Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРИНЦИПЫ СЦЕНИРОВАНИЯ СИТУАЦИЙ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
03 августа 2016г.

Развитие воображения и творческой активности дошкольников является одной из основных целей дошкольного образования, так как закладывает фундамент для успешного обучения в школе в дальнейшем.

Согласно периодизации психического развития Л.С. Выготского, воображение является центральным новообразованием дошкольного возраста. С его точки зрения именно творческая деятельность, под которой он понимал любую делает человека полноценным существом, способным созидать будущее [ ]. По мнению ряда ученых [ ] развитие творческих способностей и воображения детей возможно только при сценировании ситуаций развития в зоне ближайшего развития.

Зона ближайшего развития, была выделена нами как постепенный переход от воссоздающего воображения, свойственного детям 5-6 лет, к конструктивному, творческому воображению. Так как для детей подготовительной группы актуальна проблема развития конструктивного воображения, которое необходимо для познавательной активности ребенка в школе. Именно этим и был обусловлен выбор данной темы занятия. Само занятие проектировалось нами в соответствии с принципами новой педагогики [1, 7] и рефлексивно-позиционным подходом к сценированию развивающих занятий [5, 6, 8].

В качестве основных принципов такого сценирования представляется важным выделить следующее.

В рефлексивно-позиционном подходе, разрабатываемым нами, цель сценирования - развитие творческих способностей, позиционности и мировоззренческих идеалов личности, что предполагает [5, 6]:

-    формирование условий для позиционной коммуникации в группе с учетом закономерностей совместного творчества;

-   выражение результата в знаковой или образной форме;

 -   учет возрастной нормы и индивидуальных различий.

 На    основе    данных   моделирующих   представлений   мной    была разработана и проведена сценарная разработка, представленная ниже.

Основнаяидеяизамыселзанятия:

 Создание с детьми города мечты – пространства для реализации собственной идеи детей.

Целиизадачи:

 -         развитие   творческого,  конструктивного   воображения,  развитие умения конструировать в общем пространстве;

-   развитие чувства композиции; 

-   развитие образной памяти 

-   развитие способности к сотрудничеству. Мотивацияи актуализациядлядетейцелизанятия.

1        такт. Актуализация темы занятия и активизация познавательной активности детей. Перед детьми поставлен вопрос: что общего между поэтом, художником и композитором? (Всем им нужно воображение). Возникает следующий вопрос, кому же еще нужно воображение? (дети перечисляют различные профессии и примеры использования воображения в них).

2    такт. Формирование модельной ситуации, подготовка детей к принятию роли архитектора. Далее детям были предложены вопросы: нужно ли воображение архитектору? Зачем? (Для того, чтобы построить удобный, красивый город).

3   такт. Введение в проектирование. Как бы вы вообразили себе идеальный город? (Чистый, красивый, удобный).

Творческое задание. Воспитатель, предлагает детям построить город и заселить его, так, чтобы его можно было назвать идеальным.

Материалы,инструменты,оборудование: 

Заготовки сложных форм, карандаши, общее поле – город Содержаниезанятия(конструирование,придумываниеистории):

Для обеспечения ситуации перевода детского воображения в конструктивное русло, важно не только поставить перед ними адекватную задачу, но и создать условия для ее решения. В опоре на принципы рефлексивно-позиционного подхода [4, 5, 6], в котором раскрывается и опредмечивается тезис Л.С. Выготского о том, что развитие происходит не только за счет ведущей роли взрослого, но и в совместной деятельности детей [2, 3, 6 - 9], было сконструировано пространство для совместного творчества детей и созданы условия для их сотрудничества.

Дети должны были выбрать и разукрасить фигуру в пространстве города так, чтобы остальные дети в группе смогли понять, что было изображено. Это условие вызывало к жизни необходимость учета придумок других участников, и подталкивало детей к конструктивным решениям. В ходе занятия был выстроен совместно с детьми план заселения города (сначала предметы ландшафта (горы, реки и пр.), затем стояния (дома, замки, мосты), позже жители и, в последнюю очередь, украшения, для нашего города). Дети по очереди выходили и говорили, что изображено у них на рисунке, а затем крепили его в том месте города, которое считали нужным. В ходе этого детям могли быть заданы уточняющие вопросы, например, при предъявлении нам летящего дракона были заданы уточняющие вопрос «Как же он без крыльев летает?» и последующий ответ, что это магический дракон и держаться в воздухе ему помогает магия.

Результаты

 После того как город был заселен, участникам было предложено, задать друг другу вопросы, о наиболее интересном для них персонаже, здании или предмете. Задачей ведущего было вовлечь детей в диалогическое общение и при этом помочь построить диалог таким образом, чтобы их персонажи и предметы стали взаимодействовать друг с другом в пространстве города (при этом открыто перед детьми такая цель не ставится). По началу, дети лишь отвечали на вопросы, но, когда все персонажи и предметы были названы стали выдвигать догадки (причем не только в отношении фигур, нарисованных ими самими), почему персонаж, предмет или здание было расположено именно тут.

Понемногу начала выстраиваться история, в которой появились главные персонажи как положительные (принцесса), так и отрицательные (два дракона). Примечательно, что в данной истории так же появились персонажи, которые не были нарисованы детьми и, соответственно, не представлены в городе (король и королева). Таким образом, в обсуждении удалось не только построить город и заселить его, но и совместно придумать целую сказку.

Рефлексия 

Для проведения рефлексии я выбрала вопросы, позволившие восстановить логику событий, сложности¸ собственные переживания, все то что составляет предметно-эмоциональную сторону занятия: « Что вам понравилось в нашем занятии, почему? Что вы чувствовали, выполняя задание? Что вам было сложно? Почему? Что вы сможете использовать в своих играх и занятиях в детском саду и дома? Главным для меня должны были стать ответы детей на вопрос «почему?» как запуск их собственного размышления и установления. В своих ответах дети старались не только зафиксировать содержание занятия и сложные для выполнения этапы, но и говорили о выполнении данного занятия как группового, акцентировали внимание на совместном действии. В процессе рефлексии дети дали городу название (Рил).

Акт наречения города, то есть знаково-образное оформление совместного творческого продукта - является важным условием развития конструктивного воображения в совместном творческом действии дошкольников. В качестве двух других значимых условий, позволивших выполнить столь сложное для данного возраста задание, можно выделить формирование общего поля конструирования города как опоры для их воображения и задача построения совместной истории города.

Таким образом, принципы рефлексивно-позиционного позволяют выстроить диалогическое взаимодействие учащихся в зоне их ближайшего развития и тем самым создать условия для развития конструктивного воображения и творческих способностей дошкольников.

 

 

Список литературы

 

 

1.            Булин-Соколова Е. И., Обухов А.С., Семенов А.Л. Будущее педагогическое образование // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. C 207-226.

2.            Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997. 96 с.

3.            Зарецкий В.К. Эвристический потенциал «Зоны ближайшего развития» Вопросы психологии. 2008, №6. С. 13-25.

4.            Зарецкий В.К., Ковалева Н.Б. Введение в психологию научно- технического творчества. – М.: ВГКПИ, 1987. – с. 224.

5.            Ковалева Н.Б. Развитие и организация рефлексивных методов в совместном решении творческих задач. Автореферат дисс. на соискание ученой степени кандидата психологических наук. М.: РАУ, 1994. 19 с.

6.            Ковалева Н.Б., Ковалев Ф.А. Инновационное проектирование образовательных технологий. М.: ГАОУ ВО МИОО, 2015. 167 с.

7.              Обухов А.С. Диалог с миром. Директор школы. 2013 №8 (181) С.82-88. 

8.            Сфера образовательных услуг в системе непрерывного образования США. Кларин М.В., Семёнов И.Н., Спиро Д., Сорокоумова Г., Ковалёва Н.Б. Аналитический доклад. М: 1994. С. 64-74.

9.            Цукерман Г.А. Взаимодействие ребенка и взрослого, творящее зону ближайшего развития // Культурно-историческая психология. 2006. № 4. С. 61–73.