Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ДИНАМИКА ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ 2-ГО КУРСА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
04 августа 2018г.

В настоящее время занятия физической культурой и спортом пользуются достаточно большой популярностью среди студенческой молодежи. По существующим критериям оценки личности будущего специалиста с высшим образованием - здоровый образ жизни рассматривается как значимый фактор профессиональной подготовки студента. Это позволяет концентрировать его личностно ориентированную направленность на знание основ и принципов здорового образа жизни – для того, чтобы в дальнейшем можно было полнее реализовать свой трудовой и творческий потенциал [2,9].

Вместе с тем, наряду с возможными занятиями в свободное время, существует обязательное количество часов для активных занятий тем видом, который студенты выбирают в качестве спортивной направленности при обучении в вузе, но кроме дифференцировки предлагаемой нагрузки по возрасту и полу, примерной программой дисциплины «Физическая культура» также рекомендуются обязательные тесты для оценки общей физической и специально-технической подготовленности, в которые кроме тестов на быстроту, ловкость, гибкость для определения выносливости рекомендуется бег на длинную дистанцию до 3 км. Но для того, чтобы пробежать такую дистанцию (девушки – 2 км, юноши – 3 км), необходима специальная подготовка [1]. Нередко, студенты, поступившие и проходящие дальнейшее обучение в вузе, имеют очень низкий уровень возможности пробегать такие дистанции. Ряд специалистов отмечали выраженные негативные реакции после выполнения студентами беговых тестов на выносливость [5]. Для исключения нежелательных последствий при выполнении длительных беговых нагрузок и по их завершению мы используем более короткие дистанции: девушки и юноши пробегают у нас 1000м, что тоже допустимо современной нормативной таблицей [10].

Таким образом, в наших исследованиях мы используем тесты оценки общей физической подготовленности студентов, которые проводим ежегодно.

В задачи проводимого исследования входило:

1.              Изучение темпов развития показателей общей физической подготовленности студентов 2 курса– юношей и девушек.

2.              Выявление возрастных особенностей темпов развития показателей общей физической подготовленности студентов и студенток 2-го курса.

В ходе исследования применялись следующие методы:

§   Педагогические -(тестирование общей физической подготовленности);

§   Инструментальные (хронометрирование, спирометрия);

§   анализ источников литературы;

§   методы математической статистики.

Анализируя научно-методическую литературу, мы пришли к выводу, что основная часть учебно- практического материала посвящена обучению одаренного контингента детей и взрослых, методике работы с группами спортивного совершенствования и школой высшего спортивного мастерства [3]. Вопрос обучения технике бега новичков в нефизкультурных вузах на сегодняшний день является малоизученным и не представленным к перспективе его дальнейшего рассмотрения. Ошибки, допускаемые на первых занятиях становятся в результате привычным делом, так например: неполное разгибание ноги в коленном и голеностопном суставе; чрезмерное захлестывание голени назад после отталкивания; нарушение бегового ритма; неправильная постановка ноги на беговую дорожку, вследствие уменьшения шага; увеличенный наклон туловища вперед или сгибание его в тазобедренном суставе; направление движений рук в поперечном направлении; излишняя мышечная напряженность и закрепощенность.

Для исключения вышеуказанных, типичных ошибок, в ходе начального обучения необходимо сформировать двигательную готовность, присущую одаренным спортсменам. Мы предположили, что если обучаемые будут развивать в возможной степени необходимые качества в беге, то их техника должна стать наиболее рациональной и вполне приемлемой с точки зрения авторов, разработавших оценочные шкалы по бегу [11].

Очевидно, при беге в работу включаются почти все группы мышц - энергозатраты возрастают, предъявляя довольно высокие требования к развитию дыхательной системы [6]. Комплекс упражнений дыхательной гимнастики, разработанный для пловцов [8], был адаптирован для студентов групп ОФП с различной спортивной направленностью. Для улучшения координационных способностей выполнялись упражнения на умение напрягать и в нужный момент расслаблять задействованные в работе мышцы. Благодаря этому обучаемые могли сохранять темп и шаг с большой амплитудой на протяжении пробегаемой дистанции.

В качестве нововведения использовали вышеуказанные структурные компоненты на занятиях перед различными формами бега, изменяя длину дистанции и скорость ее пробегания. Упражнения на дыхание выполнялись также как восстановительные средства и задания на дом.

Вместе с тем, будет продолжен анализ литературных источников, в котором представлены результаты исследования динамики физических качеств у студентов и студенток высших учебных заведений и методы развития двигательных способностей, и поскольку мы рассматриваем «любительский бег» в сопоставлении с профессиональным – проведем анализ показателей бега в основном и спортивном отделении.

Полученные таким образом данные потом были проанализированы и результаты затем распространялись на всю генеральную совокупность – т.е. совокупность всех объектов (единиц), относительно которых предполагается делать выводы при изучении конкретной задачи. После чего следует выборка (выборочная совокупность) - что именно мы выбираем и какие способы построения выборки мы для этого используем.

Исследовали темпы развития показателей ОФП юношей и девушек 2 курса от конца учебного года 1 курса до конца учебного года 2 курса. У юношей 2 курса зафиксированы одинаковые темпы изменения показателей в беге на 60 м – разница в сотых долях секунды 8,74 и 8,71. У девушек получилась разница в десятых 10,59 и 10,36 что говорит также о стабилизации результата в спринтерском беге на 2-м курсе, собственно, как и показатели пробегания стометровки в группах спортивного совершенствования – юноши 12,50 и12,33 (таб. 1), девушки 14,42 и 14,38 (таб. 2), различия недостоверны p>0,05.


Таблица 1 Динамика показателей общей физической подготовленности студентов 1-2х курсов

 

Тесты

I курс -юноши,              весна – 2017 уч.г.

II курс -юноши

весна – 2018 уч.г.

х+ ṁ

(N=56)

Станд. откл., σ

х+ ṁ

(N=56)

Станд. откл.,

σ

 

60м, с

 

8,73+0,03

 

0,14

 

8,71+0,04

 

0,14

 

Длина, см

 

219+2,77

 

10,27

 

221+2,86

 

10,59

 

Подтягив-е, раз

 

9,02+1,15

 

4,30

 

9,24+1,19

 

4,31

 

Гибкость, см

 

7,18+0,34

 

1,29

 

6,87+0,32

 

1,20

 

1000м, с

 

267,22+5,89

 

2,94

 

262,45+6,17

 

3,07

 

Вместе с тем, следует отметить, что, говоря о быстром человеке, нельзя утверждать о том, что он обладает высокой скоростью бега. Высокие показатели в быстроте реакции, в быстроте одиночного движения и в частоте двигательных действий не являются ключевыми в беге на короткие отрезки до 30 и тем более на 60 или 100 метров. На данных дистанциях преимущество будут иметь те, кто обладает специальной скоростной и силовой выносливостью. Конечно, имея хорошо развитое качество быстроты, этого добиться будет гораздо легче. Что нам, собственно, и показывают результаты юношей и девушек (таб. 1,2).


Таблица 2  

Динамика показателей общей физической подготовленности студенток 1-2х курсов


 

Тесты

I курс - девушки,

уч.г.

весна – 2017

II курс - девушки

весна – 2018 уч.г.

х+ ṁ

(N=77)

Станд. откл., σ

х+ ṁ

(N=77)

Станд. откл.,

σ

 

60м, с

 

10,59+0,20

 

0,92

 

10,36+0,22

 

0,99

 

Длина, см

 

167,35+4,40

 

19,63

 

170,28+4,08

 

17,98

 

Пресс, раз

 

42,49+2,04

 

8,98

 

41,51+1,79

 

7,87

 

Гибкость, см

 

13,53+1,01

 

0,51

 

15,02+1,34

 

0,67

 

1000м, с

 

336,38+7,57

 

33,57

 

326,61+7,45

 

33,05

 

Показатели прыжков в длину с места составили в среднем у юношей 221см по сравнению с 219см на 2-м курсе. 170 по сравнению со 167 показатели у девушек. Недостоверность различий в группах ОФП, по всей видимости определяет возрастной фактор. Высокие темпы прироста скоростно-силовых качеств наблюдаются у девушек от 10 до 11 лет, а у мальчиков от 13 до 15 лет. Повторный рост темпов развития относительной силы приходится на период от 15 до 17 лет [7]. Соответственно с 18 лет эти показатели начинают стабилизироваться, что, собственно, мы видим наглядно при проведении научного исследования.

Разница в результатах кросса на 1км составила 5 с у юношей и 9 с у девушек, по сравнению с показателями 1-го курса (рис. 1). Прирост результата обеспечило внедрение комплекса упражнений дыхательной гимнастики [8], выполняемой на занятиях, проводимых на свежем воздухе в сентябре-мае каждого учебного года. Выполнялся комплекс упражнений «напряжения работающих и расслабления неработающих мышц» в течение учебного года [8]. Показатели пробегания 1000м в группах спортивного совершенствования – юноши 3.26,00 и 3,085 девушки 4.23,36 и 4.02,27 соответственно, различия достоверны p<0,05.

Подтягивания на перекладине у юношей - 9 раз осталось на том же уровне в течении учебного года, как собственно это было на 1-м курсе (рис.1). По утверждению специалистов, к 17-18 годам происходит увеличение массы мышечных тканей за счет роста диаметра мышечного волокна. Установлено, что поперечник двуглавой мышцы плеча к 17 годам увеличивается в 6-8 раз (к 15 годам это было в 2 раза меньше). Увеличение массы мышц с возрастом происходит неравномерно: с 15 до 18 лет прирост происходит на 3% больше, чем за 3 года до 15-летнего возраста [4]. Соответственно, как мы видим на данном рисунке – даёт о себе знать возрастной фактор, в качестве прироста мышечной массы, у юношей к 18 годам достоверно увеличиваются показатели подтягивания на перекладине по сравнению с подростковым возрастом.

В упражнении на пресс между студентками 1-го и 2-го курса различия недостоверны. На 1 раз меньше, в среднем выполнили это упражнение второкурсницы. Следовательно, у девушек 1 и 2 курсов одинаковые темпы развития силовой выносливости мышц брюшного пресса.

В показателях гибкости студенты 2-го курса показали 6,9 по сравнению с прошлым учебным годом - 7,2; 2 курс – девушки 15см по сравнению с 13,5 осенью, результаты достоверны, p<0,05. Очевидно, что достаточно большая часть девушек занимается аэробикой, фитнесом, на наших занятиях, этим можно объяснить преимущество в показателях гибкости студенток 2-го курса.

Наличие в достоверности различий у юношей и девушек при пробегании километровой дистанции объясняет вышеописанная специальная подготовка для групп ОФП с различной спортивной направленностью. Определение зависимости между ЖЕЛ и показателями выносливости (1км) позволило выявить тесноту связи между результирующими показателями: Y= 407,43 - 0,034х. Т.е. с возрастанием ЖЕЛ на 1мл скорость пробега снижается в среднем на 0,034 если "Р"меньше0,05, то оба коэффициента значимы и могут быть использованы в качестве положительной оценки наличия корреляционной взаимосвязи.

 

Список литературы

 

1.        Баранцев, С.А. Оценка эффективности учебных занятий со студентами групп ОФП с различной спортивной направленностью / С.А. Баранцев, Е.Н. Колесников, С.В. Пехтерев, М.А. Скородумов // Новые исследования / Институт возрастной физиологии РАО. – 2010. - №3 (24). – С. 97 – 107.

2.        Виленский, М.Я. Физическая культура: учебник / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. – 3-е изд., стер. – Москва: КНОРУС, 2018. – С. 11 – 14.

3.        Жилкин, А.И. Легкая атлетика: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.И. Жилкин, В.С. Кузьмин, Е.В. Сидорчук. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 464с.

4.        Зимкин, Н.В. Физиология человека: учеб. для ин-тов физ. культ. / Н.В. Зимкин. – 5-е изд. – М.: Физкультура и спорт, 1975. – 496 с.

5.        Калюжный, Е.А. Аспекты физического развития и физической подготовленности студентов / Е.А. Калюжный // Материалы II междунар. научно-практ. конф. – М.: РУДН, 2006. – С. 63-64.

6.        Коц, Я.М. Физиология мышечной деятельности: учеб. для ин-тов физ. культ. / Под ред. Я.М. Коца. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – 347 с.

7.        Ломейко, В.Ф. Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры в I-X классах. - Минск.: Народная асвета, 1980. - С.5-9.

8.        Раевский, Д.А. Овладение навыком плавания на основе индивидуальных способностей обучаемых. / Д.А. Раевский; ГУУ, ИУПСиБК ГУУ, Кафедра физич. Культуры. – 2-е изд. Испр. – М.: Издательский дом ГУУ, 2016. – С. 50, 51, 52.

9.     Сакун, Э.И. Построение учебного процесса по физическому воспитанию студентов в вузе: Учебное пособие / Э.И. Сакун. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2011. – 208 с.


ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

 

10. https://gtogto.ru/normy/

11. https://moluch.ru/archive/142/39960/