Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВЛИЯНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ НА ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ПОДРОСТКОМ

Авторы:
Город:
Армавир
ВУЗ:
Дата:
04 февраля 2016г.

   Демократизация нашего общества выдвинула проблему педагогического общения, его гуманизацию в число основных направлений теории и практики воспитания. Научное обоснование воспитательно- образовательных систем, в которых личность ребенка, его права выступают высшей социальной ценностью и педагогической ценностью становятся ведущей функцией педагогики.

   В связи с этим, в настоящие время появляются ряд исследований, посвященных педагогической конфликтологии. Особый интерес исследователей вызывают проблемы изучения основных причин возникновения педагогических конфликтов и эффективных способ их решения. Специфика данной работы заключается в выявление особенностей протекания конфликтов в среднем (подростковом) школьном возрасте.

   В связи с особенностями переходного возраста отношения подростков меняются как с родителями, так и со сверстниками и учителями. В результате чего между взрослыми и подростками возникает психологический барьер, для преодоления которого чаще всего подростки прибегают конфликтным формам поведения. То есть особенности развития ребенка в подростковом возрасте, влияние внешних условий среды на подростка могут вызвать ситуации, которые нарушают нормальный процесс становления личности ребенка, в результате чего создаются объективные предпосылки для проявления межличностного конфликта.

   В настоящие время в связи с ориентацией образования на воспитание социально развитой личности учителю необходимо вывести ученика на урегулирования конфликта, не оставлять его неразрешенным. Учитель также должен создавать все условия для того, что ученики развивали навык разрешения конфликта самостоятельно.

   Для более глубокого изучения данной темы были проведены исследования, с целью определения особенностей педагогических конфликтов между учителем и подростком. Для этого были поставлены задачи:

а) указать последствия педагогических конфликтов и их влияние на учебную деятельность подростков,

б) определить способы устранения конфликтов на уроках истории в среднем звене общеобразовательной школы,

в) сформировать правильные тактики и стратегии поведения учителя с подростками.

   Исследования проводились на базе общеобразовательной школы участниками стали учащиеся 8 класса и учитель истории и обществознания. Было проведено анкетирование с целью определения конфликтности в подростковом возрасте и изучен опыт учителя истории по решению конфликтов на уроках истории. В результате было выявлено, что подростки обладают средним уровнем конфликтности, связано это, прежде всего с их индивидуально-психологическими    особенностями.

   По опыту учителя истории и обществознания были определены методы решения конфликтов.

   Разрешение педагогического конфликта на уроках истории является творческим актом, здесь не может быть определенного уникального рецепта. Индивидуальный поиск решения и его реализации учителем осуществляется с учетом множества факторов складывающейся ситуации. Освоение же технологией разрешения конфликта способствует расширению арсенала способов выхода из конфликта и дает возможность распознавания конфликта на самых начальных стадиях.

    Первым шагом в решении педагогического конфликта становится задача: снять психологическое напряжение. До тех пор пока оно сохраняется в отношениях между учителем и подростком, конфликт не решить. Снятие напряжения осуществляется разными способами: шуткой, демонстрацией симпатии, переключением на другие объекты и деятельность, изменение интонации и многое другое.

   Наиболее простым способом решения конфликта является проявление нежности по отношению к ученику. Столь же легкий способ решения конфликта, но требующим мастерства и виртуозности, является использование юмора. Благодаря юмору учащиеся могут увидеть множество смешных элементов в сложившейся ситуации. При этом шутка должна быть просто для понимания, не содержала сарказма и не была оскорбительна, так как подростки в этом возрасте очень чувствительны.

   Наиболее эффективным способом разрешения конфликтов являются  переговоры  и посредничество. Конструктивные возможности переговоров и посредничества крайне высоки. Продуктивная стратегия переговоров - это, в первую очередь, стратегия согласия, поиска и увеличение общих интересов и умение совмещать их таким образом, который не будет вызывать в будущем желание нарушить принятое соглашение. В реальной жизни педагогам зачастую не хватает культуры переговорного процесса и навыков ведения переговоров. В случае особо острой конфликтной ситуации или невозможности провести переговоры своими силами как приложение к методу переговоров применяется технология посредничества.

   В особых же случаях, когда конфликт зашел слишком далеко, учитель вынужден прибегать к психологически более сложным способам, таким, как ультиматум, принуждение или временное расставание.

   Изучение опыта учителя и исследования школьников позволило не только изучить способы решения конфликтов, но и определить последствия педагогических конфликтов и их влияние на учебную деятельность подростков.

    Можно выделить основные функциональныепоследствия педагогических конфликтов.

1.      Проблема решается  таким путем, который устраивает и учителя  и подростка, и в  результате они чувствуют себя причастными к решению важной для них проблемы. Данный факт порождает мотивацию к дальнейшим совместным решениям учебных задач и проблем.

2.      Совместно принятое решение быстрее и лучше претворяется в жизнь. Когда подросток и учитель наблюдают результат общего решения, они испытывают удовлетворенность своей деятельностью, ощущают взаимную поддержку.

3.      Учитель и ученик приобретают опят сотрудничества при решении сложных вопросов и могут использовать его в будущем.

4.      Эффективное решение конфликтов между учителем и подростком разрушают так называемый «синдром покорности»- страх открыто высказывать свое мнение, отличное от мнения «старших». Это очень важно для подростка, так как он находится в стадии становления как физическом, так и психологическом и желает общаться на равных с «взрослыми»

5.      Участники конфликтов перестают рассматривать наличие разногласий как «зло», всегда приводящее к дурным последствиям.

   Основные дисфункциональныепоследствия конфликтов:

1.      Чувство обиды, неудовлетворенности, плохое настроение все это ведет к снижению мотивации учебной деятельности у подростков .

2.      Сохраняться непродуктивные, конкурентные отношения в классе.

3.      Отсутствие стремления к сотрудничеству, добрым отношениям.

4.      Возможно, у подростков сложится представление о противоположной стороне конфликта (учителе) как о «враге». В свою очередь учитель как и ученик будут считать свою позицию как исключительно положительную и правильную.

5.      Временное сворачивание или полное прекращение взаимодействия между учителем и подростком, препятствующие достижению общих целей и тормозящие учебный процесс.

   Перечисленные последствия педагогических конфликтов влияют на взаимоотношения между учителем и подростком. От способов решения и поведения учителя в конфликтной ситуации зависит, положительным или отрицательным окажется влияние на учебную деятельность. Для помощи в реализации данных факторов существуют службы примирения, психологи.

   На завершающем этапе исследования по результатам анкетирования были определенны на наш взгляд наиболее правильные стратегии и тактики поведения учителя с подростком, с целью эффективного взаимодействия в педагогическом процессе.

1.      Учитель должен уметь выслушивать подростка.

2.      Незаметно вторгаться в круг его неформальных отношений,       постараться оградить от негативного влияния друзей.

3.      Обеспечить возможность занять достойное место в коллективе (через поручения, поощрение малейших успехов).

4.      Проявлять и   подтверждать свое доверие к подростку,  доверив ответственное поручение   или выступление от лица коллектива.

5.      Знать состояние здоровья ребенка, замечать признаки утомляемости.

6.      На проступок надо реагировать мерой наказания, но наказание должно завершать конфликт,  а не создавать его.

7.      Анализ поведения подростка не должен носить оценочный характер, нужно находить положительные, отрицательные моменты поступков и предлагать альтернативные способы поведения.

8.      Выстраивание учебной деятельности на уроках должно отражать учет индивидуальных особенностей, что поможет снизить напряженность учащихся, испытывающих неудовлетворенность своими успехами в учебе.

9.      Учебная деятельность должна способствовать развитию умений думать абстрактно и гипотетически, должна соответствовать постоянно меняющимся потребностям подростков.

10.   В повседневной жизни делать акцент на ценность физического здоровья, занятий спорта, правильного питания, необходимости соблюдения личной гигиены.

   Подводя итог вышесказанному, нужно сказать, что подростковый возраст – трудный период в жизни ребенка. В ходе бурного роста и  физиологической перестройке организма у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, сниженная самооценка. В качестве общих особенностей этого возраста отмечаются изменчивость настроений, эмоциональная неустойчивость, неожиданные переходы от веселья к унынию и пессимизму. Придирчивое отношение к родным сочетается с острым недовольством собой.

   Все перечисленные особенности подросткового возраста создают объективные причины для возникновения конфликта как с родными, так с учителями школы. Поэтому учителю необходимо правильно выбрать методику урегулирования конфликта, подойти к этой задаче творчески, способствовать развитию у подростков навыка урегулирования конфликтов собственными силами, в ходе решения конфликта не забывать о том, что в педагогическом процессе любое решение учителя имеет воспитательное значение.

 

Список литературы

1.      Анцупов, А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – М.: Юнити, 2000, 551 с.

2.      Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов /  И.А. Зимняя. 2-е изд., доп., испр. и перераб.– М.: Логос, 2004, 384 с

3.      Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл: Академия, 2005, 352 с.

4.      Школьная служба примирения: конструктивное решение конфликтов между учащимися [Текст] ///Директор школы. – 2007. - №8. – С. 86-8