Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРОФИЛЬНО- ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Авторы:
Город:
Волгоград
ВУЗ:
Дата:
03 августа 2016г.

Социальный заказ современного общества возложил на школу огромную ответственность по формированию личности будущего выпускника, овладевшего определенным набором компетенций, готового к непрерывному образованию. Такой идеальный результат зависит от грамотно выстроенной системы старшей ступени школьного образования, где безусловно понимают важность изучения иностранного языка с точки зрения профиля учащихся. На уроке педагог опосредованно либо непосредственно занимается «профессиональным просвещением», другими словами знакомит школьника с ситуацией на современном рынке труда [ 4]. Урок иностранного языка занимает одно из приоритетных мест, поскольку востребован в разных профессиональных областях. Никого уже не удивляет пункт «Владение иностранным языком» в анкете при устройстве на работу. Чем престижней должность, тем выше требования работодателя к уровню владения иностранным языком специалиста.

Современные старшеклассники воспринимают иностранный язык как проводник в мир информации, получаемой различными способами при устном и письменном общении. Они понимают, что знание иностранного языка им необходимо и для продолжения обучения, и для осуществления профессиональной деятельности. Учебная дисциплина «Иностранный язык» способствует овладению культурой мышления, помогает организовать свой труд на научной основе, обучает рефлексии на основе анализа и оценки собственного уровня владения иностранным языком. Получаемые в процессе изучения иностранного языка страноведческие знания, знания о приобретаемой профессии в публикациях на иностранном языке расширяют кругозор, позволяя учащемуся лучше оценить социальную значимость своей будущей профессии. Владение иностранным языком позволяет приобретать большую компетентность в будущей профессиональной деятельности, вырабатывает методологическую и психологическую готовность к изменениям в своей профессиональной деятельности.

Обучая иноязычному общению, учебный предмет «Иностранный язык» позволяет старшим школьникам лучше ориентироваться в мире профессий и способствует формированию приоритетных качеств личности.

Таким образом, изменилась роль иностранного языка в обществе, Л.А. Милованова обращает внимание на то, что из учебного предмета он превратился в базовый элемент современной системы образования, в средство профессиональной реализации личности.

Владение иностранным языком на более высоком уровне по сравнению с базовым возможно и в рамках других профилей (естественнонаучного, гуманитарного, социально-экономического, технологического и универсального). При такой организации образовательного пространства иностранный язык выступает не только в качестве профессионального интереса учащихся и «действенным фактором мотивации» учения, но и одновременно является средством изучения другой предметной области. Другими словами, учащимся необходимо предоставить базу профессиональных знаний и знаний иностранного языка в соответствующей отрасли, которыми в последствии они могли бы эффективно воспользоваться при получении высшего образования.

Подобная модель профильного образования понимается нами как профильно-ориентированное обучение иностранному языку, при котором система подготовки старшеклассников основана на учете потребностей школьников в изучении иностранного языка, диктуемых характерными особенностями будущей профессии и выбранного профиля, и способствует достижению как минимум функционального/рабочего уровня владения иностранным языком, предполагающего языковую корректность и функциональную адекватность ситуациям профильно-ориентированного иноязычного общения [ 2].

Безусловно, что профильно-ориентированное обучение иностранному языку характеризуется дифференцированным, индивидуальным подходом в обучении как профильного класса в целом, так и каждого ученика в отдельности. Данные понятия четко отражены в личностно - деятельностном подходе в образовании, на который полагается профильно- ориентированное обучение иностранному языку. Основы личностно – деятельностного подхода были заложены в психологии трудами А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, где личность понималась как субъект деятельности, которая формируется в деятельности и в общении с другими людьми, определяя специфику этой деятельности и общения. В рамках производимого исследования значимым представляются основные положения данной парадигмы современного образования:

1.     Готовность школьника к профессиональной деятельности происходит за счет развития его личности, раскрытия в нем механизмов саморазвития, самореализации, самовоспитания, адаптации.

2.     Построение содержания образования предполагает свободный выбор обучаемым объема учебной информации, форм и видов учебной деятельности с ней. Важнейшими задачами являются овладение учащимся творческими способами решения проблем жизнедеятельности, выстраивание иерархии собственных ценностей и личностных смыслов [ 2].

3.    Основная задача педагога – достижение кооперации, сотрудничества, взаимопонимания с учеником. При данном подходе учебный материал не просто транслируется, «…происходит переориентация процесса обучения на постановку и решение самими обучающимися конкретных учебных задач ( познавательных, исследовательских, преобразующих, проектных и т.д.)» [ 1].

4.    Очевидно, что сам подход подразумевает учет двух его компонентов: личностного и деятельностного.

Личностный подход предполагает ориентацию на внутренний мир учащегося, на его психические процессы, которые зависят от его возраста, религиозных взглядов, семейной обстановке и многих других факторов. По мнению И.А. Зимней, при таком подходе «… в центре обучения находится сам обучающийся — его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т. е. ученик, студент как личность». Педагог, ориентируясь в жизнедеятельности ученика и учитывая все его особенности, определяет траекторию каждого урока.

С личностным компонентом тесно взаимодействует деятельностный, так как именно в ходе деятельности происходит формирование определенных качеств и развитие личности в целом. Кроме того, существенным представляется то, что учащийся принимает активное, и в какой-то степени, приоритетное участие в управлении процессом своего развития. Как считает С.Л. Рубинштейн, «субъект в своих деяниях, в актах своей творческой деятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определять то, что он есть…» [ 3].

Завершая рассмотрение личностно-деятельностного подхода, следует обратиться к ФГОС среднего (полного) общего образования, который отражает основные положения данного подхода в обучении старшеклассников. Как известно, к основным результатам освоения основной образовательной программы относятся:

·        Личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений…;

·        Метапредметные, включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно- исследовательской, проектной и социальной деятельности;

·        Предметные, включающие освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами [ 5].

 И.А. Зимняя, подчеркивая психологическую сторону личностно деятельностного подхода, сформулировала четыре ключевых момента:

1. Обеспечение безопасности личностного проявления обучающегося во всех учебных ситуациях, создание условий его личностной самоактуализации и личностного роста.

2.     Этот подход формирует активность самого ученика, его готовность к учебной деятельности, к решению проблемных задач за счет равно- партнерских, доверительных субъектно-субъектных отношений с педагогом.

3.    Единство внешних и внутренних мотивов с позиции ученика: внешним является мотив достижения, а внутренним — познавательный мотив.

4.        Этот   подход   означает   принятие   обучающимся  учебной   задачи   и переживание удовлетворения от ее решения в сотрудничестве с другими обучающимися.   Это   является   основой   развития   не    только            чувства компетентности и аффилиации (принадлежности группе, семье, общности) как компонентов собственного достоинства, но в значительной мере и чувства уверенности в себе как предпосылки самоактуализации [1]. Подтверждение      того,                 что         психологические              особенности   личностно- деятельностного подхода нашли свое отражение в ФГОС для старшей школы очевидны. Мы полагаем, что данный подход наиболее эффективен при обучении    старшеклассников    иностранному    языку,    основываясь    на выбранном ими профиле. Научная, проектная, творческая, исследовательская деятельности – это то, на что должна ориентироваться каждая современная школа.

Бесспорно, такое направление в профильно-ориентированном обучении иностранным языкам может вызвать некоторые споры среди педагогического сообщества. Предметом спора может быть тот факт, что не все старшеклассники, в силу своих личных способностей и других причин, могут овладеть иностранным языком на углубленном уровне с учетом выбранного ими профиля. Но стоит учитывать психологическую составляющую любой деятельности человека. А.Н. Леонтьев отмечает, что любая деятельность конституирует, т.е. выстраивает психологическую конституцию человека. Другими словами, если старшеклассник на протяжении двух лет старшей школы будет системно упражняться в использовании профессиональной лексики и чтении текстов по будущей специальности, то приобретет ряд профессиональных навыков.

Для достижения тех результатов, которые перед школой ставит государство важно понимать, что деятельность, предлагаемая учителем и осуществляемая учеником не должна быть посредственной. Один из способов избежать посредственности в учебном процессе - это творчество, которое должно восприниматься не как "урок песни и пляски", а как стремление всех сторон образовательного процесса к развитию и самореализации своих способностей.

 

 

Список литературы

 

 

1.         Зимняя И.А. Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса / Общая стратегия воспитания в образовательной системе России (к постановке проблемы): Коллективная монография. В 2 книгах. Книга 1 / Под общей редакцией И. А. Зимней. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. —244—252 с.

2.               Милованова Л.А. Профильно-ориентированное обучение иностранным языкам / Монография / Л.А. Милованова. - Волгоград: Издательство ВГПУ Перемена, 2006. - 11, 12, 22 с.

3.       Рубинштейн  С.Л.   Основы   общей   психологии:  в   2   т.   /   С.Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика. 1989. - 2 т. 79 с.

4.           Трубина Г.Ф. Профориентированное обучение на уроке иностранного языка / Г.Ф Трубина // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 3 (46). - 144 с.

5. Федиральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [ Электронный ресурс] / Учительская газета. - http://www.ug.ru/new_standards/5