03 августа 2016г.
Темп современной жизни диктует свои правила. Занятые своими делами, мы забываем о тех, кто рядом, забываем о семье. Практически переставая общаться в семейном кругу, мы разрываем связь с ним, теряем важную опору нашего нестабильного существования. Жизнь в духовном, эмоциональном отрыве от семьи приводит к печальным последствиям. Дети не всегда понимают важность семейных отношений и в будущем, при создании своей семьи, совершают те же ошибки. Ведь не усвоив правильную, достойную модель семейных отношений, не воспитываясь в комфортных, эмоционально-близких условиях, в общем-то, не понимая, что такое семья, человек вряд ли сможет создать и сохранить её. Иными словами, семья играет несомненно одну из главных ролей в формировании человека и гражданина. Поэтому важно возродить значимое положение института семьи в обществе, восстановить разорванную связь поколений.
Основным документов в области воспитания школьников в современной России является «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» А. Я. Данилюка, А. М. Кондакова, В. А. Тишкова. Семья, по мысли создателей концепции, одной из базовых национальных ценностей[1].
Формирование семейных ценностей сегодня становится одной из основных задач общего образования. Задача эта не является простой, ее нельзя решить простым декларированием роли и значимости семьи [2]. Достижение поставленной цели происходит в основном в системе внеаудиторной работы, которая может осуществляться при помощи бесед или классных часов. Вашему вниманию мы предлагаем план классного часа на тему «Базовая национальная ценность: «Семья». Данное мероприятие рассчитано на учеников 10 класса, которые в силу своего возраста, небольшого, но уже личного жизненного опыта, практически сформировавшегося мировоззрения способны осознанно подойти к осмыслению вопроса.
Планируя мероприятие, учитель должен реализовать три стратегических направления деятельности: прямые и четкие инструкции, открытое включенное обсуждение и проясняющая проверка результатов усвоения[7, 110-111].
Задачами, которые должен поставить и выполнить педагог, являются: раскрытие понятий «семья», «семейные отношения», «семейные ценности»; установление социальных статусов в семье и соответствующих им ролей; разъяснение модели поведения в семье в зависимости от занимаемой статусной позиции; иллюстрирование ошибок в семейном общении и способов их исправления.
Классный час может проводиться в игровой форме, в рамках которой ученики делятся на команды по 4-5 человек и выполняют подготовленные учителем и оформленные в виде презентации задания.
Алгоритм проведения мероприятия достаточно прост и отвечает принципам воспитания. Первоначально, учитель готовит мероприятие, он объявляет ученикам тему предстоящего классного часа, а также подробно объясняет, для чего проводится данное мероприятие, таким образом, чтобы воспитанники прониклись существующей проблемой и сами захотели принять участие в нем. Этим мы соблюдём принцип гуманизма. Следующий шаг – создание учителем презентации с учётом необходимых аспектов раскрытия темы классного часа, а именно семейных ценностей, возможно, традиций (принцип направленности на культурные ценности). Более того, при подготовке педагог учитывает возраст, уровень культуры и знаний воспитанников таким образом, чтобы текст и смысл его воспитанникам был понятен (принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей). В качестве домашней подготовки ученикам предлагает написать тезисное рассуждение о том, как они видят свою будущую семью, что является соблюдением принципа воспитания в деятельности. По ходу проведения мероприятия учитель следит за соблюдением правил и норм общения воспитанников как между собой, так и с ним (принцип связи воспитания с жизнью и трудом). Принцип сочетания руководства и сознательной инициативы находит своё выражение в невмешательстве учителя в процесс обсуждения и решения заданий внутри команд. Учитель принимает во внимание все ответы воспитанников, пытается находить в них смысл и участвует в более полном их раскрытии (принцип опоры на положительные качества воспитанника). Соблюдая принцип сочетания уважения и требовательности, педагог не мешает самовыражению учеников, но строго следит за правилами выполнения заданий [4, 264-269].
Проведение мероприятия открывает вступительное слово учителя, в котором он обрисовывает проблему, ставит и поясняет цель занятия.
Далее следует раскрытие и обсуждение понятий «семья», «семейные отношения», «семейные ценности», «социальный статус в семье» и «социальная роль».
Семья – группа живущих вместе близких родственников [3, 700].
Семейные отношения — это связи между членами семьи, которые проявляются через характер и способы межличностного взаимодействия, через влияние членов семьи друг на друга при совместной деятельности и общении [5].
Социальный статус — место или позиция индивида, соотносимое с положением других людей [6].
Ученики – активные участники процесса: они приводят примеры семейных традиций с опорой на те, которые существуют в их семьях, размышляют о том, какими могут быть семенные ценности, что лежит в основе отношений супругов, родителей и детей.
Следующий этап базируется на командной работе учеников. При помощи компьютера и интерактивной доски, учитель демонстрирует моделирующие ситуации (они же педагогические задачи) и предлагает ответить на проблемные вопросы, которые помогут их решить. Напоминаем, что он сам в обсуждение не вмешивается, но следит за соблюдением норм поведения и общения. В качестве примера приводим несколько моделирующих ситуаций:
1) Папа пообещал в выходные сводить детей в зоопарк, однако вести их пришлось маме, так как папу срочно вызвали на работу. Дети обиделись на папу. Как должна повести себя мама в такой ситуации? А папа?
2) Сына дразнят и обижают другие мальчики в группе детского сада. Отец настаивает на том, чтобы мальчик давал сдачу и учился отвечать тем же, обвиняет мать в том, что она сделала из сына труса. Мать не хочет, чтобы сын дрался, потому что боится за его здоровье и не хочет проблем с другими детьми и воспитателями. Мальчик не хочет ссориться с ребятами и спускает обиды со стороны сверстников. В чём ошибка родителей? Что нужно сделать, чтобы помочь мальчику решить проблемы?
После того, как команда примет решение, капитан команды его оглашает, т. е. выносит на общее обсуждение, которое проходит с участием учителя. Результатом этого обсуждения является вывод о наиболее адекватном для приведённых ситуаций способе разрешения назревающих конфликтов.
Педагог снова просит обратиться к ситуациям и обращает внимание на то, что они являются иллюстрациями ошибок в организации общения и построении отношений. Учитель называет наиболее распространённые из ошибок , а задача учеников состоит в поиске способа их устранения. К числу самых распространенных ошибок можно отнести: общение на повышенных тонах; нежелание выяснять причины той или иной конфликтной ситуации - наказание молчанием; не выявленная позиция ребёнка в системе семейных отношений; отсутствие четкого закрепления прав и обязанностей; стремление минимизировать сферу самостоятельности ребенка, чтобы защитить его от ошибок и т.д.
В завершение всего мероприятия учитель помогает ученикам суммировать все выводы и сформировать своё собственное правильное отношение к институту семьи.
Список литературы
1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М. : Просвещение, 2009. – 24 с.
2. Крившенко Л.П., Юркина Л.В. Осмысление непростых вопросов организации воспитательного процесса //Воспитание школьников. 2013. № 1. С. 3-8.
3. Ожегов, С. И. и Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН. ; Российский фонд культуры; - 3-е изд., стереотипное. – М. : АЗЪ, 1995.– 928 с.
4. Педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата/ Л. П. Крившенко, Л. В. Юркина. – М.: Юрайт, 2015. – 364 с.
5. Семейные отношения [Электронный ресурс] / Энциклопедия молодой семьи. – URL http://uti- puti.com.ua/view_articles.php/img/09.04.27/img/8/view_articles.php?id=133. – Дата размещения: 11. 03. 2009. – Дата обращения: 2. 12. 2015.
6. Характеристика семейного общения, его специфичность [Электронный ресурс] / Семейная психология. – URL http://cribs.me/semeinaya-psikhologiya/kharakteristika-semeinogo- obshcheniya-ego-spetsifichnost_. - Дата обращения: 2. 12. 2015.
7. Юркина Л.В. Ключевые вопросы преподавания и воспитания: рекомендации молодым педагогам. // Вестник РМАТ. 2014. № 4. С. 109-115.