04 августа 2018г.
Одной из самых сложных проблем в работе интернатных учреждений системы социальной защиты населения является подготовка воспитанников к самостоятельной жизни в современном социуме. Проведя большую часть времени в условиях государственного обеспечения, молодые люди выпускаются часто не настроенными на самостоятельную организацию своей дальнейшей жизни, не имеющими достаточного количества компетенций для социальной адаптации. Поэтому необходимо в течение всего времени пребывания воспитанников в учреждениях интернатного типа мотивировать их к получению дальнейшего образования, осознанному профессиональному выбору, привитию навыков самообеспечения и самообразования. Одним из направлений такой важной, кропотливой и многосторонней работы является формирование культуры питания с учетом реалий настоящего времени. Я работаю педагогом социально- бытовой ориентации в учреждении для детей, оставшихся без попечения родителей, Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы. Многие из моих воспитанников имеют ограниченные возможности здоровья. Проект «Экономное и здоровое питание» был разработан и реализован в течение 2017-2018 учебного года под научным руководством заведующей кафедрой педагогики и психологии ГАУ ИДПО работников социальной сферы ДТСЗН г. Москвы Е.Н. Приступы.
Актуальность проекта заключается в том, что в процессе подготовки подростков, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни в современном социуме, необходимо научить молодых людей готовить себе не только вкусные и полезные блюда, но и рассчитывать их стоимость таким образом, чтобы она не превышала официально установленной потребительской продуктовой корзины. По нашим подсчетам сумма, которую выпускник может позволить себе потратить на еду в течение суток, составляет около 270 рублей.
Выявленная в ходе реализации первого этапа данного проекта проблема заключается в том, что выпускники в большинстве своём пренебрегают знаниями, полученными на занятиях по социально-бытовой ориентации в области здорового и полноценного питания, ленятся готовить себе здоровую пищу, не умеют рассчитывать свой бюджет. Это подтвердили результаты опроса, проведенного по разработанной в рамках проекта анкете «Как Вы питаетесь?» с помощью сотрудников отдела постинтернатного патроната Центра «Берег надежды» среди лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 19-22-х лет, выпустившихся из Центра от 1 до 4-х лет назад и проживающих самостоятельно. В таблице представлены результаты анкетирования.
Вопрос
|
Варианты ответов
|
Результат
|
1. Что чаще всего Вы
употребляете в пищу?
|
А) фастфуд (Макдональдс, Бургер Кинг, пицца)
|
5
|
Б) еду, приготовленную дома
|
2
|
В) еду, заказанную в ресторане
|
1
|
Г) разогретые полуфабрикаты из магазина
|
6
|
2. Сколько раз в день
Вы обычно питаетесь?
|
А) 3 раза
|
5
|
Б) 4-5 раз
|
1
|
В) 1-2 раза
|
8
|
3. Меняется ли у Вас
ежедневно рацион пищи?
|
А) да
|
4
|
Б) нет
|
5
|
В) зависит от бюджета
|
5
|
4. В каких магазинах
Вы чаще покупаете продукты?
|
А) Азбука Вкуса, магазины здоровой пищи
|
0
|
Б) Продуктовый рынок, фермерские магазины
|
3
|
В) Ближайший сетевой продуктовый магазин
|
11
|
5. В магазинах Ваше
предпочтение к продуктам?
|
А) готовые сухие (типа «доширак») и замороженные блюда
|
5
|
Б) полуфабрикаты и готовые блюда из кулинарии
|
7
|
В) свежие исходные продукты, требующие приготовления
|
2
|
6. Как часто Вы
употребляете в пищу рыбу и морепродукты?
|
А) часто, люблю
|
1
|
Б) примерно, 1 раз в неделю
|
3
|
В) 1 раз в месяц и реже
|
9
|
Г) не употребляю совсем
|
1
|
7. Основной рацион
Вашего питания составляют:
|
А) макароны, готовая выпечка, колбаса (сосиски)
|
9
|
Б) молочные продукты (кефир, творог, сыр) из магазина
|
9
|
В) супы, каши и другие блюда, приготовленные дома
|
4
|
Г) свежие овощи и фрукты
|
1
|
8. Как у Вас со
здоровьем?
|
А) нарушения обмена веществ (избыточный вес, угревая сыпь,
диабет, забол. щитовидн. ж-зы и пр.)
|
4
|
Б) заболевания желудочно-кишечного тракта (изжога, гастрит,
энтерит, запоры и пр.)
|
6
|
В) снижен иммунитет (частые вирусные заболеван., инфекции,
заболевания волос и ногтей)
|
3
|
Г) абсолютно здоров!
|
1
|
Это обусловлено различными причинами, среди которых основные – неумение экономно расходовать средства (как правило, очень ограниченные в первые годы после выпуска), нежелание тратить много времени на приготовление пищи; потеря записей и памяток, полученных на соответствующих занятиях. Неправильное, неполноценное, нерегулярное питание быстро приводит к развитию у молодых людей проблем со здоровьем, связанных с нарушением работы желудочно-кишечного тракта и обмена веществ, к снижению иммунитета.
Таким образом, суть данного проекта – разработка и практическое внедрение на базе ЦССВ «Берег надежды» социально-педагогической программы «Экономное и здоровое питание», направленной на подготовку воспитанников интернатных учреждений системы соцзащиты к самостоятельной жизни в сфере их здорового, полноценного и одновременно экономного питания. Программа предполагает формирование культуры питания, мотивации сохранения своего здоровья и практического умения выпускника накормить себя вкусно, полезно и при этом дёшево.
Программа «Экономное и здоровое питание» была разработана на базе социально-педагогической программы «Уютный дом», реализуемой в Центре «Берег надежды» в течение многих лет, для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и рассчитана на полгода еженедельных занятий. Экспериментальные группы были набраны из подростков 15 – 18 лет, воспитывающихся в Центре содействия семейному воспитанию (65% - юноши, 35% - девушки).
В реализации проекта использовались технологии развивающего обучения, когда воспитанники не просто получают знания, но и сами участвуют в поиске информации, создании творческих блюд, в активном обсуждении интересующих вопросов и самостоятельном выборе своей деятельности. Активно использовались такие интересные современному подростку ресурсы, как презентации, фото- и видеосъёмка, кулинарные телепередачи, Интернет, а также творческие мероприятия (конкурсы, соревнования, создание памятки-фотоальбома и пр.)
В процессе планирования, подготовки и реализации проекта «Экономное и здоровое питание» был изучен опыт и учтены результаты аналогичных проектов: «Здоровое питание» в Кинешме, «Рациональное питание»
в Томской области, «Здоровое питание» в детском саду и «Золотые правила здорового питания» в школе. В мероприятиях по реализации данных проектов участвовали люди различного возраста, разных профессий и разного уровня социальной успешности. В ходе работы над нашим проектом «Экономное и здоровое питание» необходимо было учесть как условия проживания и обучения воспитанников интернатного учреждения системы социальной защиты населения, так и
личностные, психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья.
О том, насколько воспитанники из экспериментальной группы усвоили знания и умения по программе «Экономное и здоровое питание», можно судить по их успеваемости и по результатам конкурса «Кулинарный поединок».
Но необходимо заметить, что за полгода реализации проекта в полной мере оценить его результативность не представляется возможным. Быть полностью уверенными в эффективности данного проекта можно будет только после того, как мы убедимся, что после выпуска из учреждения ребята ежедневно пользуются полученными навыками, и здоровье их в большей безопасности, чем у их предшественников. Тем не менее, поставленные задачи исполнители проекта считают выполненными: воспитанники научились соблюдать рациональность и калорийность блюд, приобрели практический опыт в области экономичного и здорового питания; у них сформировались навыки покупки продуктов, исходя из рассчитанного бюджета, и приготовления вкусной и здоровой пищи. Всё это будет способствовать успешной социальной адаптации выпускников интернатных учреждений и сбережению их здоровья.
Социально-педагогическая программа «Экономное и здоровое питание» и другие методические материалы, разработанные в ходе
реализации проекта, могут быть использованы не только в ГБУ ЦССВ, но и в других интернатных учреждениях в курсе СБО.