Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕМЫ «ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА» В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Авторы:
Город:
Рязань
ВУЗ:
Дата:
03 августа 2018г.

Аннотация. В своей статье автор определяет основные особенности в преподавании темы «Внешняя политика» в средней школе. Уделяет внимание характеристике деятельности школьников в течение урока, посвященного обозначенной проблеме. Даёт рекомендации педагогам по качественному изложению материала по теме «Внешняя политика» для среднего и старшего звеньев средней школы. Подчёркивает важность введения ФГОС нового поколения для всестороннего развития и саморазвития подрастающего поколения.

Ключевые слова: урок истории, «Внешняя политика», проектная деятельность, проблемное обучение, роль личности в истории, отечественная история, цели и результаты обучения.

Введение в систему образования Федеральных стандартов нового поколения в 2013 году изначально, как и все новшества, были встречены педагогами не особо приветливо. Однако следует заметить, что нашим профессиональным учителям не понадобилось много времени, чтобы понять: все методы и цели образования, устанавливаемые новыми ФГОС, давно работникам образования известны и успешно применяются ими на практике.

Учителя по достоинству оценили эффективность метода проблемного обучения, когда ученикам в течение всего урока приходится активно участвовать в образовательном процессе для того, чтобы дать правильный ответ на поставленный учителем вопрос, найти самый удачный выход из проблемной ситуации, обозначенной педагогом.

Следует заметить, что ученики с большим интересом относятся к проектному методу работы, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Как известно, степень важности изучаемых в средней школе предметов определяет каждый учащийся самостоятельно. Этот выбор зависит, прежде всего, от того направления будущего обучения, которое определил себе школьник, от индивидуальных интересов и предпочтений ребёнка и, наконец, от учителя и его умения интересно преподавать свою дисциплину.

Нельзя рассуждать, как это позволяют себе очень многие и учителя, и родители, и сами дети, что физика и математика принадлежат к числу важных предметов, а история и география являются второстепенными, не очень значимыми для нашей жизни науками. Как показывает практика, всё зависит исключительно от профессионализма и компетентности учителя. Педагог – ас, мастер своего дела даже уроки труда и физкультуры сделает наиважнейшими в образовательно-воспитательном процессе любого учебного заведения.

Что касается истории, то, прежде всего, нужно напомнить непросвещенным людям слова великого русского учёного М.В. Ломоносова: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Знание мировой, а, тем более, отечественной истории всегда облагораживает человека, делает его внутренний мир намного богаче и насыщеннее. И, необходимо подчеркнуть, что вызвать у школьников интерес к этому обязательному предмету, привить любовь к истории, начиная с родного края и заканчивая всемирной историей человечества, задача вовсе нетрудная, но очень достойная и архиважная.

Роль исторических знаний для человека переоценить сложно. Школьники, изучая характеры исторических личностей и анализируя ход мировых событий, учатся делать самостоятельные выводы и умозаключения. Ученикам доставляет удовольствие индивидуально или в группах находить причины и повод, определять последствия исторических событий. К учителям истории не напрасно предъявляются особые требования со стороны администрации учебных заведений и всей системы образования в целом, поскольку именно хорошие знания истории заставляют человека мыслить, сравнивать, оценивать роль той или иной личности в развитии общества, активизировать свои силы и умения на процесс приобретения новых знаний.

Поскольку, как известно, рекомендаций у нас всегда много, а конкретных методических разработок катастрофически не хватает, учителям истории предоставлено необъятное поле для индивидуальной деятельности с применением знаний, умений и фантазии с целью создания интересных, увлекательных уроков, на которых бы решалось максимальное количество образовательно-воспитательных задач.

Тема «Внешняя политика» рассматривается как на уроках всемирной истории, так и на занятиях по истории Отечественной. Она настолько обширна, что позволяет учителю не только рассматривать новый материал непосредственно на уроке, но и предлагать ученикам подготовить рефераты, доклады, сообщения касательно конкретной темы, сделать презентацию или в виде эссе дать ответ на интересный проблемный вопрос. Например:

- Всегда ли внешняя политика России была мирной?

- Все ли войны, которые вели русские князья, цари, императоры можно назвать оборонительными? Или захватнические тоже были?

-    Россия позиционирует себя мирным государством. Западные эксперты с этим не согласны, поскольку русские дети любят рисовать войну. Каков Ваш ответ на подобные высказывания?

Эти и подобные вопросы не только вызывают у старшеклассников неподдельный интерес, но и дают возможность научиться уважительно относиться к оппоненту во время дискуссии, интеллигентно вести спор, аргументированно отстаивать собственную точку зрения, достойно принимать чужое мнение в качестве победного. Самое главное – школьники учатся красиво, увлекательно, качественно строить свою речь. Учатся не только слушать, но и слышать, а также вызывать интерес аудитории к собственному выступлению.

Грамотно построенный урок истории является незаменимым, универсальным инструментом учителя в решении целого комплекса образовательных и воспитательных задач. В процессе изучения мирового исторического наследия у школьников формируются представления об отношениях России с зарубежными странами в различные периоды развития человеческого общества. Подростки учатся анализировать и определять роль и место России на международной арене.

Воспитательная задача выражается в формировании у школьников чувства патриотизма, гражданственности и любви к Родине, развитии обеспокоенности и ответственности за судьбу своего Отечества благодаря ознакомлению с историческими фактами и глубокому анализу ошибок прошлого.

В 10-11-х классах, как показал опыт, учащиеся всё более интересуются не только политической историей, историей дипломатии, но и ролью конкретной личности в истории. В старшем звене средней школы очень эффективен долгосрочный проект «Великие политики XX века». По мере изучения запланированного учебного материала в течение года учитель задерживает внимание детей на том факте, что история пишется не самостоятельно, её слагают люди, личности. Каждая эпоха, каждая страна, каждый народ рождает своих героев и вписывает их имена в свою летопись. Есть имена, которые пишут заглавными красными буквами, но есть и такие, которые заслуживают самого мелкого черного шрифта. Однако и те, и другие – действующие лица постоянно обновляющейся, порой не предсказуемой «Исторической пьесы человечества».

Ученикам следует предложить по мере изучения курса выбрать интересную каждому из них личность и подготовить небольшое эссе, в котором обязательно будут освещены общие для всех сообщений вопросы. Например:

1. Краткая биография героя.

2. Какими мероприятиями, действиями он вошёл в историю.

3. Заслуги в области внешнеполитической деятельности.

4. Почему я выбрал именно этого деятеля, чем он меня заинтересовал.

К концу учебного года трудом старшеклассников собирается достаточно объёмный материал, общее название которому школьники дают во время совместного обсуждения. Красиво оформляют его и дарят кабинету истории для использования подготовленных ими исследовательских работ будущими учениками.

Школьники в процессе изучения отдельных тем, касающихся внешней политики, приходят к пониманию того, что внешняя политика любого государства оказывает серьёзное влияние на развитие этого государства в целом и наоборот: общественное, социальное, экономическое состояние страны диктует, создаёт его внешнюю картину взаимодействия с другими державами.

Подытоживая всё вышесказанное, есть основание ещё раз подчеркнуть, что учитель истории на каждом уроке, каждой своей фразой воспитывает человека будущего. Именно от педагога зависит, насколько эта личность будет качественно сформирована, всесторонне образована и политически подкована.