Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ)

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
04 февраля 2016г.

   В последние годы отмечается ухудшением здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития, с различной зрительной патологией. Все перечисленные факторы свидетельствуют о необходимости поиска механизмов, позволяющих изменить, т.е. улучшить эту ситуацию. Одним из ответов для решения этой проблемы и стала востребованность использования здоровьесберегающих логопедических технологий в образовательном процессе.[1] Здоровьесберегающая технология- это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В течение всего учебного года я использую следующие технологии логопедического воздействия: современные развивающие методы и приемы коррекции артикуляционной и мелкой и моторики,  фонематических нарушений, речевого дыхания, голоса, такие как кинезитерапия; массажа и самомассажа; Су-джок терапия, т.е. разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализую комплекс воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий.

    Для формирования артикуляционных укладов, а также различных мышц речевого аппарата используется традиционная артикуляционная гимнастика, которая состоит из комплекса специальных упражнений, направленных на развитие основных движений органов артикуляции.

   Ежедневные занятия традиционной гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что в свою очередь приводит к уменьшению эффективности от выполнения артикуляционных упражнений. А.В. Ястребова и О.И. Лазаренко предложили использовать в работе с детьми нестандартный метод выполнения артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики.[3] Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки или кистей рук. Применение артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствуют развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координаций движений, развитию памяти, внимания, мышления.

   Особое внимание необходимо уделять дыхательным упражнениям, которые улучшают ритмы, повышают энергетическое обеспечение деятельности мозга, элиминируют многие соматические нарушения, снимают стрессы, способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным выдохом.Технику дыхательных упражнений стоит осваивать в положении лежа, сидя на стуле, стоя, в движении. Дыхательные упражнения можно сочетать с разнообразными вариантами упражнений для глаз и языка. Эффективным приемом является подключение к дыхательным упражнениям аудиальной, визуальной и сенсорных систем: во время дыхательных упражнений прослушивать музыку, «надувать» цветные шарики в животе; « выдыхать» солнечный свет и золотистую энергию. Произнесение звуков при выдохе имеет различное функциональное назначение.

   В.А. Сухомлинский справедливо утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков Академии психологических наук была подтверждена связь интеллектуального развития с пальцевой моторикой. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности движений рук. В научно-методической литературе последних лет описаны приемы работы по развитию мелкой моторики у детей тяжелыми нарушениями речи (Н.С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т.Б. Фомичева, Н.И. Кузьмина, В.И. Рожденственская, Л.В.Лопатина, Н.В.Серебрякова и др Особый интерес у детей вызывает пальчиковый игротренинг, где педагоги используют мозаику, пластилин, семена, мелкие орешки, камешки, шестигранный карандаш, круглые аптечные резиночки, веревочки, спички, пуговицы, кусочки бумаги, веточки, счетные палочки, толстые нитки. Недостаточно используются игры с разнотипными движениями, которые в отличие от игр с симметричными движениями развивают резервные возможности головного мозга.

   Самомассаж рук является одним из видов пассивной гимнастики. Массаж и самомассаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц.[5] Существуют следующие приемы массажа или самомассажа: легкие прикосновения, давление, поглаживание и постукивание, растирание, разминание, выжимание, активные и пассивные движения. При проведении массажа и самомассажа применяют мягкие щетки, мячи массажеры, сухие бассейны, песок, крупу, рисование с помощью пальцев рук или ног.

   Высокой эффективностью и простотой обладает Су-Джок терапия.[1] В Су-Джок терапии хорошо зарекомендовали себя различные инструменты: массажные кольца, роликовые массажеры, комбинированные массажеры, массажные шарики. Использование данных инструментов для массажа одновременно с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию грамматического строя речи способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создает функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для целенаправленной оптимальной речевой работы с ребенком.

    Е.А.Алябьева предлагает методику «Расскажи стихи руками».[2] Данная методика предлагает практический материал для развития у детей дошкольного возраста чувства ритма, темпа, для расширения их словарного запаса и автоматизации звукопроизношения. Использование этой методики вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, координации движений, воображения, образности мышления. Совместные действия с взрослыми и сверстниками снимают неуверенность, зажатость у ребенка, которые часто связаны с речевым дефектом или личностными комплексами.

   Для профилактики зрительного утомления и развития зрения в работе используются: методика Ковалева В.А, зрительно-восстановительные комплексы упражнений Иванова Н.Н.[4] Моторика глаз является неотъемлемым компонентом всех видов познавательной деятельности и прежде всего – учебной. Глазодвигательные упражнения очень полезны, т.к. тренируют мышцы, управляющие движением глаз; активизируют кровообращение; снимают умственное утомление; способствуют развитию зрительного восприятия; способствуют улучшению координации движений глаз; предупреждают косоглазие; тренируют способность глаза фокусировать; усиливают координацию глаза; стимулируют сокращение и расслабление зрачков. В зрительно-восстановительные комплексы упражнений (по Иванову Н.Н) входит: отработка движений по четырем основным (вверх, вниз, вправо, влево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру; движения глаз по траектории лежащей восьмерки; движения глаз по траектории горизонтальной восьмерки; движения глаз с опорой на план схему зрительно-двигательной траектории (тренажер «Краски-глазки»); движение глаз по контуру воображаемой фигуры; «стрельба глазами»: вправо-влево, вверх- вниз; «написание» глазами цифр; «написание» глазами букв; «написание» глазами имен; «рисование» глазами пружины; упражнения для отдыха глаз.[4]

    Для стимуляции интеллектуального развития возможно применение кинезиологических упражнений Сиротюк А.Л.[6] Кинезиология — наука о развитии головного мозга через движение. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Межполушарное взаимодействие возможно развивать при помощи комплекса специальных кинезиологических упражнений. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Данные методики позволяют выявить скрытые способности человека и расширить границы возможностей его мозга.

Таким образом, коррекционно-развивающая работа с использованием здоровьесберегающих логопедических технологий способствует комплексному преодолению различных нарушений и предупреждению возможных вторичных задержек в развитии познавательных и психических процессов.

 

Список литературы

1.      Акименко В.М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое

2.      пособие/ В.М.Акименко. – Ростов-на/Д: Феникс, 2008. – 105 с. : ил. – (Сердце отдаю детям).

3.      Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального

4.      сопровождения. - М: ТЦ Сфера, 2006.

5.      Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. –

6.      СПб: ООО «Издательство» ДЕТСВО-ПРЕСС», 2011.

7.      Иванова Н.Н. Коррекция зрительно-двигательной и моторной

8.      координации у старших дошкольников с нарушениями зрения. // Дефектология. - 1998, № 4.

9.        Османова Г.А., Позднякова Л.А. Игровой логопедический массаж и

10.   самомассаж при коррекции речевых нарушений/ Г.А.Османова, Л.А.Позднякова. – СПб. : КАРО, 2013. – 88с.: ил. – (Серия «Мастер-класс логопеда»).

11.   Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников:

12.   Практическое пособие. - М: АРКТИ, 2008.