12 августа 2017г.
Современная система ФГОС направлена на развитие личности ребёнка, в том числе особое внимание уделяется проблемам в мотивационно-потребностной сфере, так как у детей к третьему классу значительно падает интерес к учебной деятельности. Многие дети с раннего возраста по инициативе родителей включены в различные виды деятельности: кружки, секции и др. в результате, снижается внутренняя мотивация к учёбе уже к младшему школьному возрасту [1-3].
Ребёнок, приходя в школу, не видит новизны, так как многое из школьной программы было уже пройдено на подготовке. Так же со снижением познавательной мотивации падает и авторитет учителя, и ему становится трудно воздействовать на состояние детей. Важно, чтобы педагог создавал условия для благоприятного развития мотивационно-потребностной составляющей личности ребёнка [3; 7]. А.К. Маркова говорит в своих работах о том, что необходимо создавать для детей ситуации, в которых проявлялись разные мотивы [7].
В данной работе отображается введение заданной цели (мотива) в групповую деятельность детей, с целью изучить влияние типа задаваемой мотивации на продуктивность совместного решения творческих задач.
Е.П. Ильин в своих работах писал, что «мотив – сложное системное психологическое образование, побуждающее человека к сознательным действиям и поступкам и, служащее для них основанием, а мотивация - динамический процесс формирования мотива»[5]. То есть, говоря другими словами, мотив – опредмеченная потребность, которая является основанием для деятельности.
В ходе работы было рассмотрено 2 вида мотивации: соревновательная (мотивация достижения) и творческая (познавательная). Познавательные мотивы направлены на получение новых знаний и овладение новыми способами деятельности, в то время, как мотивы состоят в стремлении ребёнка к успеху в соревновании с самим собой и с другими людьми [8].
Многие исследования в области педагогики и психологии показали, что соревновательная мотивация препятствует самоактуализации и развитию личности, и соответственно проявление её творческих возможностей затрудняется [1; 6].
Возникли следующие гипотезы:
1) Соревновательная мотивация способствует высокому темпу работы, но не порождает желания осваивать новые способы деятельности.
2) Творческая (познавательная) мотивация актуализирует интерес к исследованию, освоению способов деятельности и включает заинтересованность в получении качественных результатов.
Детям предлагалось прослушать несколько историй о приключениях Барона Мюнхгаузена, затем в командах придумать абсолютно новую историю из жизни Барона. Ученики были разделены на 4 команды: двум командам задавалась соревновательная мотивация, двум - творческая. На рисунке 6 представлены результаты группы с соревновательной мотивацией
Рассказ к рисунку 6: «Однажды Барон заскучал, и ему хотелось что-нибудь придумать. И тут он решил смастерить ковер-самолет. Он приобрел материалы и стал мастерить. Он работал дни и ночи. И спустя много дней у него вышел ковер. Он был шелковый, с узором, с рулем, с красивыми узорами, и он был скоростной. И наконец, Барон решил испробовать его в деле. И он вышел на славу. Барон хвалил себя. А пока он летал по городу, он встретил попугая, и они подружились. И так они были, не разлей вода. И каждый день они летали на своем ковре. Конец!!!!!».
На
данном рисунке мы видим, что соревновательная мотивация дала достаточно низкий результат за счет отсутствия приключенческих элементов в рассказе. Команда взяла уже существующий образ ковра- самолёта, отказавшись придумывать что-то своё, новое. Впечатляет также последняя реплика: «Конец!!!!!»
- команде неинтересно, она ждет конца работы и выдает довольно складный, но репродуктивный рассказ.
На рисунке 7 представлена другая история.
Рассказ к рисунку 7: «Шёл Барон по лесу и собирал грибы, ягоды и листья. И упал в яму. Долго он падал и появился в незнакомом месте.
Там было много пальм и гигантский вулкан. И перед ним стоял динозавр Рекс и другие динозавры. Тирекс проглотил Барона, и он попал ему в желудок. Барон перепугался, но вспомнил о своём ружье и прострелил динозавру брюхо. Динозавр погиб. Барон вернулся домой, отдал повару ягоды и велел приготовить ягоды в “тирексовом соку”».
В продукте группы с творческой мотивацией можно заметить, что рассказ получился целостный, приключенческий, имеет логическое начало и завершение, героический поступок в стиле самого Барона. Ребята с удовольствием над ним работали и обсуждали детали.
Исходя из полученных данных, можно сделать следующие выводы:
1) Группы, которым была задана творческая мотивация выполнили задание более качественно, хотя не уложились в отведенное время.
2)
Группы с
соревновательной мотивацией показали
высокий темп
работы, но не проявили желания освоить новые способы деятельности, общая направленность – быстрый функциональный результат, недостаточно высокое качество продукта.
Таким образом, решение проблемы падения познавательной и учебной мотивации в школе требует создания условий для развития творческой и познавательной мотивации. Эффективной формой для решения данной задачи является совместное творчество.
Список литературы
1.
Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 320 с.
2.
Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. Сборник
статей.
М., Педагогика», 1972. С. 22-29.
3.
Гуткина Н.И. Развитие учебной мотивации учащихся в первых двух классах современной начальной школы (лонгитюдинальное исследование) // Культурно- историческая психология. 2007.№ 2. С. 62—74.
4.
Иванова
Н.А., Бахтина О.В. Формирование мотивации к учебной деятельности у младших школьников // Известия ВГПУ. Педагогические науки. 2016. № 1(270) С.21-25.
4.Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. 512 c.
6.
Ковалева Н.Б. Принципы и методы развития креативности в теории и практике непрерывного образования в России и США
// Гуманистическиетенденциивразвитиинепрерывногообразования взрослыхвРоссиииСША М.: ИТПиМИО РАО, 1994. С. 89-110.
7.
Ковалева Н.Б., Дьяконова А.И.
Проблемы исследования и развития ценностных ориентаций и мировоззрения обучающихся // От истоков к современности. Сборник в 5 томах: Т. 3.М.: Когито- Центр, 2015. C. 31-33
8. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., 1983. 96 с.