Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ

Авторы:
Город:
Орел
ВУЗ:
Дата:
03 августа 2016г.

Современная система высшего образования осуществляется в новых социально-экономических и политических условиях. Они определяют как перспективы развития образования, так и связанные с этим проблемы.

Можно увидеть определенные противоречия в образовательном процессе вуза между увеличивающими требованиями к профессиональной подготовленности выпускников и реальным уровнем их готовности к профессиональной деятельности. Совершенствование подготовки студентов обусловлено многими факторами, среди которых важным представляется мотивация их учебно-профессиональной деятельности.

Проблема мотивации учебно-профессиональный деятельности является одной из основных проблем в области психологии обучения. Следует отметить, что нет единства ни в понимании содержания мотивации, ее роли в регуляции поведения, ни в понимании соотношений между мотивацией и мотивом. Во многих работах эти два понятия используются как синонимы. Е.П. Ильин понимает мотив как "сложное интегральное (системное) психологическое образование, побуждающее к сознательным действиям и поступкам и служащее для них основанием (обоснованием), а мотивацию как динамический процесс формирования мотива" [3].

Под учебной мотивацией понимают "частный вид мотивации, включенной в деятельность учения", а мотив учения понимается как "направленность активности учащегося на те или иные стороны учебной деятельности"[4]. Учебная мотивация определяется рядом факторов: образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; организацией образовательного процесса; субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками); субъектными особенностями педагога и, прежде всего, системой его отношений к ученику, к делу и спецификой учебного предмета [4].

Исследователи подчеркивают, что учебная мотивация системна и характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью. Ряд авторов (Л.И. Божович, П.М. Якобсон и др.) постулируют необходимость присутствия познавательных и социальных мотивов для эффективности учебной деятельности [1].

Традиционно выделяют два класса мотивации: внутренняя и внешняя. "Внутренняя мотивация (познавательные мотивы) реализует познавательную потребность, связанную с усваиваемыми знаниями и выполняемой деятельностью (совпадает с конечной целью учения). В то время как внешняя мотивация (социальные мотивы) реализует непознавательную (социальную по содержанию) потребность, которая не связана с получением знаний (не совпадает с целью учения) [2].

Формирование устойчивых положительных мотивов учебно- профессиональной деятельности выступает одним из факторов успешности будущей профессиональной деятельности. Следует также учесть, что развитие современной системы высшего образования предполагает реализацию практики обмена студентами в рамках международного сотрудничества. В этом случае, изучение характеристик учебно- профессиональный деятельности студентов становится особенно важным.

Целью нашего исследования являлось изучение особенностей мотивации учебно-профессиональной деятельности иностранных студентов. Исследование было проведено в Орловском государственном университете им. И.С. Тургенева в феврале – мае 2016 года. В исследовании принимали участие 30 русскоязычных и 30 иностранных студентов, обучающихся по программе бакалавра и магистра. Общее количество выборки составило 60 человек.

Эмпирическая база исследования строилась на основе следующих методик: методика «Мотивация обучения в вузе» (Т.И. Ильин); методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой); методика «Мотивация учения студентов педагогического вуза» (С.А. Пакулина, М.В. Овчинников).

Мы предположили, что учебно-профессиональная мотивация русскоязычных и иностранных студентов имеет свои особенности: для русскоязычных студентов наиболее выраженной является внешняя мотивация, а для иностранных студентов – внутренняя мотивация.

Изучение ведущих мотивов учения позволило выявить, что для русскоязычных студентов ведущими мотивами учения выступают коммуникативные и профессиональные. Это характеризует студентов как людей общительных, легко устанавливающих социальные контакты и ориентированных на овладение профессиональными знаниями и профессионально важными качествами. У русскоязычных студентов также слабо выражен мотив избегания. Они не боятся трудностей, возможно в некоторых ситуациях готовы рисковать, что является очень важным моментом в их профессиональном и личностном становлении. Основным мотивом обучения для русскоязычных студентов является мотив «Получение диплома», что иллюстрирует доминирование внешнего мотива получения профессионального образования. Достаточно представлены такие мотивы«Приобретение знаний» и «Овладение профессией». 

Для иностранных студентов ведущими мотивами на момент обучения являются профессиональные. Можно сказать, что иностранные студенты имеют сильное стремление к получению и развитию профессиональных знаний и профессионально важных личностных качеств. Их мотивация учения во многом ориентирована на будущее. Иностранные студенты мало боятся трудностей, возможно в некоторых ситуациях готовы рисковать, что является очень важным моментом в их профессиональном и личностном становлении. Основным мотивом обучения для иностранных студентов является мотив «Приобретение знаний», что говорит о доминировании внутреннего мотива получения профессионального образования. Мотивы «Овладение профессией» и «Получение диплома» выражены несколько в меньшей степени. Кроме того, в группе как русскоязычных, так и иностранных студентов среди мотивов поступления в Вуз, реально действующих мотивов обучения и профессиональных мотивов наибольшие значения  получены  по  параметру  «Профессиональные  мотивы».  Это означает, что мотивация учения студентов во многом ориентирована на будущее, что отражает адекватную профессиональную направленность обучения бакалавров и магистров.

Сравнительный анализ по методике «Мотивация обучения в вузе» (Е.П. Ильина) показал, что внутренняя мотивация к овладению профессией и приобретение знаний значимо выражена у иностранных студентов. Познавательные мотивы/приобретение знаний побуждают студента узнать новые факты, преодолевать трудности в процессе познания, овладевать знаниями, проявлять познавательную активность (рассуждать, преодолевать препятствия при решении задач). Для русскоязычных студентов стремление к получению новых знаний не столь выражено. Сравнительный анализ по мотиву самоопределения/овладению профессией, который связан с пониманием значения знаний для будущего, показывает, что иностранные студенты стремятся быть развитыми и понимают, что выбрали правильную профессию. Для русскоязычных студентов желание овладеть профессией выражено в меньшей степени.

Сравнительный анализ по методике «Диагностики учебной мотивации студентов» (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой) показал, что мотив «Профессиональные мотивы» является более значимым для иностранных студентов по сравнению с русскоязычными. Профессиональные мотивы отражают уровень направленности студентов на овладение профессией. По-видимому, иностранные студенты имеют сильное стремление к получению профессиональных знаний и развитию профессионально важных личностных качеств. При этом, не выявлено значимых различий между иностранными и русскоязычными студентами по всем другим мотивам. Следовательно, как для русскоязычных студентов, так и для иностранных студентов одинаково характерны мотивы коммуникативные, избегания, престижа, творческой самореализации, учебно-познавательные и социальные.

Наконец, сравнительный анализ по методике «Мотивация учения студентов вуза» (С. А. Пакулина, М. В. Овчинников) показал, что при выборе специальности иностранные студенты более ориентированы на внутренние мотивы учения (желание получить высшее образование), по сравниванию с русскоязычными студентами. По нашему мнению, иностранные студенты имеют сильное внутреннее желание учиться, чтобы получить хорошую работу, поэтому они упорно учатся, чтобы получить лучшее образование в другой стране.

Среди реально действующих мотивов учения не выявлено значимых различий между русскоязычными и иностранными студентами как в отношении широких, так и узких учебно-познавательных мотивов. Можно полагать, что русскоязычные и иностранные студенты в равной степени стремятся быть готовыми к занятиям или, наоборот, склонны запускать изучение учебных предметов, желают успешно продолжить обучение на последующих  курсах, успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично» или же хотят приобрести глубокие и прочные знания.

 Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась в отношении мотивов на этапе выбора специальности: для русскоязычных студентов наиболее выраженной является внешняя мотивация, а для иностранных студентов – внутренняя мотивация. Мы можем также отметить следующую тенденцию: для русскоязычных студентов на первом месте стоит мотив «Получение диплома», в то время как для иностранных студентов это мотив «Приобретение знаний». Однако, среди реально действующих мотивов учения не выявлено значимых различий между русскоязычными и иностранными студентами.

Мы полагаем, что преобладание внутренней мотивации учения у иностранных студентов обусловлено тем, что при выборе профессиональной карьеры в будущем они в большей степени, чем русскоязычные студенты ориентируются на профессиональное и социальное признание, уважение и самореализацию.  Для  иностранных  студентов  возможность  учиться  за рубежом, особенно в Европе, это престижно. После окончания учебы студенты имеют возможность получить хорошую работу и сделать успешную карьеру в своей стране. Что касается русскоязычных студентов, то выбор будущей профессии представляется не таким личностно значимым. Получение диплома, как показателя профессиональной готовности, скорее выступает формальным показателем. Наличие диплома, к сожалению, еще не гарантирует хорошую работу. Многие выпускники Вузов реализуют себя в профессиях, не обязательно связанных с полученной специальностью. Соответственно, результаты нашего исследования могут быть использованы при решении вопросов профессиональной подготовки студентов в процессе обучения в Вузе.

Список литературы

 

1.     Бугрименко, А.Г. Внутренняя и внешняя учебная мотивация у студентов педагогического вуза // Психологическая наука и образование. 2006. № 4.

2.     Герасимова, А.С. Теория учебной мотивации в отечественной психологии // Научные материалы международного форума и школы молодых ученых ИП РАН, раздел 2. М., 2004.

3.     Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2006. -512 с. 

4.     Меламед, Д.А. Социально-психологические особенности учебно- профессиональной мотивации студентов [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2011. № 2. URL: http:

//psyedu.ru/journal/2011/2/2116.phtml .