая

На боку

На бочку

попеременная

попеременная

Под водой обе

Учебный кроль

на груди

«по-собачьи»

попеременная

попеременная

Над водой обе

Кроль на груди,

кроль на спине

Саженки

 

Отобранные упражнения выполнялись в педагогическом эксперименте в течение учебного года с целью выявления эффективности экспериментальной методики:

1.     Формирование двигательной готовности к образованию базового навыка плавания (умение удерживаться на поверхности воды и передвигаться по ней с помощью гребковых движений и выдохов в воду).

2.   Образование базового навыка плавания на основе предварительного формирования двигательной и функциональной готовности.

3.    Совершенствование базового навыка плавания и освоение спортивной техники 3-х способов плавания.

4.    Обучение технике плавания способами кроль на груди, кроль на спине и брасс на основе двигательной готовности к освоению спортивного плавания.

Студентки КГ обучались по общепринятой, традиционной методике [2,4], студентки ЭГ по экспериментальной. Основная направленность упражнений на формирование элементов двигательной готовности была в ЭГ следующей: навык фиксации плоской кисти и опоры о воду гребущими частями конечностей; координация движений с выполнением пространственных заданий; развитие способности к чередованию напряжения и расслабления мышц, участвующих в гребках; увеличение ЖЕЛ и мощности дыхательных мышц; освоение вдоха-выдоха в воде; увеличение продолжительности задержки дыхания.

В конце обучения были проведены разработанные нами тесты, позволяющие объективно оценить качество быстроты, скоростно-силовые способности и анаэробную выносливость у девушек по преодоленному отрезку дистанции с плавательной доской – 25м; дистанции 50м вольным стилем и проплываемой дистанции за 5 минут (таб. 2).

   Таблица 2

Тесты оценки скоростно-силовой и анаэробной выносливости студенток


Оценка плавательной подготовленности

25м в/с на ногах

50м в/с в

полн.коорд.

Дистанция в

м,за 5мин

 

Отлично

24,5

45,3

250

Хорошо

28,7

49,5

225-250

Удовлетворительно

30,4

52,1

175-225

Плохо

33,7

55,6

150-175

Очень плохо

36,2

59,7

125-150

 

Девушки ЭГ были в целом оценены выше, чем КГ, в проплывании дистанции 50м в/стилем 54,7 и 58,2 соответственно, различия достоверны p<0,05. Превосходство экспериментальной группы по сравнению с контрольной на дистанции, преодолеваемой за 5 мин. 237,5 и 210 можно объяснить специфичностью методики, в которой ставилась цель выработки необходимых показателей физических и функциональных качеств для наиболее эффективного освоения техники спортивных способов плавания, различия достоверны p<0,05. В недостоверность показателей проплывания 25м на ногах, с доской очевидно вмешивается возрастной фактор 31,9 и 31,5, p >0,01.

Т.о. использование разработанной нами методики развития физических, двигательных и функциональных качеств для формирования плавательных навыков позволило достоверно улучшить показатели анаэробной выносливости в экспериментальной группе по сравнению с контрольной. Преимущество студенток экспериментальной группы объясняется улучшением функциональной подготовленности, умением своевременно напрягать работающие мышцы, расслабляя при этом неработающие, задерживать дыхание на определенное время. Благодаря совершенствованию водноопорных движений, в том числе удержанию плоской кисти во время гребка — был получен положительный эффект в формировании умения создавать непрерывную тягу при плавании. Включение дыхательной гимнастики и комплексов вышеуказанных упражнений в учебный процесс дает возможность повысить качество формирования навыка плавания и сократить его сроки.

Список литературы

 

1.        Александров, А.Ю. Обучение плаванию самобытными способами. [А.Ю. Александров, Л.С. Малыгин]; Моск. гос. акад. физ. культуры. – Малаховка, 2007. – 44с.

2.        Булгакова, Н.Ж. Плавание: учебник для ВУЗов/Под общ. ред. Н.Ж. Булгаковой – М.: Физкультура и спорт, 2001г. – 397с.

3.        Викулов, А.Д. Плавание: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС- ПРЕСС, 2003. – 368с.

4.        Ганчар, И.Л. Методика преподавания плавания: технологии обучения и совершенствования / И.Л. Ганчар – Одесса: Друк, 2006. – 696с.

5.        Пудов, А.В. Обучение плаванию кролем на груди и на спине. Методические указания для студентов всех факультетов / А.В. Пудов – Волгоград: Изд. ВолГУ, 2000. – 20с.

6.        Раевский, Д.А. Формирование основ двигательной готовности для повышения эффективности обучения плаванию детей младшего школьного возраста : дисс. канд. пед. наук: 13.00.04 / Д.А. Раевский.; [Московская гос. академия физ.культуры]. – Малаховка, 2011. – 165с.