Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРИМЕНЕНИЕ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ВОСПИТАННИКАМИ И КАНДИДАТАМИ В ПРИЕМНЫЕ РОДИТЕЛИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
12 августа 2017г.

Одним из приоритетных направлений работы ГБУ ЦССВ «Берег надежды» является передача воспитанников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на семейные формы устройства.

В ГБУ ЦССВ «Берег надежды» регулярно проводятся круглые столы, «Субботние посиделки» по запросу кандидатов в приемные родители, практически ежемесячно «Дни открытых дверей», а два раза в год «День аиста». На этих специально организованных мероприятиях кандидаты в приемные родители имеют возможность познакомиться с воспитанниками, установить контакт, пообщаться в теплой и непринужденной обстановке, получить консультации специалистов, укрепиться в своем желании взять на воспитание в семью ребенка.

Замещающая семья является возрожденной формой семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Это форма семейного жизнеустройства ребенка, утратившего связи с биологической семьей, приближенная к естественным условиям жизнедеятельности и воспитания, создающая наиболее благоприятные условия для его индивидуального развития и социализации. Замещающая семья обеспечивает детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, их право на семейное воспитание. Ведь именно семья была, есть и будет важнейшей средой для формирования личности. Источником передачи ребенку социально-исторического и эмоционального опыта.

Передача ребенка в замещающую семью это длительный, деликатный и кропотливый процесс, который включает в себя несколько этапов.

Первый этап - диагностический. Включает в себя знакомство с ребенком, оценку социальной и медицинской информации, определение проблемных областей развития личности ребенка, диагностику особенностей актуального развития, представление ребенка о семье.

Второй этап – обучающий. Подготовительные и коррекционно – развивающие занятия, направление на развитие коммуникативных навыков, формирования представлений о семье и семейных ценностях.

Третий этап - сближение. Включает в себя заочное знакомство с семьей кандидатов, встреча и знакомство с семьей, организация совместной деятельности, специально организованные встречи на базе Центра, временное помещение ребенка в семью на выходные, беседа после посещения семьи, мониторинг эмоционального состояния воспитанника от общения с семьей потенциальных родителей.

При выявлении положительной динамики в установлении эмоционального контакта в семье и в случае успешного прохождения этапов подготовки, готовится переезд воспитанника в семью кандидатов.

У детей, находящихся в Центре, отмечается задержка эмоционального, когниктивного и социального развития. Они плохо дифференцируют и контролируют свое эмоциональное состояние. Испытывают нарушения способности к формированию привязанности. На их поведение часто оказывает предыдущий негативный жизненный опыт, искажены представления о социальных ролях и семейной иерархии, отсутствует положительная модель выстраивания отношений в социуме.

Современные исследования, проведенные в России в 80-90 годы, высказывают идею формирования особого типа  личности у ребенка из детского дома. Воспитание  детей вне  семьи ведет к депривации психического и личностного развития, которое проявляется в деформации базового доверия к миру. Это формирование личности с недоразвитием внутренних механизмов активного, инициативного поведения, с преобладанием зависимого и реактивного поведения и специфической формой взаимодействия со взрослыми.

Перечисленные черты личности воспитанника откладывают отпечаток и на общение с кандидатами в приемные родители на этапе знакомства и сближения. Это неумение общаться с взрослыми вне учреждения, трудности в установлении контактов, отчужденность и недоверие к взрослым, отсутствие ощущения личностных границ, навязчивое поведение или наоборот отстраненность при общении.

Для успешного прохождения всех этапов по подготовки к передаче воспитанника в замещающую семью на базе нашего Центра используется песочная терапия, которая является плодотворным диагностическим, вспомогательным, коррекционным и развивающим методом.

Игра с песком как способ развития и самотерапии известен с древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как созидатель – один жизненный сюжет сменяет другой, следуя законам жизни: все приходит и все уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, просто старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения человек достигает душевного равновесия.

Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное – он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций.

Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

Во-вторых, в песочнице мощно  развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».

В-третьих, в  играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все  познавательные функции (восприятия, ощущение, память, внимание, мышление), а также моторика и речь.

В- четвертых, развивается и     совершенствуется предметно-игровая деятельность, что ведет к развитию коммуникативных навыков. Игра с песком расширяет кругозор ребенка, обогащает эмоциональную сферу.

В-пятых, песок является пластичным и многогранным материалом для детского творчества, развития фантазии, воображения.

Наблюдения за совместной игрой с песком ребенка и кандидатам в наглядно показывают особенности поведения, коммуникаций, качество взаимодействия между взрослым и ребенком.

Условия организации работы с детьми.

1.        Согласие и желание ребенка

2.        Специальная подготовка педагога и его творческий подход к проведению занятия

3.        У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.

Оборудование.

1.        Стол (ящик) размер 50Х70 окрашенный в голубой или синий цвет; световой стол (планшет).

2.        Материал – песок (специально подготовленный).

3.        Набор игрового материала – лопатки, кисти, формочки, миниатюрные игрушки (различной тематики), бросовый материал (ленты, бусины, пуговицы), природный материал (камешки, ракушки, шишки, веточки и т.д.).

4.        Фотоаппарат для фиксации процесса и результата.

5.        Медиа средства для музыкального и звукового сопровождения. Организация занятий. Игра с песком проходит в форме занятия.

1. Вводная часть. Знакомство с миниатюрными игрушками и песочницей. Круг приветствия, ритуал входа. Введение или повторение правил.

В этой части работы используются различные манипуляции с песком, позволяющие взрослому и ребенку почувствовать структуру материала, настроиться на основную часть занятия.

2 .Основная часть. Варьируется от цели и задачи занятия. Это может работа в парах или индивидуальная работа каждого участника. Свободное рисование на световом столе, рисование с сочинением сказок и историй, с включением персонажей и игрушек, создание коллажей или песочных картин с использованием декоративных материалов. Специалист может выступать в роли ведущего, предлагать тематическую и сюжетную основу или в роли наблюдателя за совместной деятельностью, отслеживая динамику игры в песке.

3 .Заключительная часть. Ритуал выхода. Обмен впечатлениями. Вербализация чувственного опыта ребенка и взрослого, рефлексия и подведение итогов.

Занятие с использованием песочной терапии. Предназначено для работы с кандидатами в приемные родители и ребенком старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Цель: снижение  эмоционального напряжения, обучение  навыкам общения и способам взаимодействия в системе взрослый - ребенок, установление доверительных отношений между взрослым и ребенком, накопление сенсорного опыта ребенка, развитие тактильно – кинестетической чувствительности, развитие познавательных процессов.

Вводная часть. Игра-упражнение «Поздоровайся с песком!»

Психолог: «Положите свои ладони на поверхность песка, оставьте отпечатки своих ладоней. Действуем двумя  руками. Погладим песок  сначала внутренней, затем тыльной стороной  ладони. Прикоснемся ребром ладони, пальцем (пальцами) рук. Попробуем выполнить движения ладонями по песку различной интенсивности.

Давайте сфокусируемся на своих ощущениях. Что вы почувствовали от прикосновения к песку? Какой он на ощупь? Шершавый, мягкий, холодный, теплый? Какие ощущения вы испытывается от прикосновения к песку?»

Психолог предлагает вспомнить и рассказать правила поведения в песочнице.

Основная часть. Упражнение «Песочная картина». Работа в парах. Участники создают образы в песочнице, работая одновременно, стремясь создать целостную композицию.

Психолог: «Давайте попробуем пальцем, ребром ладони, кистью нарисовать различные геометрические фигуры, узоры  и объединить  их в единый сюжет,  что бы у нас получилась песочная картина. Украсим ее бусинами, ракушками и камешками». После создания коллажа психолог просит дать название картине и рассказать о ней.

Заключительная часть. Психолог с согласия участников фотографирует картину. Обсуждение с кандидатом и ребенком процесса игры с песком.

Вопросы для обсуждения:

-Понравилась ли вам игра с песком?

-Понравилось ли совместное создание картины на песке?

-Какие чувства возникали при работе?

-Что мешало работе, а что помогало?

-Что понравилось и запомнилось больше всего на занятии? Почему?

Психолог просит самих участников убрать с песочного поля материалы, вернуть на места игрушки и разровнять поверхность песка, вымыть руки, после чего благодарит участников игры и прощается: «Наше занятие завершено! Благодарю за работу!». Ритуал выхода необычайно важен, особенно благодарность. Получение положительного заряда в конце занятия выгодно выделяет деятельность в песочнице и закрепляет желание ее повторять.

Во время игры с песком – создается положительный эмоциональный микроклимат, который способствует самораскрытию и самовыражению ребенка;

-формируются навыки общения;

-выстраиваются доверительные отношения между участниками занятия;

-раскрываются внутренние ресурсы и способности ребенка;

-тактильные игры являются общепризнанным средством сближения взрослого и ребенка.

Игра с песком - прекрасный посредник в установлении контакта с ребенком!

 

Список литературы

 

1.        Грабенко Т. М., Зинкевич – Евстигнеева Т. Д., Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры.- СПб.: Детство-пресс, 2002.

2.        Грабенко Т. М., Зинкевич – Евстигнеева Т. Д., Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. СПб.:2010.

3.        Сапожникова О. Б., Гарнова Е. В. Песочная терапия в развитии дошкольников. – М.:ТЦ Сфера,2014.

4.        Эль Г. Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия.- СПб.,2010

5.        Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту.- СПб.:Речь,2008.